СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Submitted by Татьяна Михайловна Григорьева on Wed, 01/02/2012 - 21:47
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Проблема сенсорного развития детей раннего возраста занимала одно из центральных мест в истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития. Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также отечественные исследователи (Е. Н. Техеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Л. А. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон формирования умственных способностей детей дошкольного возраста.
Сегодня одними из главных требований к молодому человеку, выдвигаемых современным обществом, являются его высокий интеллектуальный уровень, его способность к овладению самыми прогрессивными методами и технологиями научных программ. Именно поэтому современный родитель крайне обеспокоен уровнем умственного развития своего ребёнка и всё больше обращает внимание именно на эту сторону воспитания.
У детей, поступающих в речевой детский сад, отмечается замедленное развитие мышления и речи. Это проявляется в задержке формирования активной речи и в отставании сенсорного развития. Данные нарушения отрицательно влияют на дальнейшее становление маленького человека.
Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому сенсорное воспитание, в первую очередь, должно быть направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, на обогащение чувственного опыта.
Анализ показателей обследования уровня сенсорного развития вновь поступивших детей показал, что у большинства воспитанников отмечается низкий уровень исследуемого качества. Анкетирование родителей выявило, что подобные результаты связаны с особенностями воспитания в семье, а также с биологическими факторами (течение беременности, родов).
Выявленная проблема определила цель нашей проектной деятельности: повышение эффективности воспитательно-образовательной работы по формированию сенсорной культуры детей 2-3 лет с ЗРР.
Воспитательно-образовательная работа была построена согласно принципам, разработанным А. В. Запорожец, А. П. Усовой и Н. П. Саккулиной:
Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего широкую ориентировку в предметном окружении (звуковой анализ речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства).
Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей ("сигнальные значения" -пример, величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости).
Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности (обследование величины, формы, цвета предметов).
Формирование систематизированных представлений о свойствах, качествах предмета (эталоны обследования предмета).
Кроме того, в работе мы учитывали закономерности формирования восприятия и психологические механизмы перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особенности освоения сенсорных эталонов детьми 2-3 лет с ЗРР.
Содержание работы по формированию сенсорной культуры у детей включало следующее:
проведение системы занятий по сенсорному развитию детей;
систематическое проведение дидактических игр по подгруппам и индивидуально;
активизация детей к самостоятельным действиям с предметами;
приобретение и изготовление дидактических игрушек и пособий;
привлечение родителей к организации предметно- развивающей среды группы;
повышение педагогической грамотности родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Система занятий была составлена с учетом тематического принципа, позволяющего организовать такие коммуникативные ситуации, в которых педагог управлял когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивал концентрированное изучение материала. Кроме того ежедневно осуществлялось многократное повторение речевого материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для ее актуализации.
Так как в раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов, мы строили свою работу в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой гимнастики, народных потешек.
Учитывая разный уровень развития детей, формирующую работу мы начинали с того, что учили находить предмет по образцу, предъявленным воспитателем. Для того чтобы закрепить знания детей, на последующих занятиях использовали уже другой дидактический материал, что способствовало закреплению знаний по сенсорному развитию.
Наряду с занятиями традиционного вида мы использовали и другие:
с использованием элементов психогимнастики;
интегрированные занятия;
с использованием упражнений на развитие мелкой моторики.
Таким образом, подобные занятия способствовали развитию, как основных психических процессов, так и мелкой моторики рук. Нами было выявлено, что мелкая моторика рук у детей с ЗРР очень слабо развита, а движения не достаточно координированы. В течение года, мы систематически лепили, рисовали предметы разнообразных форм и цвета, вырабатывая тем самым у воспитанников навыки и умения находить общие и отличительные признаки объектов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Кроме того, старались включать в работу не только зрение, но и другие органы чувств - обоняние, осязание. Так, опираясь на зрительное и осязательное восприятие, у детей постепенно формировались и закреплялись знания о форме, величине и цвете предметов окружающей действительности.
Работа по развитию сенсорных способностей не сводилась только к тому, чтобы сообщить ребенку определенный запас знаний и умений, а предполагала также на основе использования анализаторной деятельности слуха, зрения, осязания - формировать способы перцептивных действий.
С этой целью проводились дидактические игры, согласно тематическому плану (с учетом тематического принципа). К примеру, на тему "Осень" были проведены следующие игры: «Большой – маленький листочек», «Сделаем коврики», «Сколько листочков», «Найди такой же листик», «Колючки для ежика»; на тему "Посуда": «Соберем посуду», «Сколько ложек», «Приготовим столы к чаю», «Магазин посуды», «Найди свою чашку» и др.
Использованное нами в работе с малышами тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды служили хорошим средством для уточнения их представлений о предметах, их форме, цвете и назначении. В процессе проведения игр с лото дети учились решать простые умственные задачи: поставить рядом предмет одинакового цвета, сгруппировать однородные предметы по величине, форме или цвету.
Особое значение в практической деятельности отводилось овладению способами обследования сенсорных свойств и качеств: ощупыванию, рассматриванию, сравнению. Ведущая роль при этом принадлежала следующим методическим приемам: обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, затем самостоятельное ребенком контура предмета и, наконец, зрительный анализ свойств предмета.
Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, мы предлагали им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки и т.д.
Учитывая, что дети данного возраста любят действовать вместе со взрослыми, организовывали такие игры - занятия со строительным материалом которые, позволяли каждому из участников выполнять свое задание («Построй красный диван», «Построй синюю кроватку» и др.).
В течение года нами проводилась работа с родителями. Привлекая родителей к совместной деятельности, мы подготовили ряд дидактических игр ("Цвета", "Большой маленький", "Собери цветок" и др.) и необходимых пособий по воспитанию сенсорной культуры у детей с задержкой речевого развития.
Мы подробно рассказывали в ходе проведения консультаций, бесед, демонстрации презентаций родителям о содержании работы по сенсорному воспитанию детей с задержкой речевого развития. Нами была организована выставка игр и пособий по сенсорному развитию с рекомендациями по их использованию. В индивидуальной беседе с родителями, выяснили те вопросы, которые вызывают у них затруднения. Совместная работа с родителями оказала положительное влияние на умственное развитие детей, а также повысила компетентность родителей по вопросам развития сенсорных способностей детей.
Таким образом, в ходе реализации предложенного содержания работы, как показал анализ обследования детей в конце учебного года, у детей значительно повысился уровень сформированности сенсорной культуры, а именно: воспитанники различают основные цвета, называют предметы заданного цвета, соотносят предметы по цвету, отбирают по образцу разнородные предметы основных цветов, подбирают по образцу основные геометрические формы (шар, кубик, призма), соотносят предметы по величине, ориентируются в трех контрастных величинах предмета.