Submitted by Ольга Владимировна Дробаха on Fri, 10/02/2012 - 23:52
Урок математики в 3 классе
Тема: Внетабличное умножение и деление в пределах 100.
Цель:
систематизация и обобщение знаний о способах умножения и деления в пределах 100.
Задачи урока:
формировать вычислительные навыки; формировать УУД: классифицировать, группировать, а также формировать общий способ действий;
развивать внимание, память, познавательную активность учащихся, а также развивать интерес к предмету через игровую форму работы, повышать активность учащихся;
воспитывать уважение к математике, чувство гордости за страну.
Оборудование:
мультимедийная презентация;
раздаточный материал (Приложение 1 - лист детям для работы на уроке. Приложение 2 – наглядный материал для доски. Приложение 3 - домашнее задание»Раскрась рисунок».)
Ход урока:
1. Орг. момент
Слайд 1
- Урок математики начнем с составления предложения из слов. (в пределах, деление, ста, умножение, и, внетабличное)
Что получилось? Это тема нашего урока «Внетабличное умножение и деление в пределах 100».
- Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке?
(На уроке мы будем совершенствовать свои умения умножать, делить, складывать числа в пределах ста.)
- А для чего человеку надо уметь хорошо считать?
- И я приведу несколько примеров:
Слайдшоу 2 (картинки: в магазине оплата покупки, оплата
коммунальных услуг; ЕГЭ, …)
- Без умения считать в нашей жизни невозможно обойтись.
2.Кроссворд с математическими терминами.
Слайд 3
- Перед вами кроссворд. Вы узнаете ключевое слово - и в этой
области особенно важно не допускать ошибок при счете.
1. При делении он всегда должен быть меньше делителя.
2. Если значение частного умножим на делитель, то получим …
3. Результат деления.
4. Числа при умножении называются…
5. Результат умножения.
6. Запись со знаком =.
КОСМОС.
- Для того чтобы отправить человека в космос, нужно произвести тщательные расчеты. Даже малейшая ошибка, 1 неточность могут обернуться бедой. Правильный же счет - гарантия успеха.
- Ребята, 2011 год в России объявлен годом космонавтики. А вот почему, узнаете, выполнив задание.
3. Работа над выражениями.
1) - В №1 на листе среди выражений найдите лишнее, подчеркните его. Почему оно лишнее?
27 • 3 23 + 4 + 16 + 7 2 • 37 53 : 8
72 : 4 : 6 3 • 14 • 2 36 : 12
- Найдите значение и запишите.
- Сколько у тебя получилось, а у тебя?
- Как считали?
- А как рациональнее посчитать сумму?
- Какие свойства сложения вы использовали?
(Мы могли сделать так, используя переместительный и сочетательный законы сложения.)
Слайд 4
Ирак, у нас получилось число 50. Именно столько лет, полвека, прошло с тех пор, как состоялся первый полет человека в космос. Именно поэтому 2011 год - год космонавтики.
- А как зовут первого космонавта?
- Когда состоялся этот полет?
(Летчик-испытатель Ю.А.Гагарин, гражданин нашей страны, 12 апреля 1961 года отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил всего один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Но это был огромный шаг в развитии космонавтики. И сделал этот шаг русский человек.)
2) - Вернемся к оставшимся записям №1. На какие 2 группы можно их разделить?
- Подчеркните произведения. Сколько их? Кто объяснит у доски? Остальные записывают ответы на листе.
27 • 3 = 81 3 • 14 • 2 = 84 2 • 37 = 74
- Какие свойства умножения вы использовали?
- Прочитайте 1 выражение по-разному.
- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Как считали? (способ)
Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 2). Проверьте, как вы усвоили способ умножения. Если вы правильно найдете значения, то расшифруете слово из букв. Время работы 4 минуты. Посмотрим, кто быстро и правильно выполнит задание.
90
72
84
64
72
3 • 24 А 72
4 • 16 К 64
18 • 5 Л 90
28 • 3 Й 84
- Какое слово получилось? (Лайка)
- Так как считали? (умножение суммы на число)
- Кто знает, как связаны КОСМОС и Лайка?
