Пейзаж как средство художественной характеристики в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"
Submitted by Ирина Михайловна Никитина on пн, 23/01/2012 - 19:55
Пейзаж как средство художественной характеристики в
рассказе И.С. Тургенева «Бирюк».
Ему дан дар наблюдательности,
способность верно и быстро понять
и оценить всякое явление,
разгадать его причины и следствия…
В. Г. Белинский о И.С. Тургеневе.
1. Ход урока:
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем с вами знакомиться с рассказом «Бирюк» из «Записок охотника» И.С.Тургенев
Тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж как средство художественной характеристики в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».
С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе.
Давайте же сегодня задумаемся вместе, в чём же сила одного из рассказов, вошедших в этот тургеневский цикл, - «Бирюка»? В чём его суть?
Ответить на этот вопрос – это значит прежде всего понять, какую роль играет в рассказе пейзаж.
Вспомним, что называется пейзажем.
Учащиеся: (Пейзаж – картина природы в художественном произведении.)
Учитель: Итак, займёмся анализом рассказа.
- Почему Тургенев назвал его «Бирюк»?
Учащиеся: Назвал так именем главного героя произведения.
Учитель: Давайте напомним, кто такой Бирюк?
Ученик: (Бирюк – это одинокий, угрюмый человек. Таков как раз тургеневский лесник.)
Учитель: При каких обстоятельствах автор познакомился с ним?
(Гроза застала путника в лесу. Он терпеливо ждал конца ненастья. В этот
момент при блеске молнии он увидел высокую фигуру.)
- Перечитайте описание грозы, которая застала путника в лесу.
(Ученик читает вслух.)
- Какие изобразительные приёмы использует автор в изображении
грозы?
Ученик: (Эпитеты, метафоры помогают авторы словесно изобразить грозу как стихию природы. А глаголы (загудел, застучали, зашлёпали, сверкнула, разразилась, полил) выбраны так, чтобы показать стремительность нарастания грозы.
Учитель: И.С. Тургенев дал великолепное словесное описание грозы. А великие русские художники Суриков, Левитан на своих полотнах запечатлели неповторимую стихию природы красками.
Давайте посмотрим на репродукции картин знаменитых художников.
Русские художники любили свою Родину и изобразили на своих полотнах эти неяркие, но по-своему красивые русские пейзажи. Их привлекали и невзрачная природа, и разбитые колеи дорог, и ветхие крестьянские избы.
Обратите внимание на то, какие краски использовали художники.
Ваша одноклассница так увидела грозу и изобразила её на своём рисунке.
Ученик: Тёмные.
Учитель: Но на картинах присутствует ещё один цвет, которым художники выразили себя,- золотой. У художников - это цвет добра, цвет надежды. Золотым цветом они выражали надежду на лучшее своей отчизны, верили в её богатство и мощь.
В ореоле этого цвета можно было бы изобразить и Бирюка, если бы мы попытались это сделать.
Ведь и Бирюк – выразитель добра и справедливости.
Давайте послушаем мастера художественного слова
Н. Высоковского, как изобразил герой Тургенев своего героя на фоне грозы.
Учитель: Подумайте, почему автор изобразил своего героя при блеске молнии?
Ученик: Это подтверждает слова учителя о Бирюке как выразителе добра и справедливости.
Учитель: А с другой стороны, разве не грозен и не суров Бирюк, как сама гроза? Что является причиной его суровости?
Ученик: Его нелёгкая жизнь.
Учитель:- Давайте прочитаем эпизод из рассказа «В избе лесника».
(прочтение эпизода.)
Учитель:- Что вы узнали о жизни Бирюка?
Ученик: Нелёгкую жизнь Бирюка, который испытывал обман и предательство жены и один в нищете воспитывает детей.
Учитель:- А как сам автор относится к Бирюку?
