Submitted by Гулия Варисовна Шакирова on Fri, 03/02/2012 - 11:57
Тема: Урок - игра «Путешествие в Галактику»
Вычитание вида 13 – …
Тип урока:комбинированный
Цели урока:знакомство с приёмами вычитания чисел из 13, а также с некоторой информацией о космосе; продолжение работы по запоминанию составов чисел; развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке; воспитание интереса к предмету;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники и тетради у учащихся, наушники, разрезной геометрический материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята!
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья настроенья делаем мы упражненья:
- Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
- То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
- А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь!
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет.
-Сегодня у нас будет необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие, а куда именно вы попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение.
- Оденьте наушники.
Великий день! Низверглись небеса
Для человека, занавес приподнят.
Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза –
Открыт путь в космос человечеству сегодня.
- Снимите наушники.
- Как вы думаете, куда нам предстоит отправиться в путешествие?
Мы отправляемся исследовать Вселенную, хозяйка которой – наука МАТЕМАТИКА. Потому, что только она может оценить наши знания, чему мы научились на ее уроках. Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики. Вот и космонавту, и конструктору ракетных систем также необходимы знания по математике.
2. Актуализация знаний
- На чём обычно совершают полёт в космос?
- А вы помните, кто первым в Российской космонавтике совершил полёт?
- Как назывался корабль, на котором он совершил путешествие?
- А у нас нет ракет. Давайте вместе попробуем сконструировать ракеты. На экране есть образец. Слайд 2
А у вас на партах готовые детали. Соедините их по образцу. Кто правильно построит, того мы и возьмём в свой экипаж.
- Какие геометрические фигуры мы применили для этого?
Устный счёт
Хорошо, ребята, но, чтобы отправиться в космос, необходимо, чтобы ракета стартовала с какой-либо станции.
- С какой станции стартовал корабль «Восток»?
А наши ракеты будут стартовать со своих станций. Рассмотрите их. На них есть числа, которые нам должны подсказать, с какой станции нам предстоит отправить наши ракеты. Попробуйте догадаться. (на ракетах составы чисел от 11 – 20, ракеты разноцветные, дети определяют их по цветам) Слайд 3, 4, 5,6, 7, 8
- Ракета, под каким номером находится за ракетой под номером 12?Слайд 9
- Какая ракета находится перед номером 17?
- А между номерами 14 и 16?
- Что на 1 больше, чем 19?
- Что на 1 меньше, чем 20?
Осталось последнее действие перед выходом в космос. Ребята, наденьте скафандры (наушники) и сосчитайте обратным счётом. Слайд 10, 11
Звук полёта. Слушание о звёздах.
- Что вы узнали о звёздах во время полёта?
- А что узнали о Солнце?
Повторение состава числа 13
Ребята, случилась неприятность. Злой Кляксус направил на Солнце свои чернильные стрелы. И теперь некоторые лучики не светятся. Давайте очистим их, подобрав необходимые числа, напротив светящихся лучиков, так, чтобы в сумме получилось число 13. Слайд 12
9 + =13 8 + +13 7 + = 13 6 + = 13
Вспомним, как при помощи знания таблицы сложения мы можем вычитать числа из 13.
- Молодцы, вы сумели помочь большой звезде, и в благодарность вам она засияла. Слайд 13
3. Введение в тему
Итак, отправляемся дальше. Одеваем наушники. (Слушание диска, затем снимают наушники)
- Что же вы ещё узнали во время полёта?
Вот мы и посетим одну из планет в этой солнечной системе «Юпитер»
Оказывается это самая большая планета. Её масса в 318 раз больше массы нашей планеты. А самая маленькая планета – Плутон.
Посмотрите, тут нас встречает инопланетянка Ла-Ла. Она вас просит о помощи. Прочтите её письмо.
«Ребята, помогите мне сделать открытие». А то Кляксус не отпускает меня на свою родную планету «Марс»
- Я, кажется, знаю про какое открытие она говорит, тем более, что и мы с вами сегодня на уроке тоже должны научиться вычитать из числа 13 другие числа. Представьте, что вы забыли табличные случаи вычитания и сложения, тогда нам необходимо будет вычитать по частям.
4. Работа над темой
Письмо учителем на доске и объяснение
5. Физминутка
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше,
Плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
- Пока мы летали, Ла-Ла проголодалась и вспомнила, что дома ей мама напекла пирожков и ватрушек, а в каком количестве не помнит. Напомним ей, решив задачу со с. в прописях 36 №1
- Сколько пирожков напекла мама?
- А сколько ватрушек напекла знаем?
- Что сказано о ватрушках?
-Как мы сможем это узнать?
- А что спрашивается в задаче?
- Как называется задача, которая решается уже в два действия?
А вот и планета «Марс». И там нашу Ла-Ла ждёт мама.
6. Закрепление изученного материала
Планета «Сатурн».Посмотрите, какая интересная планета. Вокруг неё есть кольцо, которое кажется сплошным, но на самом деле это кольцо состоит и огромного количества камней и глыб. Они движутся вокруг планеты. Такие кольца есть и у Юпитера, Урана и Нептуна, но они менее аметные.
И здесь не обошлось без «Кляксуса». Она украла все наши учебники, хотя совершенно не умеет пользоваться ими. Докажем, что мы знаем, как нужно ими пользоваться и тем самым вернём наши учебники на родную планету.
Работа по учебнику (с. 76)
№1 – решаем устно, по цепочке
№ 3 – устно
№4 – решения выводятся на слайд. Они выбирают правильное решение и объясняют почему.
Кляксус, кляксус! Чего он только не натворит. Сейчас принялся играть в футбол. А вместо мяча решил использовать нашу планету.
- Вы знаете, как называется наша планета?
Он думает наша планета размером с мяч. А на самом деле наша планета имеет форму мяча, но она очень большая по размеру. Так что лучше Кляксусу показать игры с настоящим мячом.
Я сейчас кидаю мяч и называю число, а тот, кто ловит должен кинуть мне мяч обратно, но при этом называть число, большее на 1 №5 – решаем в тетради
Одеваем наушники. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, чем гордиться народ?
Великий день! Не будет он забыт,
Лишь первый шаг в глубины мирозданья.
И подвига Отцов не умалит
И не уменьшит временное пламя
Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства
Для спутников, ракет, научных станций.
Шагает эра космоса вперед!
Ракеты продолжают свой полет,
Стартуя с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.
Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.
Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, -
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!
- Когда прошёл День Космонавтики?
Ой, мы потеряли курс. Но есть одна подсказка. Мы должны направляться к ломаной линии.