Submitted by Наталия Григорьевна Романова on вс, 29/01/2012 - 15:34
Повторительно–обобщающий урок по обществознанию в 10 классе
«Человек»
«Из того, что человек – животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом». (Николай Михайловский)
Задачи: уметь аргументировано, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий и делать моральный выбор; уметь в споре отстаивать собственную позицию.
Форма урока: беседа, работа в группах, тестирование.
Ход урока.
Добрый день! Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем работать в необычной обстановке, но думаю, это не помешает нам плодотворно трудиться в течение урока.
Мы завершили изучение темы «Человек». Сегодня мы с вами будем систематизировать полученные знания, поделимся своими взглядами на некоторые проблемы темы. Сначала будем работать в группах, а затем будете выполнять тесты по теме «Человек». Сегодня у каждого есть возможность получить сразу две отличные оценки в течение урока. Ни пуха, ни пера!
Перед вами схема, которая раскрывает основные вопросы изученной темы. Она содержит в себе 6 блоков вопросов и заданий. Каждая группа выполняла задания по одному из блоков. Сейчас мы внимательно выслушаем все ответы, и может быть, даже поспорим с одноклассниками.
Ответы будут оцениваться по следующей шкале:
умение аргументировать свой ответ,
умение сотрудничать в группе,
умение выражать свое мнение.
I.Работа в группах.
I.Первая группа «Природа человека».
Прочитайте текст.
«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.
Человек отходит с миром. Когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок предали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадется, как стручок, отдавая зерна. Так от поколения к поколению предается жизнь – медленно, как растет дерево, - а с нею предается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.
Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что доставалось ей на сохранение, скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря». (Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель)
Ответьте на вопросы:
1. В чем автор видит роль человека на земле?
2. Что, по мнению автора, дает смысл и жизни, и смерти?
3. Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.
Выводы: Человек – продукт биологической, социальной, культурной эволюции. Поиски смысла жизни каждым отдельным человеком связаны с общечеловеческой историей. Победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.
II. Вторая группа «Человек как духовное существо».
Прочитайте текст.
В принятой ООН (1995 г.) Декларации принципов толерантности она рассматривается как ключевое понятие человеческих взаимоотношений. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войн культурой мира.
Ответьте на вопросы:
1. Какое определение толерантности дали бы вы?
2. Почему в наше время возрастает значение толерантности?
3. Раскройте связь гражданственности, патриотизма с толерантностью.
4. Охарактеризуйте качества толерантного человека.
Выводы: Духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, так как здесь рождается то, что отличает человека о других живых существ. Человек, узнавая о моральных установках, стремится руководствоваться ими в своих повседневных поступках.
III. Третья группа «Свобода».
Прочитайте текст.
Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляются инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.
Фактически «быть свободным» - значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.
Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.
Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны. другие безразличны или полезны. В этом нет ничего удивительного: сидя в автомобиле, мы вольны включить третью скорость, чтобы тронуться с места; мы, возможно, так и сделаем, но мотор при этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе. (Адаптировано по книге М. Малерба)
Ответьте на вопросы:
1. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства.
2. Какой смысл автор вкладывает в словосочетание «быть свободным»? Объясните, почему свобода важна для счастья человека.
3. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащиеся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть соей свободы».
Выводы: Свобода – необходимое условие реализации социальных связей. Именно в становлении способности ответственно делать выбор и обретать, таким образом, свободу состоит социальное взросление. Ответственность личности гарантирует ей возможности самореализации в рамках социальных норм.
1. 1) человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу;
2) в юности проявляется инстинктивная тяга к свободе;
3) преступления наказываются лишением свободы.
2. 1)авторское понимание словосочетания «быть свободным»: иметь свободу выбора.
2) объяснение, например: человек, свободно выбирая профессию, исходит из собственных интересов и способностей, что помогает получить удовлетворение от своих занятий и в определенной мере быть счастливым.
3. 1) человек самостоятельно выбирает место работы, он должен соблюдать правила трудового распорядка, таким образом, в определенной мере теряет часть своей свободы;
2) молодые супруги, заключив брак по обоюдному согласию и любви, приобретают не только новые права, но и обязанности, в определенной мере ограничивающее свободу каждого из них;
3) в соответствии со своими убеждениями человек может вступить в политическую партию, но ему придется считаться с партийными требованиями.