Слайд 5.
Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года до первого полета человека в космос, когда запустили первый искусственного спутника Земли.
Через месяц запущен второй искусственный спутник Земли, на нем впервые полетело живое существо — собака Лайка.
Через 3 года (1960) совершен первый в истории орбитальный полёт в космос собак Белки и Стрелки. Они сделали вокруг Земли 17 витков.
Физминутка
Мы шагаем по планете,
А теперь летим в ракете.
Слева звездочка летала,
Там комета проплывала.
В звездной пыли покружились.
На планету приземлились.
+ упр еще
3) - Вернемся к оставшимся записям №1. Как называются оставшиеся выражения?(частные)
- Комментирует решение у доски …
72 : 4 : 6 = 3
- Каким способом будешь решать?
- Это было внетабличное деление и здесь мы делили сумму на число, а во 2-м действии - уже табличное деление.
36 : 12 = 3
- Прежде чем начнем считать 2-е, давайте сравним. Чем отличаются? (обратите внимание на делитель). Мы будем использовать тот же способ деления?
Итак, здесь способы вычисления разные.
53 : 8 = 6 (ост.5)
- А здесь какой способ решения?
- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Еще раз проговорим, какие способы счета использовали.
Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 3). Если вы правильно найдете значения, то у вас снова получится слово уже из слогов.
13
3
4
14
54 : 18 РЕШ 3
98 : 7 ВА 14
76 : 19 КО 4
52 : 4 ТЕ 13
- Какое слово получилось? (Терешкова)
- Кто знает, как это слово связано с космосом?
Слайд 6.
16 июня 1963 — совершен первый в мире полет в космос женщины-космонавта
Валентины Терешковой на космическом корабле Восток-6. В космосе она была 3 суток.
В 1982 году в космос полетела Светлана Савицкая - вторая женщина-космонавт. Она летела в составе экипажа корабля «Союз Т-7»из 3 человек. Раньше в экипаже были только мужчины. Она же и первая из женщин вышла в открытый космос.
4. Работа над задачей.
Слайд 7.
- Для космонавтов шьют специальную одежду из специальной ткани. Тщательно проверяют, чтобы не торчали нитки. Они могут в невесомости попасть космонавтам в дыхательные пути. По той же причине на одежде нет пуговиц. Их заменили на молнию и липучки.
На листе текст задачи (задание 5). Прочитает …
В первом отрезе было 39 м ткани, а во втором - 48м. Из этой ткани сшили костюмы для космонавтов, на каждый ушло по 3 м ткани. Сколько всего костюмов сшили?
- Теперь прочитайте только условие.
- Теперь только вопрос.
- Что известно по условию? Заполняем таблицу вместе.
- Проверьте, так у вас?
Расход ткани на 1 костюм
Количество костюмов
Общий расход ткани
3 м
?
39 м
3 м
48 м
- Какой главный вопрос? Можем на него сразу ответить?
- Почему нет? (не знаем, сколько сшили костюмов из 1 и 2 отрезов)
- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 1 отреза? Как?
(39 : 3 Что обозначает 39? 3? т.е общий расход ткани разделить на расход ткани на 1 костюм)
- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 2 отреза? Как?
- Теперь достаточно данных для ответа на главный вопрос?
- Каким действием найдем?
- Составьте план решения.
Итак, что будем узнавать в 1 действии? 2) 3) ?
Заполним таблицу. Что известно по условию? Что надо найти?
- Составим план решения.
Давайте посмотрим на таблицу. Что мы знаем? (что из 39м сшили, расходуя по 3м на костюм)
Что можем узнать по этим данным? Каким действием?
1) : сколько костюмов из 39м
Что еще знаем из условия? Что можем узнать? Каким действием?
2) : сколько костюмов из 48м.
Что теперь знаем? Что можем узнать? Каким действием?
3) + сколько всего костюмов
Мы ответили на вопрос задачи? Сколько действий в решении?
Для контроля своего решения воспользуйтесь планом на экране.