Submitted by Наталья Валерьевна Баранова on Tue, 14/02/2012 - 21:01
Цель: знакомство с понятием "миф", обзорное знакомство с мифологией древней Греции.
Задача:
1) узнать, что такое миф, мифология, чем миф отличается от сказки;
2) познакомиться с основными древнегреческими богами;
3) показать влияние мифов на последующую культуру человечества;
4) формировать интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся должны знать основных богов древней Греции.
2. Отличительные признаки мифа от сказки
3. Значение крылатых выражений
Формы организации работы учащихся:
1. Индивидуальная работа
2. Групповая работа
Ход урока:
Мотивационный момент (учащимся предлагается собрать пазлы, на которых изображены паук и павлин)
Ребята, каждый из вас хоть раз в жизни видел павлина или паука. А известно ли вам, как в древности люди объясняли появление этих существ на земле? (Ответы учащихся, пересказ сюжетов мифов, рассказывающих об Арахне, Герионе заранее подготовленными учениками)
Беседа с классом: Как вы думаете, что в древности народ называл мифом? (Ответы учащихся: миф - предание, созданное народом, передающее представление народов о происхождении мира).
Давайте посмотрим, насколько соответствует наше определение определению, данному в словаре? (СЛАЙД 2)
Если миф - это предание, то что такое мифология? При ответе обратите внимание на морфемное строение слова? (Ответы учащихся: мифология - совокупность мифов, созданных народами мира; наука, изучающая мифы).
Аналитическая работа. Прослушайте два отрывка, определите, какой из них взят из сказки, а какой мифа? Свой ответ поясните. (зачитываются учителем или прослушиваются два отрывка).
Материал для работы.
Сын Эола, Сизиф, был самый лукавый и корыстолюбивый из смертных; богам не уступал он ни в хитрости, ни в мудром совете. Он помтроил город Коринф и был первым его властителем. Умом своим и изворотливостью он нажил несметные богатства: сгубила его только корысть да чрезмерная самонадеянность. (Миф о Сизифе)
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною, у них было три сына... (Сказка "Три царства - медное, серебряное, золотое")
Чем отличается миф от сказки? (заполняется сравнительная таблица, расположенная на ИД)
Предлагаю проверить правильность выполнения задания и обратиться к СЛАЙДУ 3
Беседа с классом: Как вы думаете, кто же в древнегреческой мифологии вершил судьбы людей? (Ответы учащихся: боги)
Слово учителя: Греки верили в тысячи богов. Главными были олимпийские боги. Бессмертные боги создали все: землю, небо, море, деревья, животных. По своему образу и подобию они сотворили и человека. Но зачем богам нужен был человек? Человек нужен был богам, чтобы воздвигать для них храмы, прославлять их и приносить им дары. Боги ждали поклонения. А кто они олимпийские боги? Предлагаю вам познакомиться с основными древнегреческими богами (см. в прикрепленном файле)
Кроме богов, в мифах действуют и герои? Как вы думаете, кого можно назвать "героем"? (Ответы учащихся: герой - исключительный по смелости или своим доблестям человек)
А кого во времена древней Греции называли героями? (СЛАЙД 4)
Промежуточная рефлексия. Предлагаю вам составить синквейн, в котором отразится ваше понимание того, кто такие олимпийские боги? (Возможный вариант:
БОГИ
СУРОВЫЕ, ВЕРХОВНЫЕ
КАРАЮТ, УПРАВЛЯЮТ, ПОМОГАЮТ
БОГИ ВСЕ ЗНАЮТ, УМЕЮТ
ВСЕМОГУЩИЕ
Слово учителя: Но древнегреческая мифология, известная всему миру, оказала внимание на культуру человечества. (СЛАЙД 6)
Итог урока: Обобщите полученные знания по теме сегодняшнего урока в форме синквейна. Исходное слово