Уважаемые коллеги! Я, Ядренцева Ирина Васильевна, учитель немецкого языка и музыки МОУ СОШ с. Покровская Арчада Каменского района Пензенской области, предлагаю вашему вниманию авторскую разработку открытого классного часа, представленного в форме сюжетно-ролевой игры для старшеклассников на тему «Этика и психология семейной жизни».
Убеждена, что подготовка выпускников к будущей семейной жизни непременно должна быть в поле зрения каждого классного руководителя.
Цели данного мероприятия:
- смоделировать в сюжетно-ролевой игре реальные ситуации семейного общения между супругами, а также между детьми и супругами;
- формировать у учащихся представление о гармоничной, сплоченной, дружной семье;
- дать старшеклассникам советы, направленные на укрепление семейных взаимоотношений.
Сюжетно-ролевая игра для старшеклассников на тему:
«Этика и психология семейной жизни»
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Сегодня на нашем открытом классном часе мы поведем разговор о секретах счастливого супружества. Итак, приглашаю всех вас поучаствовать в сюжетно-ролевой игре «Этика и психология семейной жизни».
(Презентация «Обручальное кольцо»)
- Я вижу по вашим глазам, что наш маленький-сюрприз-презентация никого не оставил равнодушным. Кто-то вспомнил о своей юности, а ребята увидели своих родителей и близких в один из самых счастливых моментов их жизни. Пройдет год-два, пять лет или чуть больше, и ребята нашего класса начнут создавать свои семьи, поэтому сегодняшний разговор, на мой взгляд, весьма своевременен. Каждый мечтает о счастливой, дружной семье, но не всем это в реальности удается. Счастливыми оказываются семьи, где супруги умеют правильно выстроить отношения друг с другом и с детьми. И мы с вами сегодня попробуем смоделировать такие отношения в своих условных семьях.
Ребятам заранее было предложено для игры образовать семьи из отца, матери и детей. Итак, поприветствуем их:
- Семья Борисовых: отец Игорь, мать Алена и их дети: дочь Анна и сын Денис.
- Семья Ремонтовых: отец Константин, мать Ольга и их дочери Наталья и Екатерина.
- Семья Демьяновых: отец Владимир, мать Алеся и их дочь Елена.
- Семья Чирковых: отец Юрий, мать Екатерина и их дочь Эльвира.
Чтобы наша сюжетно-ролевая игра прошла интереснее, предлагаю ввести в нее элемент соревновательности, выбрав жюри. Сегодня жюри не будет ставить традиционных баллов, а лишь определит в заключение игры победителей в каждой из номинаций. Свои выводы оно сделает на основании всех конкурсов.
А сейчас нам хотелось бы поближе познакомиться с семьями. Каждая семья, конечно, имеет свой характер, свои взгляды, которые могут быть изображены с помощью эмблемы. Каждая семья имеет свой жизненный девиз.
Итак,1-й конкурс мы назвали – «Разрешите представиться». Представлять семью может любой из ее членов, остальные могут помогать ему.
- Слово семье Борисовых…(слайд «Солнышко»)
- Слово семье Ремонтовых…(слайд «Радуга»)
- Слово семье Чирковых…(слайд «Дерево»)
- Слово семье Демьяновых…(слайд «Роза»)
Спасибо! Ваши ассоциации очень интересны. Надеюсь, жюри по достоинству их оценит.
Всем известно, что для семьи очень важно взаимопонимание, единство взглядов, тогда легче развиваться каждому, двигаясь в одном направлении. Посмотрим, каковы же ваши взгляды на семью, любовь и едины ли они. Попробуйте, посовещавшись, объяснить цитаты известных людей. У вас на обсуждение 2 минуты. Прошу отцов, глав семейств, выбрать задания.
(слайд «Титаник»)
- Чьей семье достался этот слайд? Кто из вас выступит с разъяснением? (слайд Цитата 1 «Удачный брак-это строение, которое нужно каждый день реконструировать» А.Моруа)
- А кто будет объяснять это высказывание? Мы готовы вас выслушать (слайд Цитата 2 «Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми – после» М. Скюдери)
- Кому досталась эта цитата? Готовы высказать свое мнение? Пожалуйста (слайд Цитата 3 «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности» А. Шоппенгауэр)
- Слово вам, семья …(слайд Цитата 4 «Любовь одна, но подделок под нее тысячи» Ф. Ларошфуко)
Спасибо всем семьям!
