Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Submitted by Наталия Базалей on пн, 20/02/2012 - 20:51
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Цель урока.Учащиеся должны обобщить знания по вопросу строения вещества и усвоить основные положения теории на уровне понимания.
Задачиурока.
Образовательные:
— сформулировать основные положения теории о дискретности вещества и хаотичности движения частиц; раскрыть факты, подтверждающие эти положения при теоретическом обобщении;
— познакомить с термодинамическим и молекулярно-кинетическим методами изучения свойств явлений.
Воспитательные:
— познакомить учащихся с эмпирическим и теоретическим уровнями познания научных фактов и закономерностей.
Развития мышления:
— продолжить формирование умений обобщать явления по разным признакам.
Ход урока
I. Выявление имеющихся знаний.
Учитель в беседе с учащимися выявляет их знания об основных характерных чертах механической формы движения материи: абстрагирование размеров и свойств движущихся тел;обобщение явлений на основе проявления только внешних признаков и представленияо тепловой форме движения материи; знания учащихсяо строении вещества и характере движения атомов и молекул; опыты, на основе которых получены эти знания; связь строения вещества с изменением температуры тела.
Подчеркивает значимость изучаемого теплового движения для науки в разработке основ теплотехники, создании материалов с заранее заданными свойствами, во влиянии на характер протекания многих явлений в жизни.
Подводит итоги беседы. Атомистические представления о строении вещества были известны еще древним грекам. Они получены на основе наблюдения явлений и опытных фактов. Эти выводы являлись результатом описания фактов без объяснения причин их протекания и представляли гипотезу. Такой способ изучения явлений называют эмпирическим Выводы (положения), которые формулируются с учетом выявления причин, объясняющих изучаемые явления на основе количественного описания, представляют обобщение их на более высоком (теоретическом) уровне.
Приступая к изучению новой формы движения материи (тепловой), учитель указывает учащимся на те вопросы, которые предстоит рассмотреть: качественное отличие теплового движения от механического; методы исследования теплового движения и теоретические основы. MKTкак основной теории, которая описывает тепловые явления; научные эксперименты, лежащие в основании теории.
Учитель и учащиеся фиксируют тему урока — основные положения MKT: вещество состоит из частиц; эти частицы беспорядочно движутсячастицы взаимодействуют друг с другом
II. Изучение нового материала.
Учитель раскрывает объект изучения молекулярной физики и вводит модель изучаемых объектов — макроскопическое тело.
Учащиеся выделяют основные положения о строении вещества, известные им: вещества состоят из мельчайших частиц (атомов, ионов, молекул); частицы в веществе находятся в непрекращающемся хаотическом движении. Учитель демонстрирует опыт — свободная диффузия газов — и механическую модель броуновского движения.
Учитель рассказывает о значении работ А. Эйнштейна и М. Смолуховского в развитии теории MKT; объясняет причины броуновского движения и теоретически его обосновывает.
Дает описание опытов Перрена и следующие выводы: движение броуновских частиц вызывается ударами молекул вещества, в которых эти частицы взвешены; броуновское движение непрерывно и беспорядочно, оно зависит от свойств вещества; движение броуновских частиц позволяет утверждать о движении молекул среды, где эти частицы находятся; броуновское движение показывает существование молекул, их движение, а также непрерывный и хаотический характер этого движения. (Выводы фиксируются).
Учитель подчеркивает возможности современной науки и техники в подтверждении механизма броуновского движения через самостоятельную работу учеников.
Отмечает значение разнообразных экспериментальных работ для становления теории MKTв решении проблемы строения вещества.
III. Обобщение материала о тепловых явлениях.
Учитель знакомит учащихся с методами описания теплового движения и поясняет, что эксперименты, поставленные учеными, и выводы, полученные на их основе, позволяют по-разному описывать тепловые явления со стороны изменения внешних параметров (термодинамический метод изучения тепловых явлений) и с позиций строения вещества (статистический метод изучения тепловых явлений).
Уточняет понятие «тепловые явления».
Указывает на основные характеристики описания тепловых явлений.
Вводит понятие молекулярно-кинетической теории.
Учитель проверяет усвоение знаний в знакомой ситуации. Демонстрируются видеофрагменты с диска «Физика в школе»: «Броуновское движение», «Молекулы и силы их взаимодействия».
Вопросы учащимся:
- Какие положения подтверждают явления, рассмотренные в фильме?
- Можно лина основе наблюденияза явлениями сформулировать основные теоретические положения?
- Что использовано в фильме для доказательства основных положений MKT?
- Правильно ли утверждение о том, что «Броуновское движение есть тепловое движение молекул»?
- Почему было необходимо для обоснования теоретических положений MKTобъяснять зависимость движения броуновской частицы от ее размеров?
- Каким методам познания в науке соответствуют термодинамический и статистический методы описания явлений?