Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Открытй урок по теме "Строение глаза и его гигиена"

Submitted by Valia Alexandrovna Silina on пн, 30/01/2012 - 21:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Силина Валентина Александровна
Место работы, должность: 

учитель биологии МОУ "Зеленогорская СОШ"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p align="center"> Тема урока</p> <p align="center"> &nbsp;<strong>&laquo;Строение, функции, гигиена органов зрения&raquo;</strong></p> <p> <strong>Цели: </strong></p> <p> <strong><em>образовательная</em></strong>:&nbsp; раскрыть значение зрения, строение глаза,&nbsp; функционирование анализаторов на примере зрительного, сформулировать правила гигиены зрения;</p> <p> <strong><em>развивающая</em></strong>:&nbsp; развивать умение анализировать и обобщать, &nbsp;устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать свои мысли при общении;</p> <p> <strong><em>воспитательна</em></strong>я: пропаганда здорового образа жизни, коммуникативных навыков.</p> <p> <strong>Тип</strong>: комбинированный</p> <p> <strong>Методы</strong>: 1) объяснительно- иллюстративный,</p> <p> 2) проблемы: частично-поисковый, эвристическая беседа.</p> <p> <strong>Технология</strong>: традиционная, элементы проблемного обучения.</p> <p> <strong>Оборудование</strong>: таблица &laquo;Строение глаза&raquo;,&nbsp;&nbsp; муляж глаза,&nbsp; мультимедийные приложения, компьютер, солнечные очки.</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

Тема урока

 «Строение, функции, гигиена органов зрения»

Цели:

образовательная:  раскрыть значение зрения, строение глаза,  функционирование анализаторов на примере зрительного, сформулировать правила гигиены зрения;

развивающая:  развивать умение анализировать и обобщать,  устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать свои мысли при общении;

воспитательная: пропаганда здорового образа жизни, коммуникативных навыков.

Тип: комбинированный

Методы: 1) объяснительно- иллюстративный,

2) проблемы: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Технология: традиционная, элементы проблемного обучения.

Оборудование: таблица «Строение глаза»,   муляж глаза,  мультимедийные приложения, компьютер, солнечные очки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент: тема, цель.

2.Изучение нового материала.

1.В народе говорят « Беречь как зеницу ока».

- О чём говорится в этой пословице?  (о глазах, ока – глаза)

Почему их нужно беречь особенно?  (проблемный вопрос)

.

Глаза относятся к органу зрения, а орган зрения – орган чувств.

2.Строение глаз.

- Вы знаете  как устроен фотоаппарат?  Когда нажимаешь на кнопку затвора. В нём открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они падают на пленку или пластинку и рисуют на неё то, на что был направлен аппарат.

   Примерно так же устроен наш глаз.

    П.Р. « Посмотрите друг другу в глаза, вы увидели посередине круглое цветное пятнышко. Какого они цвета, одинаковые  или  разные?  ( Разные:  у одних оно коричневое, у других серое,  у иных зеленоватое). ЭТО РАДУЖНАЯ оболочка, содержит пигмент – меланин. Чем их больше, тем темнее и наоборот. От количества и глубины залегания пигмента зависит цвет глаз. Чем их больше, тем темнее и наоборот

  Дем. муляжа

-Найдите на листе, в таблице его место (для этого смотрят по значению, где написано: определяет цвет глаз)

- Ещё раз посмотрите друг другу в глаза: посередине видна чёрная точка. Но это не точка, а что тогда (маленькое отверстие)    Дем. По муляжу

 Оно называется зрачком.           (найдите ему место в таблице)

Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют на заднем плане, сетчатке уменьшенное изображение того, на что направлен глаз, но в перевернутом виде.

- Ребята,  может быть у кого-нибудь возник вопрос? ( Почему же мы тогда не видим всё вокруг перевёрнутым вверх ногами?)

    В своё время поэт Уильям Блейк верно подметил:

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Что он имел в виду?  Как объяснить его высказывание.  

                                                                                          (2-й проблемный вопрос)

   Лучи света попадают в фотоаппарат, пройдя через выпуклое стекло объектива .  В глаз лучи света попадают,  пройдя через такой же выпуклый и прозрачный хрусталик. Он как объектив,  собирает лучи в узкий яркий пучок. Значит хрусталик линза, двояковыпуклой формы. Он может изменять свою кривизну.              ( ДЕМ муляжа)

- Найдите место хрусталика в таблице.