- Психологи установили, что мужчина любит глазами, а женщина ушами. Любой женщине, жене, хозяйке, матери приятно слышать в свой адрес комплименты. К сожалению, некоторые молодые люди после свадьбы об этом забывают. А ведь от комплиментов улучшается настроение, женщина расцветает, ей хочется стать еще лучше и она готова сделать для семьи, своих близких еще больше. Поэтому следующий наш конкурс для отцов. А называется он «Комплименты». (Слайд – «Котята») Каждый из глав семьи должен расхвалить свою хозяйку. Предметом для комплиментов может стать не только внешний вид, но и черты характера, и ее поступки. Думаю, вы не растеряетесь и сможете расхвалить свою супругу достойно.
Прошу родителей выйти ко мне. Молодые люди встанут слева, а их прекрасные половинки справа. Каждый из отцов будет по очереди произносить комплимент, а если все хвалебные слова кончились, то участник выбывает из конкурса и занимает свое место за столиком вместе со своей парой. Главный, но мой взгляд, секрет заключатся в искренности похвалы. Думаю, что жюри это заметит.
-А сейчас в игру вступают молодые хозяйки. Всем известно, что не бывает семьи без размолвок, обид, конфликтных ситуаций. Их нужно уметь разрешать, находить компромисс, успокоить супруга, помириться с ним. Насколько это получится у молодых жен, решит жюри. Мы объявляем конкурс «Перемирие» (слайд «Муж и жена»). А девушек я прошу подойти для жеребьевки (вытягивают номерки 1, 2, 3, 4).
В разыгрывании ситуаций каждой девушке помогает супруг, который исполняет в данном эпизоде роль недовольного, раздраженного обстоятельствами мужа. Думаю, что после посещения пензенского драмтеатра вам это нетрудно будет сделать.
(все сценки разыгрываются за столом; здесь посуда, газеты, журналы)
Итак, ситуация № 1 . Кому достался этот жребий?
Муж пришел с работы раздраженный и усталый. Вы приготовили ужин, а ему не нравится. (Разыгрывание ситуации за специальным столиком).
Ситуация № 2. Кто ее представит?
Муж пришел с работы раздраженный и усталый. Он хочет посмотреть футбольный матч, а вы целый день ждали очередную серию любимого сериала. (Разыгрывание ситуации).
Ситуация № 3. Кто вступает в игру?
Муж пришел с работы раздраженный и усталый. А жена задержалась у подруги и еду не приготовила. (Разыгрывание ситуации).
Ситуация № 4. Это для семьи …
Муж пришел с работы раздраженный и усталый. Он решил взять отпуск и купить путевки для всей семьи на море. А жена потратила деньги на новую шубку. (Разыгрывание ситуации).
Спасибо! Вы находчивы и артистичны!
Теперь я предлагаю вступить в игру детям (слайд «Дети»). (мы разыграем ситуацию прямо на местах).
Задание семье Борисовых.
Сын Игоря и Алены шестиклассник Денис начал курить. Его старшая сестра Аня сдает брата родителям. Как Денису оправдаться, чтобы родители не ругали?
Спасибо за интересное решение проблемы!
Задание семье Ремонтовых.
Дочь одиннадцатиклассница Наташа сразу после окончания школы решила выйти замуж. Сестра десятиклассница Катя поддерживает ее. Нужно сообщить эту новость родителям так, чтобы получить согласие на брак.
Спасибо! Вы были находчивы!
Задание семье Чирковых.
Дочь Юрия и Екатерины одиннадцатиклассница Эльвира хочет эту Новогоднюю ночь провести с друзьями и подругами. Родители против. Как получить разрешение от родителей. Спасибо! Вы были очень убедительны!
Задание семье Демьяновых.
Дочь Демьяновых старшеклассница Елена без спроса села поздно вечером за руль родительской «десятки» и по неопытности, врезавшись в дерево, оставила вмятину на багажнике. Как сообщить об этом родителям, чтобы те сильно не ругали?
