Оборудование: иллюстрации, проектор, карточки с формулами, таблицы.
План урока
1.Актуализация знаний:
а) Введение в урок (настрой).
б) Самостоятельное формулирование темы урока и целей урока.
б) Устный счет.
2.Повторение и систематизация ранее изученного материала.
3.Итог урока.
4.Домашнее задание.
1.Актуализация знаний:
а) Введение в урок (настрой)– Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
б) Самостоятельное формулирование темы урока и целей урока.Ребята, вспомните, какую тему мы изучаем сейчас на уроках математики. С какими понятиями знакомились? Чему мы должны научиться ?(Решение задач на движение. Скорость, время, расстояние. Должны научиться решать задачи на нахождение скорости, времени и расстояния/пути/) .
в) Устный счет.На сегодняшнем уроке мы отправляемся в увлекательное путешествие, но прежде расшифруйте слово в таблице (учащиеся решают и заполняют таблицу)
Вычисли наиболее удобным способом:
Б 894-(294+80) = 520 З 232- (95+132) = 5
Е 715- 100 -115 = 500 Р (324+498) -298 = 524
А (586+245) – 486 = 345 Ё (629+56) -629 = 56
520
500
524
56
5
345
Б
Е
Р
Ё
З
А
Какое слово получилось? (Береза).
Что оно обозначает ? (Растение, дерево)
Где растет береза? (В лесу)
Итак,мы отправляемся в лес, а на чем поедем, выбирайте сами. Поедем на поезде. (Песня «Веселые путешественники» Iкуплет)
2. Повторение и систематизация ранее изученного материала.
Решение задачи. Поезд проехал 90 км, со скоростью 45 км/ч. Найдите время движения этого поезда. (Устно)
– Какую формулу мы используем для решения задачи?
t=S: V
Посчитайте, сколько времени будет двигаться поезд?
Эти формулы мы будем использовать для решения задач на движение
Мы приехали в лес (иллюстрация леса).
Игра « Волшебное дерево».
Ребята, посмотрите на лес. В нем растет дерево не простое, а сказочное, на одной из его веток раз в сто лет появляется бабочка, которая помогает путникам. И сегодня как раз такой день.
Достать волшебную бабочку нелегко, ведь у дерева много веток и нужно точно знать, на какой ветке появится бабочка.
В дупле дерева спрятана карта. Достаем карту, читаем: « Эта ветка находится слева от дупла. На ней сучок и нет змеи. Она направлена вверх и на ней две ветки. На ней есть белое кольцо».
(Учитель и ученик перемещаются по дереву и находят нужную ветку. Учитель достает бабочку.)
Учитель: « Бабочка указывает нам путь к лугу, но прежде нужно решить уравнение, любое на выбор» (Вызывается два ученика. Дети решают в тетрадях по выбору)
3 ·(6+а) = 45 у +439 = 811
6+а=45:3 y=811-439
6+а=15 у=372_______
а=15-6 372+439=811
а=9___________ 811=811
3∙(6+9)=45
45=45
Уравнения решили, продолжаем путь.
Выбираем транспортное средство- самолет, потому что луг находится далеко. Луг на ровной поверхности приземляться будет хорошо.
Физпауза (Теремок) (см. Приложение)
Задача:Этот самолет летел 20 минут, со скоростью 240 км./ч. Найдите расстояние, которое он пролетел?
Какую формулу будем использовать ? (S=V·t)
Найдем скорость, переведя в соответствующие единицы. Так как в одном часе 60 минут, то скорость самолета в 1 мин. Будет 240 : 60 = 4 (км/мин) – это скорость самолета
4 ·20 = 80( км )пролетел самолет
Ответ. Самолет пролетел 80 км.
Кто скрывается в густой траве луга? (бабочки, шмели, осы, мелкие зверьки)
Решим задачу про насекомых.
Бабочка за 3 минуты пролетает расстояние 180 м. А стрекоза за 2 часа пролетает расстояние в 14 400 м.
Заполним таблицу.
Название
S
V
t
Бабочка
180м
?
3 мин
Стрекоза
14400 м
?
2 часа
Определите у кого скорость больше? У стрекозы или бабочки ? И во сколько раз?
180:3=60 (м/мин) скорость бабочки
2часа=120 мин.
14400:120=120 (м/мин.)скорость стрекозы
120:60=2(раза)
Ответ. У стрекозы скорость в 2 раза больше, чем у бабочки.
Для человека луг имеет большое хозяйственное значение: это сенокосные угодья, здесь растут лекарственные растения. Поэтому люди охраняют луга.
Продолжаем наше путешествие, мы отправляемся на водоем.У нас осталось одно транспортное средство – автобус.
Задача. За 3 часа автобус проходит расстояние 126 км, с какой скоростью едет автобус?
Какую формулу используем? (V=S: t).
126:3=42( км/ч) скорость автобуса.
Посмотрите на водоем?
Как вы думаете – он естественный или искусственный? (Естественный, созданный природой)
Какие птицы чаще встречаются здесь? (Гуси, утки, цапли, лебеди-их называют водоплавающие) Чем они питаются? (рыбой, насекомыми, лягушками).
Физпауза(см. Приложение)
Решим задачу:На этот пруд прилетели водоплавающие птицы: гуси, утки. За 4 часа гуси пролетели 120 км, а утки с такой же скоростью летели 7 часов. Какое расстояние пролетели утки ?
Запишем условие в таблицу.
Название
S
V
t
Гуси
120
одинаковая
4ч.
Утки
?
7ч.
Что известно в задаче?
Что нужно найти ? (Нужно найти расстояние которое пролетели утки).
Можно ли сразу найти расстояние которое пролетели утки? (Нет, нам неизвестна скорость)
Что мы знаем о скорости полета уток? (Она такая же как и у гусей).
Можем ли мы найти скорость с которой летели гуси? (Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время).
Какую формулу используем? (S:t=V)
Чему равна скорость? 120 : 4 = 30 (км/ч) скорость гусей
По условию задачи скорость полета уток такая же, как и скорость полета гусей.
Теперь мы можем найти расстояние, которое пролетели утки? (Можем)
Какую формулу будем использовать? (S=V·t)
Вычислите расстояние. Сколько получилось 30·7=210 ( км.)
Ответ. Утки пролетели 210 км.
Ребята, вспомните, какие еще животные населяют водоемы? (Рыбы, звери, насекомые).
Как охраняют растения и животных водоемов?
Мы с вами выяснили, что водоем- это природное сообщество с разнообразным животным миром. Растения и животные водоемов тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Водоемы могут быть естественные и искусственные. Все водоемы нужно оберегать.
Физпауза .
Решение задачи на нахождение площади прямоугольника.
Посмотрите на эти геометрические фигуры.
Назовите их. (Окружность, треугольник, прямоугольник).
Какой из геометрических фигур мы можем изобразить водоем?(Окружностью)
Какой фигурой изобразим луг? (Треугольником)
Какой фигурой лес? (Прямоугольником)
Начертим прямоугольник длина 5 см. ширина 3 см. Найдите площадь прямоугольника. По какой формуле? (S=a·b)