Но есть разница.

Какой формы фотоаппарат?  (квадратный)  А глаз? (круглый)

 Какой плод он напоминает? (яблоко).

Его даже так и называют – глазное яблоко.

Поэтому как называется таблица? ( Строение глазного яблока)

   В фотоаппарате внутри пусто. А глазное яблоко наполнено прозрачным стекловидным телом, вроде желе. ( ДЕМ ) найдите место в таблице.

   В фотоаппарате лучи света падают на светочувствительную поверхность плёнки или пластинки. В глазу лучи света падают на заднюю стенку глазного яблока, в которой спрятаны 130 млн. палочек – рецепторы глаз, воспринимают чёрно-белые цвета и 7 млн. колбочек – рецепторы воспринимающие цвета.

   Значит, какие рецепторы обеспечивают дневное зрение? (колбочки), а сумеречное зрение ? (палочки)

   В колбочках – зрительный пигмент - ЙОДОПСИН, а в палочках РОДОПСИН.

Фотохимические  реакции способствуют  разложению этих пигментов. В темноте они восстанавливаются. Для восстановления родопсина необходим витамин А, которого очень много в моркови, рябине, облепихе, молоке, сливочном масле и т.д. При его недостатке возникает заболевание –                « куриная слепота», т. е. ослабление сумеречного зрения.

Значит, в рацион питания обязательно должны включать данные продукты.

 Что такое рецепторы?

 Рецепторы (от лат. – принимающий) – это окончания чувствительных нервных волокон, преобразующие раздражения, в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.

   Палочки и колбочки передают дальше то, что увидел зрачок в головной мозг – кору больших полушарий, в затылочную зону. Здесь возникает зрительное ощущение, и мы видим и опознаем предметы и их взаиморасположение в пространстве.       

 Нужны оболочки глазному яблоку?

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой  белочной оболочкой (склерой); как яйцо скорлупой. (ДЕМ. Место в таблице)

 А если она непрозрачная, то как через неё проходит свет?

По таблице, муляжу видят, что её передняя часть прозрачная и называется РОГОВИЦА, она преломляет лучи проходящего света и пропускает их дальше через зрачок. Значит роговица «сильная линза» (место в таблице)

Глаз нужно питать и увлажнять. Для этого есть сосудистая оболочка, пронизанная кровеносными сосудами.

 Обратите внимание в таблице о том, что она чёрная, т. е. внутренняя поверхность покрыта чёрным пигментом. А для чего это необходимо?  

( поглощает световые лучи)                                               (место в таблице)

Практическая работа 1 вариант закрывает глаза, а 2-й смотрит ему в глаза, учитель считает до 5 ,они открывают глаза. Затем меняются

Что вы наблюдали? (зрачок расширяется и сужается)

Благодаря чему? (регулирует размер зрачка радужка)

А радужная оболочка – это передняя часть сосудистой оболочки.

 

Значит в какой оболочке глаза находится зрачок? (зрачок находится в сосудистой, в её передней части – радужной оболочки).

- Посмотрите внимательно в таблицу, мы с вами сколько оболочек глаз написали? Остаётся одна оболочка. Читаем особенности строения.

Данная оболочка – сетчатка или сетчатая оболочка.

«Словно рыбачья сеть, закинутая на дно глазного яблока и ловящая солнечные лучи!» - так представлял древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза.

Вывод: Продолжите предложение, (используя таблицу)

-Глаза имеют три вида оболочек (Белочная, сосудистая, сетчатка)

-Как называется прозрачная часть белочной  оболочки (роговица)

-Какая структура придаёт глазам цвет (радужка сосудистой оболочки)

- В какой оболочке глаза находится зрачок? (в сосудистой в радужной)

- В какой оболочке находятся зрительные рецепторы (сетчатке)

  Практическая работа: работа в парах . Исследователь просит испытуемого следить за движением карандаша на расстоянии 20 см., перемещая карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описываем окружность по и против часовой стрелке.

  На какие вопросы можно ответить данной работой?