Спасибо! Надеюсь, жюри по достоинству оценит вашу находчивость и умение погасить назревающие конфликты.
-А сейчас предлагаю вступить в игру семьям в полном составе. Дети – это, конечно, большая радость для родителей, это их счастье, их помощники, их надежды, их будущее. Но в то же время дети – это большая ответственность, это проблемы маленькие и большие. И чем старше ребенок, тем больше проблем дома, в школе, на улице. Завершающий наш конкурс – «Педагогическая ситуация» (слайд «Школьник»).
В разыгрывании каждой из ситуаций прошу учителейпомочь нам. Для вас будут версии-подсказки, но вы можете импровизировать. Ситуация будет состоять из двух частей. Первая часть – разговор с учителем, классным руководителем или администрацией школы при вызове в школу, вторая часть – разговор дома с ребенком.
Итак, ситуация для семьи Борисовых. Вас вызывает в школу классный руководитель вашего ребенка Ядренцева И.В. (Уважаемые родители, хочу сообщить вам, что ваш сын сорвал урок у молодого педагога. Сами знаете, какое сейчас время. Никого в село не затянешь, тем более молодых учителей. И вот такая удача! Приехал молодой химик Елена Ивановна. Тут радоваться надо, а вместо радушного приема – пожалуйста… Хотите знать, что делал на уроке ваш ребенок? Плевал из трубочки, сидел - напевал, давал ненужные комментарии. Я, конечно, могу понять, что ребенок пытался привлечь к себе внимание, но не таким же способом? Что будем делать?)
Прошу принять игровую эстафету семью Ремонтовых. Вас вызывает в школу завуч школы Гришина В.В. (Ваша дочь Катя вчера отсутствовала на физике. Причем это повторяется неоднократно. И знаете, где она находилась во время урока? Вот в этом пыльном шкафу. Я ранее беседовала с девочкой, но в разговорах со мной она ничего вразумительного не объясняла, обещала, правда, что это больше не повторится, но вот опять сорвалась. А вы что думаете по этому поводу? Прошу вас поговорить дома с ребенком!)
Ситуация для семьи Чирковых. Вас вызывает в школу классный руководитель вашей дочери Эльвиры Агишев А.А.. (Ваша дочь слишком уж подвижная на переменах. Нет бы уроки повторять, а она все по коридору носится. Я так и знал, что это добром не кончится. Вчера Эльвира разбила стекло в школьном коридоре. Неприятно и то, что сама не признается, но ребята из 5-го класса видели и рассказали. Стекло дорогое, у школы денег нет, директор требует новое . Что будем делать, уважаемые товарищи родители?
А вот ситуация для семьи Демьяновых. Вас вызывает в школу классный руководитель вашей дочери Лены Фролова Валентина Васильевна. (Ваша дочь стала плохо учиться. Девочка способная, но совсем не готовится к урокам. Я считаю, что причина в том, что Лена влюбилась в своего одноклассника, и это плохо влияет на нее. Все внимание на макияж, модную одежду, а не на учебу. А вы как считаете? В чем причина таких изменений? Что нам делать в этой ситуации?)
Просим жюри огласить итоги нашей сюжетно-ролевой игры. (Жюри награждает команды в номинациях «Дружная семья», «Творческая семья», «Веселая семья», «Артистичная Семья» и вручает соответственно грамоты).
Спасибо жюри, спасибо участникам игры! Сегодня мы на несколько мгновений погрузились в семейные хлопоты и волнения, почувствовали ответственность за своих близких. Педагоги и психологи напивали много замечательных книг о счастливом супружестве. Но теория теорией, а семейное счастье построить непросто, это большой ежедневный труд. Надеюсь, вы сегодня убедились в этом. Результаты анкетирования на тему «Моя будущая семья», которое мы провели в нашем классе, дают мне основание утверждать, что у вас сформирование здоровые ориентиры будущей семейной жизни. Я надеюсь, когда придет время вы сделаете правильный выбор своей половинки и будете обязательно счастливы. Нашу сюжетно-ролевую игру я хотела бы завершить презентацией под названием «Гимн семьи».
(Презентация «Гимн семьи»)
|