Открытй урок по теме "Строение глаза и его гигиена"
Submitted by Valia Alexandrovna Silina on пн, 30/01/2012 - 21:25
Тема урока
«Строение, функции, гигиена органов зрения»
Цели:
образовательная: раскрыть значение зрения, строение глаза, функционирование анализаторов на примере зрительного, сформулировать правила гигиены зрения;
развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать свои мысли при общении;
воспитательная: пропаганда здорового образа жизни, коммуникативных навыков.
- О чём говорится в этой пословице? (о глазах, ока – глаза)
Почему их нужно беречь особенно? (проблемный вопрос)
.
Глаза относятся к органу зрения, а орган зрения – орган чувств.
2.Строение глаз.
- Вы знаете как устроен фотоаппарат? Когда нажимаешь на кнопку затвора. В нём открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они падают на пленку или пластинку и рисуют на неё то, на что был направлен аппарат.
Примерно так же устроен наш глаз.
П.Р. « Посмотрите друг другу в глаза, вы увидели посередине круглое цветное пятнышко. Какого они цвета, одинаковые или разные? ( Разные: у одних оно коричневое, у других серое, у иных зеленоватое). ЭТО РАДУЖНАЯ оболочка, содержит пигмент – меланин. Чем их больше, тем темнее и наоборот. От количества и глубины залегания пигмента зависит цвет глаз. Чем их больше, тем темнее и наоборот
Дем. муляжа
-Найдите на листе, в таблице его место (для этого смотрят по значению, где написано: определяет цвет глаз)
- Ещё раз посмотрите друг другу в глаза: посередине видна чёрная точка. Но это не точка, а что тогда (маленькое отверстие) Дем. По муляжу
Оно называется зрачком. (найдите ему место в таблице)
Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют на заднем плане, сетчатке уменьшенное изображение того, на что направлен глаз, но в перевернутом виде.
- Ребята, может быть у кого-нибудь возник вопрос? ( Почему же мы тогда не видим всё вокруг перевёрнутым вверх ногами?)
В своё время поэт Уильям Блейк верно подметил:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
Что он имел в виду? Как объяснить его высказывание.
(2-й проблемный вопрос)
Лучи света попадают в фотоаппарат, пройдя через выпуклое стекло объектива . В глаз лучи света попадают, пройдя через такой же выпуклый и прозрачный хрусталик. Он как объектив, собирает лучи в узкий яркий пучок. Значит хрусталик линза, двояковыпуклой формы. Он может изменять свою кривизну. ( ДЕМ муляжа)
- Найдите место хрусталика в таблице.
Но есть разница.
Какой формы фотоаппарат? (квадратный) А глаз? (круглый)
Какой плод он напоминает? (яблоко).
Его даже так и называют – глазное яблоко.
Поэтому как называется таблица? ( Строение глазного яблока)
В фотоаппарате внутри пусто. А глазное яблоко наполнено прозрачным стекловидным телом, вроде желе. ( ДЕМ ) найдите место в таблице.
В фотоаппарате лучи света падают на светочувствительную поверхность плёнки или пластинки. В глазу лучи света падают на заднюю стенку глазного яблока, в которой спрятаны 130 млн. палочек – рецепторы глаз, воспринимают чёрно-белые цвета и 7 млн. колбочек – рецепторы воспринимающие цвета.
В колбочках – зрительный пигмент - ЙОДОПСИН, а в палочках РОДОПСИН.
Фотохимические реакции способствуют разложению этих пигментов. В темноте они восстанавливаются. Для восстановления родопсина необходим витамин А, которого очень много в моркови, рябине, облепихе, молоке, сливочном масле и т.д. При его недостатке возникает заболевание – « куриная слепота», т. е. ослабление сумеречного зрения.
Значит, в рацион питания обязательно должны включать данные продукты.
Что такое рецепторы?
Рецепторы (от лат. – принимающий) – это окончания чувствительных нервных волокон, преобразующие раздражения, в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.
Палочки и колбочки передают дальше то, что увидел зрачок в головной мозг – кору больших полушарий, в затылочную зону. Здесь возникает зрительное ощущение, и мы видим и опознаем предметы и их взаиморасположение в пространстве.
Нужны оболочки глазному яблоку?
Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой белочной оболочкой (склерой); как яйцо скорлупой. (ДЕМ. Место в таблице)
А если она непрозрачная, то как через неё проходит свет?
По таблице, муляжу видят, что её передняя часть прозрачная и называется РОГОВИЦА, она преломляет лучи проходящего света и пропускает их дальше через зрачок. Значит роговица «сильная линза» (место в таблице)
Глаз нужно питать и увлажнять. Для этого есть сосудистая оболочка, пронизанная кровеносными сосудами.
Обратите внимание в таблице о том, что она чёрная, т. е. внутренняя поверхность покрыта чёрным пигментом. А для чего это необходимо?
( поглощает световые лучи) (место в таблице)
Практическая работа1 вариант закрывает глаза, а 2-й смотрит ему в глаза, учитель считает до 5 ,они открывают глаза. Затем меняются
Что вы наблюдали? (зрачок расширяется и сужается)
Благодаря чему? (регулирует размер зрачка радужка)
А радужная оболочка – это передняя часть сосудистой оболочки.
Значит в какой оболочке глаза находится зрачок? (зрачок находится в сосудистой, в её передней части – радужной оболочки).
- Посмотрите внимательно в таблицу, мы с вами сколько оболочек глаз написали? Остаётся одна оболочка. Читаем особенности строения.
Данная оболочка – сетчатка или сетчатая оболочка.
«Словно рыбачья сеть, закинутая на дно глазного яблока и ловящая солнечные лучи!» - так представлял древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза.
-Глаза имеют три вида оболочек (Белочная, сосудистая, сетчатка)
-Как называется прозрачная часть белочной оболочки (роговица)
-Какая структура придаёт глазам цвет (радужка сосудистой оболочки)
- В какой оболочке глаза находится зрачок? (в сосудистой в радужной)
- В какой оболочке находятся зрительные рецепторы (сетчатке)
Практическая работа: работа в парах . Исследователь просит испытуемого следить за движением карандаша на расстоянии 20 см., перемещая карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описываем окружность по и против часовой стрелке.
На какие вопросы можно ответить данной работой?
- В каких направлениях возможно движение глаз? (произвольное движение)
- Сколько мышц приводят в движение глазное яблоко? (6-4прямые, две косые)
- Перемещаются ли оба глаза совместно? (да, направлены в одну и ту же сторону)
3.Глаз как оптическая система.
Как вы думаете, почему я сравнивала глаза с фотоаппаратом?
( так как моделью глаза является фотоаппарат) Ещё в 19 веке Геймгольц считал, что моделью глаза является фотокамера.
Вывод: свет преломляется в оптической системе глаза, в результате на сетчатке возникает уменьшенное и перевёрнутое изображение наблюдаемого предмета. Первым кто доказал , построив ход лучей в оптической системе глаза, был Иоганн Кеплер, он заявил, что глаз-это оптический прибор.
Оптическая система глаза исправляется в зрительной зоне коры больших полушарий.
Значит, что имел в виду Блейк в своих высказываниях?
Анализатор – рецепторы органов чувств, проводящие пути, чувствительные зоны коры.
Зрительный анализатор состоит из
-рецепторов (палочки и колбочки)
-нервные пути (зрительный нерв)
-мозговой центр ( затылочная зона коры больших полушарий)
Аккомодация-это приспособленность глаза чётко видеть разноудаённые предметы благодаря эластичности хрусталика.
Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским;
если рассматриваем ближние предметы - более выпуклым.
Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку.
4. Гигиена зрения.
Т.О зная строение глаза вернёмся к пословице.
Почему нужно беречь как зеницу ока? (Веками люди знали, что страшно потерять зрение. Издревле на Руси самым страшным наказанием считалось ослепление. Слепота большое несчастье. В былые времена считалось, что в сравнении с ней даже смерть ничто. Когда-нибудь слышали выражение: глаз вытек, это значит повреждено стекловидное тело и жидкость вытекла, Глаз не подлежит восстановлению, заменяют искусственным неживым. Глаза необходимо беречь. Соблюдать технику безопасности. Тогда окружающий мир долго будет радовать вас своей красотой и неповторимостью.
Глаза относятся к органу зрения, а орган зрения – орган чувств. Человек получает до 95 % всей информации об окружающем мире с помощью зрения. Благодаря ему, мы ориентируемся в пространстве.
Лётчик-космонавт Леонов говорил, что в космосе только зрение из всех органов чувств даёт необходимую информацию для работы.
Какие защитные приспособления имеют глаза? (посмотрите друг другу)
- Веки и ресницы от пыли, яркого света;
- брови от пота со лба;
-слеза смывает пылинки, согревает, увлажняет.
Дефекты зрения вам знакомы: в молодости близорукость, вызвана ослаблением ресничной мышцы, на которой подвешен хрусталик. А раз она мышца, то её, как и любую мышцу можно тренировать. Это эффективное профилактическое средство:
-выполняем физкультминутку: зрительная гимнастика. (По рисунку на доске)
Интенсивность солнечного света, морщимся, ранние морщинки.
При ярком солнце больше ультрафиолетовых лучей. Глаз защищается уменьшением зрачка, а мы помогаем одев солнечные очки.
( демонстрация очков и объяснение о вреде крашенных стёкол,т.к. при темных стёклах зрачки увеличены, а УФ проходит через них. А специальные очки имеют покрытия, задерживающие Уф. А УФ отрицательно на хрусталики, возможно помутнение- катаракта.
Вывод.
-Подберите прилагательные , характеризующие глаза: добрые, злые, сияющие, восторженные, смеющиеся, нежные, прекрасные, одним словом ГЛАЗА - ЗЕРКАЛО ДУШИ.
-Человек не может без зрения, благодаря ему, мы ведём полноценный образ жизни. -берегите как зеницу ока.