Двенадцать лет назад я пришла преподавать информатику в школу. Это был настоящий эксперимент. Инженер по образованию, я оказалась перед выбором, как многие в 90-х: торговать на рынке или искать что-то другое.
Главная мысль, которая пришла ко мне в голову после первого года работы: "Компьютер может помочь детям в процессе обучения". Особенно я уповала на создание презентаций по разным предметам. К программированию из учеников тогда тяготели единицы, а процесс обучения нужно было ориентировать на большинство.
Затем в моей практике последовал период увлечения созданием сайтов и видео. Дети, заинтересовавшиеся этим, побеждали во всевозможных конкурсах, и моя программа казалась до конца продуманной, успешной, завершенной.
Но вот появился мальчик, который сказал: "Я хочу сделать серьезный проект по программированию, предложите мне тему, расскажите как". Тему для его проекта я выбрала выигрышную не только для показа, но и для усвоения целого пласта знаний по алгебре. Я увидела насколько фундаментально усваивается материал, если ребенок самостоятельно его программирует.
Однако я по-прежнему считала, что программирование - это для избранных. Пусть ему подробно обучают в старших профильных классах.
Однако жизнь ставила передо мной (и не только) целый ряд вопросов.
Общее, что есть у всех детей, - это то, что они начинают обучение с энтузиазмом, но весь их энтузиазм заканчивается по мере их обучения в школе. Инстинкт обучения затухает. Это обедняет их жизнь.
Существует ли способ добиться того, чтобы ученик в классе получал гораздо больше информации, был более сосредоточен на процессе обучения и при этом уставал меньше, шел бы на урок с большим желанием и получал удовольствие от урока?
Наступил момент, когда от меня потребовали наличие педагогического образования. Два года переподготовки. Спрашивается, зачем учителю с высшей квалификационной категорией учиться? Чтобы всё переосмыслить.
По словам профессора Сеймура Паперта (основоположника теории искусственного интеллекта): "Дети должны с юных лет учиться компьютерной логике, учиться программировать, «учиться, играя и играть, обучаясь», избавляться от зубрежки, столь характерной для сегодняшних школ. Тогда эти дети вырастут в совершенно другое, качественно новое поколение людей, которое изменит мир к лучшему".
Действительно, многие старшеклассники стонут, изучая алгебру логики, так как не привыкли к ней. Говорят, что она им никогда не понадобиться. А выпускники школы приходят и рассказывают о том, что логика нужна будущим юристам, психологам и представителям других профессий. Я делаю для себя вывод, что не зависимо от того будут ли мои ученики программистами, у них необходимо развивать алгоритмическое мышление. Потому что успешный выпускник должен мыслить системно и уметь просчитать ходы, чтобы правильно повести себя в нестандартной ситуации.
Паперт вспоминал: "Детям необходимы компьютеры, увеличивающие их интеллектуальные силы, их способность действовать в мире и общаться друг с другом и быть активными членами общества". Доктор Паперт — создатель языка программирования Лого — первой и наиболее значительной попытки дать детям доступ к новым технологиям.
За то время, что я преподаю информатику, программы со средой ЛОГО претерпели существенные изменения, однако все они неизменно пользуются любовью всех учеников. Даже старшеклассники, если выдается свободная минутка на уроке, по собственной инициативе программируют в этой среде.
В чем же секрет успеха ЛОГО с точки зрения педагогики?
Обучение – это не простая передача информации от одного мозга к другому. Согласно такой педагогической философии как конструктивизм, люди "конструируют" для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.
В педагогике конструктивизм появился благодаря Джину Пиаже. Он сказал: «Знание не передаётся, оно создаётся».
Конструкционизм - философия обучения, развитая на основании конструктивизма. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом. Главное то, что они создают что-то важное для них самих или их окружающих.
Конструкционизм повлиял на курс программирования и информатики. Некоторые известные языки программирования (Scratch, StarLogo, Smalltalk) были созданы для образовательных целей, чтобы использовать их для поддержки конструкционистской теории Сеймура Паперта.
Переход на Linux (UBUNTU 10.10) поспособствовал тому, что я познакомилась с новым представителем семейства черепах - TutrtleArt. Мои шестиклассники занимались в этой среде одну четверть. Каждый урок проходил на "Ура!" В этом учебном году все повторилось уже с другими детьми.
