Авторская сказка о животных. Р. Киплинг « Откуда у кита такая глотка»
Submitted by Галина Петровна Варанкина on Sat, 28/01/2012 - 17:02
Тема урока: Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Цели урока:
организовать деятельность учащихся, направленную на анализ сказки;
способствовать формированию представлений о жанровой специфике сказки;
создать условия для развития исследовательских навыков;
воспитывать любовь к природе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Структура урока:
I.Самоопределение к деятельности.
II.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.
III. Постановка учебной задачи.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
V.Физминутка.
VI.Первичное закрепление.
VII.Самостоятельная работа.
VIII. Рефлексия. Информация о домашнем задании.
Оборудование урока: учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»-2класс, портрет Р.Киплинга, карточки для групповой работы, схема «Формы литературных произведений», произведения Р. Киплинга, научно-популярный фильм «Эти загадочные киты».
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности. (УУД - коммуникативные)
- По замкнутому кругу
Нам довелось бродить.
Сегодня в путешествие
Хочу вас пригласить.
(Звучит шум морского прибоя)
-Что это?
-Кто же догадался, каким будет путешествие? (морским)
Начинаем наше путешествие.
II.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности. (УУД – коммуникативные, познавательные)
-Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны к нему подготовиться.
РАА
1)Прочитайте хором скороговорку, ставя ударение на разные слова.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
-Кто такая чушка?
2)Игра «Перепутаница».
-Соедините сочетания слов из первого столбика с сочетаниями слов из второго столбика, чтобы получилось четверостишие.
Щука проглотила дело!
Щетка ей за рыбку съела?
Удивительное щетку.
Что же я щекочет глотку.
3) «Цепочка»
_-Как из слова МОРЕ получить слово ВОДА изменяя только одну букву.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (УУД – коммуникативные, познавательные, регулятивные)
-Рассмотрите схему. Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (исследованием произведения)
-О чем мы должны узнать в нашем путешествии? (К какому жанру относится произведение, авторская или народная, волшебная или о животных.)
Разбиваемся на 3 группы. Каждая группа проведет свое исследование и поделится со своими результатами. В работе используйте схему «Формы литературных произведений»
-Выберите те слова, которые помогут определить жанр этого произведения. Приведите примеры.
2 группа
Эта сказка волшебная или о животных?
-Почему слова Кит, Малютка-Колюшка, Моряк написаны с заглавной буквы?
-Кто главные герои сказки?
(Это имена собственные и главные герои сказки - животные)
-Есть ли в сказке сказочный герой и волшебные превращения? (Сказочный герой - кит, а волшебных превращений нет)
3группа
Сказка авторская или народная?
-Какие сказки авторские, а какие народные? (Сказка, у которой есть автор – авторская. Сказка, сочиненная народом – народная)
-Кто автор сказки? (Редьярд Киплинг)
-Прочитайте об авторе этого произведения.
-Расскажите всем ребятам, что узнали о Р. Киплинге?
1)Джозеф Редьярд Киплинг- английский писатель, родился в 1865 году в Индии. Р.Киплинг считал детские годы, проведённые в Индии, самыми счастливыми в жизни, т.к. потом ему пришлось несладко.
2)Когда будущему писателю исполнилось 6 лет, его вместе с сестрой отправили учиться в Англию. Они жили в частном пансионе, хозяева которого были грубыми и бескультурными людьми.
3)После окончания пансиона Киплинг поступил в военное училище, но не закончив его, с радостью возвратился в Индию. Любил и хорошо знал не только животный мир этой страны и древние сказки о животных.
4)Дети всего мира прекрасно знакомы с Маугли, полюбили сказки, в которых автор отвечает на бесконечные вопросы «откуда» и «почему?»
- О чём эта сказка? (О том, как кит съел всю рыбу в море и колюшка подсказала ему, что можно съесть человека.)
- Понравилось вам произведение?
- Удалось ли киту съесть человека? (Да, удалось.)
-Почему человек не сопротивлялся и не пытался спастись. Ваши версии, исследователи.
(Возможно, он что-то задумал и хотел, чтобы кит его проглотил, ему надо было попасть домой в Англию, хотя бы и таким путём).
– Какие качества характера помогли моряку спастись? Найдите в тексте подтверждения.
(Но этот человек очень находчивый, умный и храбрый.)
– Какие предметы сыграли решающую роль в спасении? Как он их использовал? Прочитайте этот отрывок.
(… он ножиком расколол свой плот на тонкие лучинки, сложил их крест- накрест и крепко связал подтяжками.)
- Ребята, что же вы можете сказать о человеке? (Сообразительный)
- Прочитайте комментарий автора учебника перед сказкой. (Очень изобретательная сказка)
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
-В чем необычайность этой сказки? (Это сказочная версия ответа на научный вопрос.)
-Как вы думаете, правда ли, что у кита в глотке решетка? Ваши версии.
На этот вопрос найдем ответ, посмотрев отрывок из научно-популярного фильма «Эти загадочные киты»
VII. Рефлексия. УУД – регулятивные, личностные)
-Какой человек мог написать такую интересную сказку?
-Что можете сказать о писателе и человеке Р. Киплинге?
-Напишите синквейн со словом Киплинг.
(Лучшие прочитать вслух)
1.Киплинг
2.Наблюдательный, добрый.
3.Пишет, наблюдает, фантазирует.
4.Умение видеть необычное в мире.
5.Сказочник.
-Пора возвращаться домой , путешествие закончилось. Дома вы подумаете над вопросами из учебника на стр.92 и попробуете себя в роли сказочника. (Почему тигр полосатый? Откуда у кенгуру сумка? Почему не летает птица- курица?)
Оценивание работы.
- Перед вами лежат кораблики. Подумайте, как бы вы оценили свою работу на уроке. Если вы отвечали на уроке, работали в группе и поняли тему урока, поставьте себе -5 на голубом кораблике. Если же вы работали в группе, а отвечали мало, поставьте на желтом кораблике -4.
Всем спасибо за урок, я вами довольна.
Методические рекомендации:
1.При анализе содержания сказки учащимся предлагаются карточки для групповой работы.
2.Для работы в парах предложена схема «Формы литературных произведений», позволяющая отнести изучаемое произведение в нужное место