Развитие произвольности внимания и памяти младших школьников с ЗПР
Submitted by Ирина Алексеевна Трутанова on Fri, 03/02/2012 - 18:31
Из опыта работы учителя начальных классов, педагога-психолога Трутановой И.А. по теме «Развитие произвольности внимания и памяти младших школьников с ЗПР средствами математики».
Современная система образования предъявляет достаточно высокие требования к произвольности детского внимания и памяти, умению работать самостоятельно и контролировать результаты своей деятельности.
Однако многие дети приходя в школу недостаточно готовыми к обучению, имеющие нервно-психические и соматические заболевания, а так же различные функциональные расстройства, попадая в условия школы, оказываются неуспевающими учениками.
Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (Н.А. Менчинская, А.Е.Соболева) , педагогами ( Ю.К. Бабанский, Л.В.Занков), дефектологами
( В.И Лубовский, Е.В. Шамарина, С.Г. Шевченко ). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
Основную проблему в этом, многие из выше перечисленных ученых, видят в недостаточной сформированности произвольности психических процессов, возможности планировать и контролировать свои действия.
Таким образом, необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР обусловлена нуждами практики.
Тема моего опыта работы«Развитие произвольности внимания и памяти младших школьников с ЗПР средствами математики»
На диаграмме наглядно виден результат первоначальной диагностики детей, поступивших в 2008/09 учебном году в школу.
Готовность первоклассников к школьному обучению (2008г)
Низкий уровень школьной готовности у первоклассников, определил необходимость проведения углубленного изучения индивидуальных психологических особенностей учащихся.
С этой целью мной использована психодиагностическая таблица С.Н. Костроминой, которая позволяет определить причины трудностей в обучении математике.
Наиболее распространенные из них:
1.Наличие астенических явлений: низкие работоспособность и темп деятельности.
2.Несформированность механизма произвольности у детей: выявленнизкий уровеньразвития произвольного внимания
(методика «Рисование по точкам»)
4. Несформированность мотивации выполнения деятельности.
Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. Поэтому важной задачей стало выявление уровня математических представлений детей к моменту их поступления в школу.
Для реализации задачи был проведен индивидуальный констатирующий эксперимент (октябрь 2008 года). Испытуемыми были дети, принятые в 1 класс (11 человек).
Детям предъявлялись задания по следующим разделам. (Автор: Г. М. Капустина. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития.- М.: Изд. АПН СССР, 1989.)
Анализ результатов диагностики позволил выделить несколько уровней овладения детьми элементарными математическими знаниями к началу обучения. В зависимости от успешности выполнения всех предъявленных заданий можно выделить следующие уровни:
Количество учеников
Уровень выполнения заданий
1
2
3
4
0
1
7
3
0
9%
63%
27%
Лишь очень небольшая группа детей смогла достичь II уровня успешности. Большинство первоклассников сумело выполнить лишь половину всех заданий и достигло лишь III, среднего, уровня. Выделилась и группа детей, находящихся на еще более низком, IV уровне успешности, выполнивших менее половины из всех предъявленных заданий. Ни один ребенок не смог полностью справиться со всеми заданиями, предусмотренными программой.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о низком уровне овладения элементарными математическими знаниями и умениями детей, поступивших в 1 класс.
Из выше изложенного следует, что по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности исследуемые дети значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Для решения данной проблемы мной поставлены следующие задачи:
провести диагностическое исследование состояния произвольного внимания и памяти учащихся класса;
накопить методический материал по теме опыта работы;
разработать систему упражнений, развивающих произвольное внимание и память младших школьников;
изучить индивидуально-психологические особенности детей, разработать планкоррекционно-развивающейработы с учащимися и обосновать психолого-педагогические условия формирования произвольности внимания и памяти .
