Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Междометие как часть речи».

Submitted by Наталья Алексеевна Мацегорова on вс, 19/02/2012 - 14:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мацегорова Н.А.
Место работы, должность: 
МБОУ КСОШ №32.Учитель.
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

образовательные:

- познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;

- показать роль междометий в речи;

- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

- закрепить умение производить морфологический разбор слов;

развивающие:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать в парах.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 учебник русского языка 7 класс под. ред. М.Т. Баранова; 

Используемое оборудование: 

 

карточки со стихотворением и опорным конспектом для записи рассказа на лингвистическую тему,  декорации для инсценировки сказки ; презентация к уроку ; учебный диск 7класс.

Краткое описание: 
Этот план-конспект представлен для учителей и учащихся 7 класса.

 

 Ход урока

 

1. Оргмомент. Приветствие.

- Сегодня проведём урок необычный – урок-сказку. ( слайд 1) Тема урока: « Междометие как часть речи»( слайд 2)

- К концу урока должны

 знать : что такое междометие,

 уметь: находить междометия в текстах;

             определять роль междометий в речи;   

             конструировать предложения, включая в  них междометия. ( слайд 3)

 

2. Активизация имеющихся знаний.

 

(Начинаем инсценировку сказки (по мотивам  сказки Ф. Кривина “Междометие”.)

( слайд 3)

Учитель: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. ( слайд 4) Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

 

- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?

 

- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем.

 

- Работа по составлению  кластера “Что умеют самостоятельные части речи?” ( слайд 5)

 

- Проверка: прием “Мозговой штурм”: учащиеся делятся своими знаниями, не забывая подкреплять каждый пункт кластера примерами. Учитель оформляет кластер на доске с помощью заранее заготовленных карточек.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте теперь на практике докажем, что самостоятельные части речи обладают всеми названными свойствами.

 

Анализ предложения. (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)

 

Для вежливости открыты настежь любые двери. ( слайд 6)

 

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

- Подчеркните члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.

 

- Выполним морфологический разбор  существительного “двери”   коллективно.

 

 – разбор слов по вариантам-    1 “настежь”, 2 “открыты”.

 

Сделаем вывод: с какой целью мы выполняли эту работу? (На практике подтвердили правильность составленного кластера.)

 

Продолжаем.

 

Учитель: Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица.  (слайд 7)

 

- Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? (Это служебные части речи.)

 

 - А сейчас поработаем с отрывком из стихотворения С. Есенина « Разгулялась вьюга..»

Работа со стихотворением (оно распечатано для каждого ученика. (слайд 8)

 

Задание: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте.

 

(слайд 9)

 

Ра…гулялась в…юга,

Накл…нились ели

(До) земли, (с) и…пуга

Ставни заскр…пели.

А (в) окно снежинки

Мотыльками б…ются,

Та…т, и сл…зинки

Вниз по стёклам л…ются.

 

- Какова тема этого стихотворения?

 

- Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины? (Олицетворения: “разгулялась вьюга”, “снежинки бьются в окно”,     сравнение снежинок с мотыльками.)

 

- Для чего же необходимы служебные части речи? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.)

 

Продолжаем…

 

Учитель: Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

 

3. Знакомство с новым понятием.

 

Учитель: Однажды вечером к ним постучались в дверь.

 

Частица: Чу! Кто-то стучит.

 

Глагол: Ох! Пойду отворю.

 

Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.

 

Существо: Здравствуйте, добрые люди!

 

Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь держишь.

 

Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.

 

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

 

Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

 

Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

 

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

 

Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? (Надо бы сначала разобраться, а не кричать. Нужно узнать, что умеет делать Междометие.)

 

Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в речи уже много раз.

 

Наречие: А ведь верно, так оно и было.

 

Учитель: Ребята, прежде чем Междометие начнет о себе рассказывать, возьмите ручки. Вам необходимо заполнить пустые строки в рассказе на лингвистическую тему (опорный конспект распечатан для каждого ученика заранее.)

 

(слайд 10)

 

Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у – все это междометия. В разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко мне за помощью: “Привет! Здравствуйте! Извините! Благодарю! Спасибо! Пожалуйста!” Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно придется. А если дело плохо, говорят: “Крышка! Капут!”

 

Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”.

 

Включается учебный диск «Междометие» (определение междометия, голоса живой и неживой природы)

 

Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не обойтись.

 

Наречие: Да, но Междометие не изменяется…

 

Междометие: А ведь ты Наречие тоже неизменяемая часть речи.

 

Существительное: И членом предложения ты не являешься…

 

Междометие: Ну и что же, а как же Предлог? Союз? Да и потом… Ну-ка, ребята, запишите предложения.

 

Анализ предложений. Определение роли междометий.( слайд 11)

 

Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай. (В первом предложении “бай-бай” - подлежащее, во втором – сказуемое.)

 

Междометие: Иногда я могу как бы на время переходить в другие разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи.

 

Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью, но только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться запятыми или восклицательным знаком.

 

Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

 

Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

 

Включается диск « Знаки препинания»

 

4. Закрепление новых знаний.

Проверка составления рассказа на лингвистическую тему:

 

( слайд 12)

- Вот и подошло время проверить ваш рассказ на лингвистическую тему.

 

- Что такое междометие? Приведите примеры междометий.

 

- Какие междометия называются этикетными? Для чего они необходимы?

 

- Как междометия выделяются на письме?

 

Самостоятельная работа 1  ( слайд 13)

 

 -  Замените междометиями следующие предложения:

 

1.     Я прошу вас немедленно покинуть          помещение!

 

2.    Я ужасно устал!

 

( слайд 14)

 

Задание: добавьте в предложения междометия, предложения запишите, междометия подчеркните.

 

( слайд 15)

 

-Составьте нераспространённые предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы

 

Сделаем вывод:

 

-Что изменилось в предложениях? ( Они стали звучать более выразительно, эмоционально)

 

* упр. 415

 

 5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

 

( слайд 16)

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

 

- Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?

 

6. Домашнее задание. ( слайд 17)

 

Для всех: подготовить устный рассказ о междометии, используя учебник с.186-187.

 

На выбор:

 

- Упражнение 420 (составить диалог, включив в него междометия.)

 

- Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему: “Ах, как любят междометие остальные части речи!”

 

 

 

Опорный конспект

 

Междометие

 

Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________.

 

Примеры междометий: __________________________________ .

 

Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________.

 

Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________.

 

К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ .

 

Междометие – это очень ____________________ часть речи.

Прикрепленный файл Size
Урок-сказка.ppt 700 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн