Submitted by Наталья Алексеевна Мацегорова on вс, 19/02/2012 - 14:26
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
- Сегодня проведём урок необычный – урок-сказку. ( слайд 1) Тема урока: « Междометие как часть речи»( слайд 2)
- К концу урока должны
знать : что такое междометие,
уметь: находить междометия в текстах;
определять роль междометий в речи;
конструировать предложения, включая в них междометия. ( слайд 3)
2. Активизация имеющихся знаний.
(Начинаем инсценировку сказки (по мотивам сказки Ф. Кривина “Междометие”.)
( слайд 3)
Учитель: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. ( слайд 4) Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.
- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?
- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем.
- Работа по составлению кластера “Что умеют самостоятельные части речи?” ( слайд 5)
- Проверка: прием “Мозговой штурм”: учащиеся делятся своими знаниями, не забывая подкреплять каждый пункт кластера примерами. Учитель оформляет кластер на доске с помощью заранее заготовленных карточек.
- Давайте теперь на практике докажем, что самостоятельные части речи обладают всеми названными свойствами.
Анализ предложения. (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)
Для вежливости открыты настежь любые двери. ( слайд 6)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Подчеркните члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.
– разбор слов по вариантам- 1 “настежь”, 2 “открыты”.
Сделаем вывод: с какой целью мы выполняли эту работу? (На практике подтвердили правильность составленного кластера.)
Продолжаем.
Учитель: Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица. (слайд 7)
- Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? (Это служебные части речи.)
- А сейчас поработаем с отрывком из стихотворения С. Есенина « Разгулялась вьюга..»
Работа со стихотворением (оно распечатано для каждого ученика. (слайд 8)
Задание: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте.
(слайд 9)
Ра…гулялась в…юга,
Накл…нились ели
(До) земли, (с) и…пуга
Ставни заскр…пели.
А (в) окно снежинки
Мотыльками б…ются,
Та…т, и сл…зинки
Вниз по стёклам л…ются.
- Какова тема этого стихотворения?
- Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины? (Олицетворения: “разгулялась вьюга”, “снежинки бьются в окно”, сравнение снежинок с мотыльками.)
- Для чего же необходимы служебные части речи? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.)
Продолжаем…
Учитель: Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: Однажды вечером к ним постучались в дверь.
Частица: Чу! Кто-то стучит.
Глагол: Ох! Пойду отворю.
Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.
Существо: Здравствуйте, добрые люди!
Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь держишь.
Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.
Предлог (удивленно): Вот тебе на!
Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!
Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?
Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!
Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? (Надо бы сначала разобраться, а не кричать. Нужно узнать, что умеет делать Междометие.)
Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в речи уже много раз.
Наречие: А ведь верно, так оно и было.
Учитель: Ребята, прежде чем Междометие начнет о себе рассказывать, возьмите ручки. Вам необходимо заполнить пустые строки в рассказе на лингвистическую тему (опорный конспект распечатан для каждого ученика заранее.)
(слайд 10)
Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у – все это междометия. В разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко мне за помощью: “Привет! Здравствуйте! Извините! Благодарю! Спасибо! Пожалуйста!” Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно придется. А если дело плохо, говорят: “Крышка! Капут!”
Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”.
Включается учебный диск «Междометие» (определение междометия, голоса живой и неживой природы)
Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не обойтись.
Наречие: Да, но Междометие не изменяется…
Междометие: А ведь ты Наречие тоже неизменяемая часть речи.
Существительное: И членом предложения ты не являешься…
Междометие: Ну и что же, а как же Предлог? Союз? Да и потом… Ну-ка, ребята, запишите предложения.
Анализ предложений. Определение роли междометий.( слайд 11)
Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай. (В первом предложении “бай-бай” - подлежащее, во втором – сказуемое.)
Междометие: Иногда я могу как бы на время переходить в другие разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи.
Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью, но только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться запятыми или восклицательным знаком.
Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.
Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.
Включается диск « Знаки препинания»
4. Закрепление новых знаний.
Проверка составления рассказа на лингвистическую тему:
( слайд 12)
- Вот и подошло время проверить ваш рассказ на лингвистическую тему.
- Что такое междометие? Приведите примеры междометий.
- Какие междометия называются этикетными? Для чего они необходимы?
- Как междометия выделяются на письме?
Самостоятельная работа 1 ( слайд 13)
- Замените междометиями следующие предложения:
1. Я прошу вас немедленно покинуть помещение!
2. Я ужасно устал!
( слайд 14)
Задание: добавьте в предложения междометия, предложения запишите, междометия подчеркните.
( слайд 15)
-Составьте нераспространённые предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы
Сделаем вывод:
-Что изменилось в предложениях? ( Они стали звучать более выразительно, эмоционально)
* упр. 415
5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
( слайд 16)
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?
6. Домашнее задание. ( слайд 17)
Для всех: подготовить устный рассказ о междометии, используя учебник с.186-187.
На выбор:
- Упражнение 420 (составить диалог, включив в него междометия.)
- Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему: “Ах, как любят междометие остальные части речи!”
Опорный конспект
Междометие
Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________.
Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________.
Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________.
К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ .
Междометие – это очень ____________________ часть речи.