Выполнение данных задач возможно, при реализации следующих психолого-педагогических условий:
– повысить психологизацию процесса обучения, то есть усилить его развивающие функции;
– осуществлять диагностику учащихся при поступлении в школу для выявления детей группы академического риска и своевременной коррекционно-развивающей работы с ними;
– осуществлять мониторинг произвольного внимания, памяти, функций программирования и контроля учащихся, как интегрального показателя эффективности познавательных функциональных систем учащихся для определения индивидуальных особенностей;
– опираться на принципы нейропсихологической и педагогической коррекции; образовательной кинезиологии, так как реализация этих педагогических условий позволит повысить произвольность внимания, памяти младших школьников и успешность обучения.
Выбор методов определяется поставленными задачами:
активные - методы проблемного обучения, игровой метод (по классификации Новик),
интерактивные методы - «Общий галдеж», «Словесные ассоциации», рисование, воспроизведение информации, «Пара , группа».
Использование данных методов направлено на:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала,
повышение познавательной мотивации,
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание),
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка,
принятие на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Основной формой организации работы является урок. На уроке учитель и ученик становятся партнерами. Ученик оценивает себя и своих товарищей, выбирает наиболее важную информацию, учится задавать вопросы.
Хорошие результаты дает работа в парах и группах. Однако организация групповой работы в классе требует отработки и закрепления алгоритма действий. Детям с ЗПР сложно наладить совместную работу, выстроить правильно последовательность действий, избежать конкуренции, суеты, конфликтов. Поэтому прежде, чем включать класс в этот вид деятельности, необходимо дать учащимся возможность получить деятельностный опыт, организовав серию игр направленных на оптимизацию групповой работы.
Одними из основных методов работы с детьми на уроке и коррекционных занятиях являются метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и авторская методика нейропсихолога Т.В. Ахутиной, мнемотехники.
Это объясняется следующим. Формирование произвольного внимания младших школьников неразрывно связано с развитием функций программирования и контроля. Это длительный, ступенчатый процесс. Он предполагает сначала возможность действовать по команде взрослого, потом выполнять задание, проговаривая вслух, и лишь затем действовать по внутренней программе (Л.С. Выготский,1982, А.Р.Лурия,1966). У одних детей этот процесс протекает быстро и без затруднений. У других процесс перехода затруднен и оказывается несформированным, как , например, у детей с задержкой психического развития.
К тому же, в школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно.
Сначала доминирует механическое запоминание, постепенно переходя к смысловому. Затем смысловая память приобретает опосредованный, логический характер. Коррекционные упражнения построены по тому же принципу. Большое значение для усвоения учебного материала имеет соединение запоминания с деятельностью, требующей активности. Если ученик в процессе запоминания сравнивает, обобщает, делает выводы, то тогда процесс усвоения становится особенно сознательным, и поэтому протекает более успешно.
Таким образом, для оказания помощи таким детям необходимы уроки и коррекционные занятия , которые строятся:
при эмоциональном вовлечении ребенка в учебный процесс ;
с учетом закономерностей формирования произвольных действий;
3. с учетом трудностей детей, слабых и сильных звеньев их психических функций.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Для разработки дидактических материалов мной были выбраны темы программы по математике (УМК «Школа России») «Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20»(1 класс) и «Таблица умножения»(2-3 класс) по следующим причинам. Эти темы продолжают оставаться сложными для большинства детей, в том числе и для учеников моего класса. Неусвоенный материал не дает возможности для успешного прохождения дальнейшей программы (автоматизации вычислительных навыков, сложение и вычитание чисел в пределах 100 и т.д.)
Методическая литература недостаточно учитывает различные трудности детей, и поэтому невозможно в полной мере воплотить системный подход к усвоению этого материала.
Учитывая данные обследования, интегративную роль памяти в реализации других психических процессов, я обратилась к методике развития и коррекции этих функций( Авторы- Ахутина Т.В.,Пылаева Н.М.). В соответствии с возрастом детей мной были выбраны более сложные задания этой методики, а так же составлены аналогичные, но во всех упражнениях начинала с предметных действий, которые по мере закрепления материала переводила в действия по интериоризованной программе, параллельно увеличивая сложность заданий. При систематическом использовании упражнений стало ясным, что нужен дополнительный материал для поддержания познавательного интереса детей, решения дидактических, психокоррекционнных задач. Предлагаемая система упражнений не дублирует авторские материалы .Упражнения составлены на другом предметном содержании, введены модификации блоков Дьенеша, игровые задания( Ж.М. Глозман), мнемические приемы запоминания(мнемотехники).
Система упражнений представляет собой комплект бланковых методик, состоящий из двух частей (блоков).
Рассмотрим задания 1 блока дидактических упражнений («Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20») .
Первый тип упражнений
Перед детьми выкладывается в числовой ряд карточки с числами (до 9,15,25).Это материализованная часть программы. Предлагается поочередно правой и левой руками по заданной программе сдвигать карточки: вниз ,произнося названия чисел вслух ,вверх, считая про себя. При этом счет не прерывается. Дети имеют зрительную опору счета- цифры на карточках, что помогает им переключаться с внутреннего проговаривания на внешнюю речь, сохраняя программу счета. После раскладывания карточек дети читают сначала один ряд, потом второй и сравнивают их. Усложнение выполнения заданий происходит постепенно. После усвоения программы детям предлагается работа в парах. Тогда работа выполняется детьми по очереди. К тому же усложняются не только условия выполнения заданий, но и их содержание. Например, меняется ритм рук : 1:1( рассмотренный вариант), может происходить смещение карточек по ритму 2:1, может быть смешанный вариант( самый сложный).
2 тип упражненийпредполагает работу с таблицами типа таблиц Шульте, где в ячейках – результаты сложения на задуманное число.
3тип упражнений включает задания, напоминающие блоки Дьенеша.
Выбор данного типа заданий обусловлено тем, что блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой, занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь, развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания.
Как видно из выше приведенных примеров, для реализации основного направления в развитии памяти – опосредованного запоминания необходимо использование вспомогательных средств: знаков-символов. В ходе выполнения заданий формируется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять из различные свойства, устанавливать связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой знаков, приведение материала в систему, удобную для запоминания.
Другой блок дидактических материалов построен на материале таблицы умножения.
Овладение таблицей умножения – важная педагогическая задача, фундамент овладения математикой. Для усвоения таблицы умножения необходимо понимание принципов ее составления, раскрытия смысла умножения и деления. В тоже время для закрепления навыков табличного умножения требуется длительная тренировка. Для того, чтобы не снижалась мотивация учащихся к усвоению табличного счета, тренировка должна быть разнообразной.
Предлагаемая мной система упражнений способствует решению этой дидактической задачи. Однако основная задача – развитие произвольности процессов внимания и памяти.
Рассмотрим виды заданий.
К моменту изучения таблицы умножения дети уже владели счетом двойками, понятием четного числа, умели считать десятками, пятерками. Именно на этом материале можно ввести различные программы действий, научить опираться на них. К ним относятся упражнения 1 и 2-го типа: неструктурированные таблицы со случайным расположением чисел и анализ числового ряда .
Неструктурированные таблицы.
20 6 12 10 8
2 4 1614 18
Задания: Обведи числа по порядку, покажи их быстро по порядку: 2 20, нарисуй дорожку. Назови числа по порядку, с помощью «дорожки», не прибегая к помощи.
Изменение размера, цвета цифр вносят не только элемент занимательности, но и облегчают поиск. Психологами ( Макс Люшер) установлено: цвет оказывает влияние на развитие детей. Желтый цвет повышает концентрацию внимания и заметно улучшает память, стимулирует стремление познавать, узнавать что-то новое. Оранжевый – повышает настроение, стимулирует познавательную активность. Он связан со стремлением к достижению цели. Красный цвет активизирует деятельность мозга, однако использовать его рекомендуется в сочетании с другими цветами, например, с синим. Синий - антипод красного. Он тормозит активность. Этим обусловлен выбор цвета в дидактических пособиях.
Анализ числового ряда позволяет раскрыть «секреты» таблицы умножения. Например, рассматривая с детьми ( или с ребенком, если это индивидуальное коррекционное занятие) по порядку ответы, в которых цветом или величиной маркированы десятки и единицы, обнаруживаем, что характер изменения десятков имеет прямой порядок от 0 до 9, а единиц ,от 9 до 0. Секрет разгадан, и дети легко дают по порядку ответы умножения на 9. Также они могут себя проконтролировать, если раскроют еще один секрет- сумма цифр в каждом ответе равна 9.
9 18 27 36 45 54 63 72 81 90
Модифицированный вариант таблицы Шульте.
90
50
20
30
80
40
70
10
60
Найди и покажи ( обведи). Запиши ответы.
10 х 3 = 10 х 7= 10 х 4=
10 х 6= 10 х 8= 10 х 9=
2) Покажи 2,4,6,….. ; 18,16,…. .
Поиск маршрута («Нарисуй дорожку»), продолжение и дополнение числового ряда.
3 6 ? 12 18
24 21 9 ?
Шифровки.
1) Расставьте знаки.
7
14
21
28
35
42
49
56
63
70
2) В данном случае использована модификация логических блоков Дьенеша.
Параллельные ряды.
Это один из трудных видов заданий – параллельный поиск в двух таблицах Шульте, требующий распределения внимания и удержания в памяти сложной программы с переключением.
Рассмотрим задания на примере умножения на 2 и 4.
10
14
8
6
2
12
18
16
4
20
28
16
12
4
24
36
32
8
Последовательность работы может быть следующей.
1. Найти в таблице в прямом и обратном порядке ответы умножения на 2.
2. Аналогично отработать таблицу с ответами умножения на 4.
3. Выполнить параллельный поиск ответов умножения на 2 и на 4 в двух таблицах.
4. Выполнить аналогичный поиск в таблицах с другим расположением тех же чисел.
5. Построить новые таблицы.
Поиск соответствий.
Заполни таблицы. Напиши ответы в соответствующих местах таблиц справа.
7
14
7 х 1
7 х 2
7 : 7
14 : 7
1
2
«Зашумленные числа».
63
72 9 18
36 2781 45 54
В данном задании можно использовать следующие этапы: сначала отыскание чисел по порядку, затем их обведение, показ в прямом и обратном порядке, запись их по памяти. Такая последовательность действий позволяет развивать произвольность зрительного внимания, памяти, мотивировать ребенка к неоднократному выполнению задания, закреплению табличного счета, работе над темповыми характеристиками.
Таким образом, упражнения на развитие произвольного внимания и памяти строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний.
Данный дидактический материал использовался мной не только на уроках математики, но и при проведении коррекционно-развивающих занятий. Это стало возможным благодаря бланковому характеру заданий, что позволяет давать детям разные по сложности упражнения, индивидуализировать задания.
Например, по одним и тем же бланкам - прямой, обратный ряд, параллельные ряды, работа с таблицами. Одному ребенку программа дается полностью, другому частично, а третий выполняет самостоятельно по выбору.
Необходимым условием успешного коррекционно-развивающего процесса является высокая мотивация к выполнению заданий. В группе она может быть достигнута через введение игрового контекста, выстраивание сюжета. Так во 2 классе мы весь год трудились «в городах Внимание, Память».
Анализируя нарушения данных психических функций учащихся, учитываю принципы проведения индивидуально-дифференцированной коррекционной работы
В качестве материала для индивидуальных и групповых занятий кроме перечисленных выше упражнений, использованы известные в психологии классические методики («Корректурные пробы», «Переплетенные линии», «Узоры»,и другие), игры, повышающие объем и прочность запоминания: «Фигуры», «Чего не стало», «Борьба за числа» «Числовые домики», «Таблица чисел»[5]. В структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей.
Так же важна организация совместной деятельности учителя и ученика, которая, как показывает опыт, приводит к интериоризации действий, контроля, другими словами положительно влияет на развитие произвольности внимания и памяти, помогает в усвоении ребенком учебного материала.
Результативность опыта.
Рассмотрим данные мониторинга произвольного внимания и памяти по годам обучения.
Данные контрольного эксперимента (2008-2010г.) являются прямыми показателями эффективности развивающей работы.
Методика совмещения признаков.
Цель: диагностировать основные характеристики произвольного внимания (концентрация, переключаемость, распределяемость, устойчивость) и его дефицит, исследовать особенности умственной работоспособности.
Результаты диагностики, проводимой в конце каждого учебного года, показали положительные изменения в развитии произвольного внимания: уменьшился его дефицит и коэффициент врабатываемости, и что более важно , возможность переноса детьми отрабатывавшихся навыков программирования и контроля на принципиально иной тип задания. Однако, такие свойства, как устойчивость и концентрация, направленные на обеспечение оптимального уровня активности нарушены у всех учащихся. Другими словами, для учащихся всё еще характерны: утомляемость, трудности переключения, затруднения в организации целенаправленного внимания.
Диагностика уровня развития памяти.
Для определения уровня развития памяти младшего школьника я использовала методику «10 слов».
Этот эксперимент я проводила с детьми при поступлении их в 1 класс и во 2,3 классах. При поступлении в класс у детей был значительно снижен объём кратковременной и долговременной памяти, отмечалось колебание процесса запоминания, были повторы при воспроизведении, наличие посторонних слов. В класс поступили дети, у которых были нарушены все психические процессы. Ученики могли запомнить только от 2 до 5 слов. Поэтому на своих уроках я уделяю особое внимание упражнениям для развития памяти. При повторном эксперименте, объём кратковременной и долговременной памяти у большинства детей класса стал в норме, меньше стало повторов и «лишних» слов при воспроизведении, количество запоминаемых слов – от 5 до 7. Это можно увидеть на диаграмме:
Уровень развития слухо – речевой памяти учащихся
При определении уровня произвольной памяти использовано задание, в котором используются 9 схематично изображённых гимнастических упражнений.
«Запомни гимнастические упражнения».
Видна положительная динамика развития произвольности памяти детей, хотя остаются определенные трудности : колебания в выполнении заданий - от близкого к нормативному до выраженных затруднений при утомлении , плохом функциональном состоянии; постоянный контроль,речевое опосредование требуется при выполнении упражнений.
Положительная динамика наблюдается в усвоении тем «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20», «Таблица умножения». На это указывают результаты проверочных работ.
В качестве косвенных показателей выступают следующие:
успеваемость учащихся по математике за истекший период составляет 100%;
нарастание работоспособности;
повышение мотивации к выполнению заданий,
увеличение объема выполняемой работы на уроках;
формирование адекватной самооценки.
Приведенные наблюдения и данные мониторинга позволяют сделать вывод: разработанная система упражнений является действенным психолого-педагогическим условием продвижения младших школьников в образовательном процессе,
эффективным средством преодоления отставания в развитии произвольного внимания, памяти, функций планирования и контроля, но следует отметить, что для учащихся всё еще характерны: утомляемость, трудности переключения, затруднения в организации целенаправленного внимания ипроизвольного запоминания.
Таким образом, коррекционная поддержка требуется и на следующем этапе обучения.
Адресная направленность опыта.
Система упражнений может быть использована в работе с детьми, как успешными, так и испытывающими трудности обучения.
Библиографический список
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа №4, 1989г. с. 4
Бочкарева Т.И. Внимание младшего школьника [Текст]/Т.И. Бочкарёва. - М., 1960.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте, - [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1982.
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Ж.Д. Глозман.- М.: В. Секачев, 2006.
Истомина Н.Б. «Методика обучения математике в начальных классах»- М.: Ассоциация 21 век, 2006.
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Математика. – М.:АСТ; СПб.: Прайм- Еврознак, 2008.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов).Часть 1. Книга для учителя.-4-е издание.- М.: «Ось-89», 2008.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. [Текст] / - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2005.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.- М., 1969.
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. / Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка и коррекция детей с особенностями развития // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования.- М., 1996.- с. 267-272.
Семенович А.В. Нейропсихологичекая коррекция в детском возрасте. Учебное пособие.- М.: Генезис, 2008.
Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007.
17. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогическиеаспекты.- М.: Владос,1999.
На: Развитие произвольности внимания и памяти младших школьнико
Спасибо за интересный материал.
Задание " Запомни гимнастическое упражнение" можно использовать и как диагностику, и как развивающее упражнение, детям очень нравится.