Попробую перечислить преимущества этой программы перед другими (семейства Logo).
1) Ребенку не нужно прописывать команды для исполнителя, лишь немного редактировать (изменять параметры). Ученик собирает программу из готовых разноцветных блоков, как конструктор. Это избавляет от ошибок, экономит время. Очень актуально, если информатика 1 раз в неделю. Внешне похоже на Scratch.
2) Ветвление в программе в традиционной форме if ... then ..., а не в завуалированной (датчики). Это позволит ученикам в будущем осуществить переход к другим языкам программирования (например, к Паскалю) вполне безболезненно. В Scretch ЛОГО не так.
3) Есть возможность отобразить на поле декартовы и полярные координаты. В предыдущих версиях Лого дети воображали себе координатные оси (не всегда успешно), испытывали затруднения с определением значений углов поворота.
4) Есть возможность пошагово отследить выполнение программы (с целью выявления ошибок) причем с разной скоростью.
На всероссийском съезде учителей информатики (МГУ, 24-26 марта 2011) в одном из докладов прозвучала следующая мысль, которую я передам приблизительно. "Информатика - это наука. Главное в ней не учить на какую кнопочку когда нажимать, а развивать умение мыслить системно, не только точно следовать предложенному алгоритму, но и самому его составлять".
Учителям-предметникам было выделено 5 лет на то, чтобы овладеть информационными технологиями и теперь они в состоянии сами (или вместе с детьми) создавать презентации, видео и т. п.
Назначение учителей информатики - развивать алгоритмическое мышление. Поэтому я буду увеличивать в своих учебных планах количество часов, выделенных на алгоритмизацию и программирование.
8 февраля 2012 года в ГБОУ гимназии №1554 г. Москвы я провла семинар "Преподавание темы "Алгоритмы и исполнители" с использованием программы TurtleArt"
Вот ссылка на видеоролик семинара:
[http://www.youtube.com/embed/uGGGXuFJimc]
Источники информации
1) Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с
2)А.Г. Юдина Лого – карнавал: опыт и плодотворные идеи Предисловие к номеру газеты «Информатика» 2009. №14– М.: Издательский дом «Первое сентября».
3) Фалина И. Н., Мохова М. Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики//Информатика. 2006. №9. – М.: Издательский дом «Первое сентября».
4) Философия Moodle. http://docs.moodle.org/ru/Философия. Cохраненная копия страницы от 28.05.2011 [06:12:22] (дата обращения 06.06.2011)
5)http://ru.wikipedia.org/
6) сайт "Мой робот". http://www.myrobot.ru/logo/papert.php
7) http://galinalynx.blogspot.com/2008/06/blog-post.html
|
На: Рассуждения об алгоритмическом мышлении. TurtleArt.
Марина Геннадьевна, прочитала ваши размышления, посмотрела видеоролик семинара.
Я считаю, что алгоритмическое мышление можно и нужно развивать с ранних лет. В современном мире умение алгоритмически мыслить становится общеучебным умением. И даже если вы не будете программистом, вы научитесь планировать свою деятельность.
Исполнители, реализованные на компьютере, учат нас управлять. Умение управлять черепашкой (роботом, чертёжником и др.) способствует в дальнейшем самоорганизации ученика и повышению качества обучения.
Семинар хорошо продуман, примеры подобраны интересные. Вы не только познакомили с новой программой, но и показали, как можно изучать одну из сложных для детей тему «Подпрограммы».
Сколько программ с исполнителями знаю, а с такой ещё не сталкивалась. Спасибо, что показали, буду изучать.
На: Рассуждения об алгоритмическом мышлении. TurtleArt.
Добрый день, Лариса Александровна!
Ваши слова одобрения окрыляют, спасибо.
С уважением, Марина Геннадиевна.
На: Рассуждения об алгоритмическом мышлении. TurtleArt.
Никишечкина Ольга Владимировна
На: Рассуждения об алгоритмическом мышлении. TurtleArt.
Спасибо огромное, Ольга Владимировна, за ваш подробный комментарий. Приятно найти единомышленника.
С уважением, Марина Геннадиевна.