IV. Четвертая группа «Деятельность».
1) А.И. Герцен писал: «Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь воспринимает только как возможность что-нибудь делать». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
2) О каком виде деятельности идет речь в высказывании академика И.П. Павлова: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, тем самым соединял «голову с руками». Свой ответ аргументируйте.
Выводы: Именно деятельности люди обязаны своим существованием. Без деятельности не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познает мир и самого себя, создает все необходимое для жизни.
V. Пятая группа «Познание».
Прочитайте текст.
«Ум» («мудрость») – это не «знание» само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это – умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное – самостоятельно эти знания добывать, пополнять – так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия. И обязательно ведет к образованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преимущество перед нею – преимущество наличия ума…Умный человек – в отличие от глупого – даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из нас ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т.е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения…» (Э.В. Ильенков, российский философ)
Ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете основную идею приведенного текста?
2. Противоречат ли рассуждения автора известному философскому утверждению «Знание – сила»?
3. На основе приведенного текста определите основные признаки понятия «ум».
4. Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.
Выводы: Знания сами по себе никакой ценности не имеют. Труден и противоречив путь человека к истинному знанию. Этот путь в истории человечества наполнен не только великими открытиями, но и заблуждениями. Человек к началу третьего тысячелетия значительно расширил границы области познания, тем не менее, многие вопросы гносеологии по-прежнему имеют дискуссионный характер.
VI. Шестая группа «Личность».
1) А. Пьерон говорил: «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.
2) Какие существенные свойства человека отражены в суждении о человеке: «Это животное, отлучающееся от обезьяны терпением, от попугая – инициативой, от бегемота – беспокойством, а от муравья – размерами». Свой ответ аргументируйте.
Выводы: Человек – двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений. Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности.
II. Тестирование.
1.Выберите верный ответ.
1. Природными свойствами человека обусловлены его потребности
А) в служебном росте
Б) в творчестве
В) в утолении голода
Г) в самореализации
2. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:
А) личности
Б) индивидуальности
В) индивиду
Г) физическому телу
3. Истинное знание в отличие от ложного:
А) создается в результате познавательной деятельности
В) соответствует предмету познания
Б) требует усилий для понимания
Г) является результатом наблюдений
2.Напишите понятие:
Совокупность представлений людей о добре и зле, справедливости - …
3.Закончите фразу:
Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и …
4.Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Установите соответствие между характеристиками знаний и видами истины: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
ХАРКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ
ВИД ИСТИНЫ
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей
А. Объективная истина
2. Исчерпывающее, полнее и достоверное знание об объективном мире
Б. Относительная истина
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности
В. Абсолютная истина
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент
Мы выяснили, что человек – существо, наиболее известное самому себе с точки зрения эмпирических фактов.
Блезу Паскалю принадлежат слова:
«Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветерка, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознает.
…Все наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно…»
V. Домашнее задание. Написать эссе с вашим отношением к высказыванию Б. Паскаля.
Подготовиться к проверочному тестированию по теме «Человек».
У природы нет другого мозга, корме того, что она с таким трудом втиснула человеку в голову.
(Бернард Шоу)
Человек – это знание, которое познает самое себя. (В. Гумбольдт)
Человек – это существо, способное на деятельность, на которое не способно никакое другое существо. (Восточный философ)
Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяет мысль. (Дж. Каллингвуд)
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. (Махатма Ганди)
Слабовольные люди – это легкая кавалерия армии дурных людей. (Николай Шамфор)
Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст – французский лексикограф)
Сознание того, что что-нибудь ложно, есть уже сознание истины. (Артур Шопенгауэр – немецкий философ)
Никто не может судить о других, пока не научиться судить о самом себе. (Иоганн Вольфганг Гете – немецкий поэт)
Личность всегда главное. Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. (Иван Тургенев)
Индивидуальность гибнет, личность спасается. (Владимир Микушевич – российский философ)
Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. (Ф. М. Достоевский, русский писатель)