- В каких направлениях возможно движение глаз? (произвольное движение)

-  Сколько мышц приводят  в движение глазное яблоко? (6-4прямые, две косые)

- Перемещаются ли оба глаза совместно? (да, направлены в одну и ту же сторону)

3.Глаз как оптическая система.

Как вы думаете, почему  я сравнивала глаза с фотоаппаратом?

( так как моделью глаза является фотоаппарат) Ещё в 19 веке Геймгольц считал, что моделью глаза является фотокамера.

Путь светового луча:

 Роговица (преломляет лучи проходящего света)  -- зрачок - хрусталик ( изменяет ( изменяет кривизну-аккомодирует)----стекловидное тело----сетчатка.

Вывод: свет преломляется в оптической системе глаза, в результате на сетчатке возникает уменьшенное и перевёрнутое изображение наблюдаемого предмета. Первым кто доказал , построив ход лучей в оптической системе глаза, был Иоганн Кеплер, он заявил, что глаз-это оптический прибор.

   Оптическая система глаза исправляется в зрительной зоне коры больших полушарий.

Значит, что имел в виду Блейк в своих высказываниях?

Анализатор – рецепторы органов чувств, проводящие пути, чувствительные зоны коры.

Зрительный анализатор состоит из

-рецепторов (палочки и колбочки)

-нервные пути (зрительный нерв)

-мозговой центр ( затылочная зона коры больших полушарий)

Аккомодация-это приспособленность глаза чётко видеть разноудаённые предметы благодаря эластичности хрусталика.

Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским;

если рассматриваем ближние предметы - более выпуклым.

Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку.

4. Гигиена зрения.

Т.О зная строение глаза вернёмся к пословице.

Почему нужно беречь как зеницу ока? (Веками люди знали, что страшно потерять  зрение. Издревле на Руси самым страшным наказанием считалось ослепление. Слепота большое несчастье. В былые времена считалось, что в сравнении с ней даже смерть ничто. Когда-нибудь слышали выражение: глаз вытек, это значит повреждено стекловидное тело и жидкость вытекла, Глаз не подлежит восстановлению, заменяют искусственным неживым. Глаза необходимо беречь. Соблюдать технику безопасности. Тогда окружающий мир долго будет радовать вас своей красотой и неповторимостью.

Глаза относятся к органу зрения, а орган зрения – орган чувств. Человек получает до 95 % всей информации об окружающем мире с помощью зрения. Благодаря ему,  мы ориентируемся в пространстве.

   Лётчик-космонавт Леонов говорил, что в космосе только зрение из всех органов чувств даёт необходимую информацию для работы.

 

   Какие защитные приспособления имеют глаза? (посмотрите друг другу)

- Веки и ресницы от пыли, яркого света;

- брови от пота со лба;

-слеза смывает пылинки, согревает, увлажняет.

 

Дефекты зрения вам знакомы: в молодости  близорукость, вызвана ослаблением ресничной мышцы, на которой подвешен хрусталик. А раз она мышца, то её, как и любую мышцу можно тренировать. Это эффективное профилактическое средство:

-выполняем физкультминутку: зрительная гимнастика. (По рисунку на доске)

Какие очки необходимы? (минусовые – рассеивающие, двояковогнутые линзы.

На листах профилактика близорукости.

 Старческая дальнезоркость (плюсовые, двояковыпуклые линзы)

 Интенсивность солнечного света, морщимся, ранние морщинки.

При ярком солнце больше ультрафиолетовых лучей. Глаз защищается уменьшением зрачка, а мы помогаем одев солнечные очки.

( демонстрация очков и объяснение о вреде крашенных стёкол,т.к. при темных стёклах зрачки увеличены, а УФ проходит через них. А специальные очки имеют покрытия, задерживающие Уф.  А УФ отрицательно на хрусталики, возможно помутнение- катаракта.

Вывод.

-Подберите прилагательные , характеризующие глаза: добрые, злые, сияющие, восторженные, смеющиеся, нежные, прекрасные, одним словом ГЛАЗА - ЗЕРКАЛО ДУШИ.

-Человек не может без зрения, благодаря ему, мы ведём полноценный образ жизни.              -берегите  как зеницу ока.


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн