урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа 2100"), тема "Личные местоимения"
Submitted by Наталья Морская on вс, 05/02/2012 - 08:47
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна! Как приятно, что вы улыбаетесь, у вас такие замечательные глазки. Я верю, что наше сотрудничество будет полезным и интересным!
Сегодня мы проведем заседание клуба «Юный исследователь». Результаты исследований вы запишите в карточку. А что мы будем изучать, сейчас выясним. Давайте запишем дату нашего исследования.
Одиннадцатое февраля. На что обратить внимание ?
Дата
Тема
лицо
Ед. ч.
Мн.ч.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель.Вчера на уроке русского языка вы познакомились с новой частью речи. Расскажите мне о ней, ведь я не была у вас на уроке. Остались только слова (на доске), опираясь на которые вы можете рассказать о местоимении.
Уч-ся.Местоимения – это часть речи, заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
На доске записи « МЕСТОИМЕНИЯ» «УКАЗЫВАЮТ НА ПРЕДМЕТ» «НЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТОВ» «ЗАМЕНЯЮТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» «ЧАСТЬ РЕЧИ» «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»
У. Догадайтесь, на какие вопросы отвечает местоимение? Почему?
Д. Кто? Что? Заменяют имя существительное.
В старших классах вы узнаете, что местоимение может заменять не только имена существительные, но и другие части речи и отвечать на другие вопросы.
4. Постановка учебной проблемы.
У.уважаемые исследователи сегодня мы будем говорить о местоимениях, которые называются личными.
Запишите тему исследования.
Личные местоимения.
Сегодня мы
• Познакомимся сличными местоимениями.
• Узнаем о роли личных местоимений в речи.
• Научимся различать местоимения и правильно употреблять их в речи.
5. Открытие нового знания.
Проведем наблюдение.
Учитель.Послушайте диалог. (НА ЭКРАНЕ ТЕКСТ ДИАЛОГА)
- Привет, Дима! Я иду домой. А ты?
- Привет, Алена! жду Машу, она помогает Пете. Он дежурит.
Фронтальная беседа.
Учитель.Кто начинает диалог. Как себя называет Алена? Это первое лицо, которое участвует в диалоге. (запись в карточке 1 лицо я).
А кого можно назвать словом «ты»? как Алена обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Диму указывает местоимение ты (запись 2 лицо ты)
Кто не участвует в диалоге, о ком они говорят? некие третьи лица.(запись 3 лицо он она)
У. Можно ли определить род местоимений? Существительные какого рода еще существуют в русском языке? (среднего) Каким местоимением можно их заменить? (оно – запись в карточку)
Местоимения он, она, оно указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Словарная работа.
Давайте подберем существительные, которые можно заменить личными местоимениями. В этом нам поможет словарик на стр.171. вы работаете по рядам: 1 ряд записывает слова в 1 столбик, 2 ряд—2 столбик, 3 -3. Каждому ряду Необходимо записать по 4 слова. Подбираете слова в паре, а один представитель записывает на доске. В карточку вы должны записать все три столбика.
На доске записаны слова «он», «она», «оно».
Учитель.А к какому столбику относятся слова: кофе, шампунь, какао.
Вывод.Молодцы! Все существительные 1 столбика м.р. и их можно заменить личным местоимением он, 2 столбик –ж.р., местоимением она, 3 столбик ср.р. – оно.
Учитель.Давайте обратимся к правилу в учебнике (стр.57). О чем мы не говорили? Какие местоимения не называли?
Кто себя так называет?
Когда они употребляются?
Как называют себя участники диалога? (МЫ)
А как можно обратиться к ребятам класса, задавая вопрос? (вы)
Когда можно употребить местоимение ВЫ, обращаясь к одному человеку?
Ребята, а каким местоимением бы вы назвали Диму и Алену? (Они)
6. Закрепление новой темы.
На слайде слова мы, вы, ты, они личн. мест., мн.ч.
Я, ты, яма, он личн.мест., ед.ч.
Проверим наши выводы. Найдите лишнее слово в каждой группе, объясни.
Мне кажется нам необходимо отдохнуть, ученые устали.
Давайте отдохнем!
Физминутка
Учитель:Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
Учитель О чем этот текст?
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ СОРВАТЬ ВСЕ ЦВЕТЫ?
(показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Необходимо бережно относиться к природе.
Весной нас радует своим цветением полевой тюльпан (изображение). Этот цветок стал символом Ростовской области. Он занесен в Красную книгу России.
Появляется изображение герба города Волгодонска.
У. Вам знакомо это изображение? Что их связывает?
Д. Тюльпан изображен на гербе. 29 сентября 1995 года глава города Волгодонска утвердил Положение о гербе и флаге города Волгодонска. Автор герба - художник Николайчик В.И.
У. Что записано на доске? Верно, это предложения. Можно ли их назвать текстом? Да, они объединены общим смыслом. Как вы считаете, удачно ли построены они в паре?
У.Правильно ли начинать предложения с одного и того же слова? Чтобы речь была красивой, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного, можно употреблять личные местоимения.
У.Каким местоимением заменено слово тюльпан?
Д. Личным местоимением он.
Объединитесь в группы и придумайте еще одно предложение, запишите понравившееся.
Учитель.Мы внесли все данные в карточку, а теперь давайте проведем эксперимент и узнаем, сможем ли мы пользоваться данными нашего исследования.
На карточке записан текст с пропущенными местоимениями. Я предлагаю заполнить пропуски, записав эти местоимения по порядку на нижней строчке. Эта запись будет ключом к загадке.
Профессор увидел на столе пробирки для опыта и спросил ассистента: «Эти пробирки чистые?» Что ответил ему ассистент? (Они вымыты)
X. Итог урока.
Учитель.В конце любого исследования необходимо сделать выводы, как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями. Пользуясь этой моделью высказывания, подарите новые знания людям.
Я дарю вам личные местоимения, потому что теперь я знаю, что они употребляются вместо существительных и указывают на лицо, научился различать местоимения по лицам, заменять существительные местоимениями в речи.
5. Стадия рефлексии
Оцени свой вклад ученого-исследователя в развитие науки, нарисуйте смайлик на карточке. Если вы с уверенностью можете сказать так…, то
1. Я могу пользоватьсяновыми знаниями о местоимении, определить лицо местоимения и могу это объяснить одноклассникам.
2. Я понял, что такое «личные местоимения», но не уверен, что объясню другому.
3. Я не совсем понял,что такое «личные местоимения».
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими и главное, успешными исследователями. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.