Чтобы ответить на этот вопрос, используйте опорные слова из рассказа:
Ученик: сочувствует ему («Сердце во мне заныло, когда я посетил избу»)
любуется им (в эпизоде, когда Бирюк отпускает пойманного им
крестьянина).
Учитель:- Давайте прочитаем по ролям сцену – «Бирюк и крестьянин».
Идёт прочтение.
Учитель: (Мужик доведен до крайности и вынужден воровать. Мы видим, что Бирюку нелегко простить мужику кражу, ведь он и сам испытывает постоянную нужду. И всё же Бирюк прощает мужика, раскрывая тем самым широту и благородство собственной души.)
- В конце рассказа автор даёт описание природы после грозы. На какую особенность он обращает внимание читателя?
Ученик: «В лесу чуть-чуть светлело»
Учитель: -Почему, несмотря на это «чуть-чуть», природа у Тургенева остаётся мрачной? Ведь гроза прошла?
Ученик: (Природа – это часть жизни Бирюка. Хмурыми мрачным его сделала жизнь, таким он останется и после встречи с рассказчиком, но в нём теплится благородная душа, способная сочувствовать обездоленному человеку. «Чуть-чуть светлело» ещё и на душе Бирюка.)
Учитель:- Так какую же роль играет пейзаж в рассказе Тургенева? Ученик: Пейзаж в рассказе является отражением душевного состояния героя.
Учитель: Да, ребята, это действительно так, и это, я думаю, с вами сумели доказать.
Неслучайно критик 19 века В.Г.Белинский так сказал об И.С.Тургеневе.
Ему дан дар наблюдательности,
способность верно и быстро понять
и оценить всякое явление,
разгадать его причины и следствия…
В. Г. Белинский и И.С. Тургеневе.
Учитель: Наверное, как нельзя лучше эти слова можно применить и к очерку «Бирюк».
Мы знаем И.С.Тургенева, как прозаика, но, наверное, мало кто помнит, что начинал свою литературную деятельность Тургенев как поэт. Некоторые стихи, отличающиеся какой-то особой, необыкновенной мелодичностью, были положены на музыку… Так появился романс «Утро туманное, утро седое…», давайте его послушаем. Он прозвучит в исполнении В.Пономарёвой.
(звучит романс)
Учитель: -Что вы увидели и почувствовали, слушая его.
- Что общего между рассказом Тургенева и этими его стихами?
Ученик: Пейзаж, Чувство грусти.
Учитель:
И.С.Тургенев очень любил свою родину, восхищался природой родного края, считал её божественной и неповторимой. Так уж сложилась судьба И.С.Тургенева, что большую часть своей жизни он прожил за границей, но мыслями он всегда стремился на родную землю. В одном из своих последних стихотворений он с любовью рассказывает о родных местах, о России, с её пусть простым, незатейливым пейзажем, но так горячо любимым и знакомым каждому русскому человеку
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами
И падает тяжёлый, жёлтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч.
Там хорошо; там только – русский дома;
И степь ему, как родина, знакома,
Как по морю, гуляет он по ней –
Живёт и дышит, движется вольней;
Идёт себе – поёт себе беспечно;
Идёт…куда? Не знает! Бесконечно
Бегут, бегут несвязные слова.
Приподнялась уже по следу трава…
Ему другой вы не сулите доли –
Не хочет он другой, разумной воли…
Учитель: И.С.Тургенев- великий русский писатель 19 века. Его произведения – это классические произведения, которые прошли испытание временем и доказали своё право на жизнь. Над произведениями Тургенева ещё будут плакать и смеяться, будут любить, да просто учиться жизни ещё не одно поколение русских людей… Хочется, чтобы произведения И.С.Тургенева вы знали, читали и любили.
Домашнее задание.
1.Небольшое д. сочинение: Подумайте, как бы проявил себя Бирюк, в какой-либо другой ситуации.
2. Взять стихотворения в прозе И.С.Тургенева - оригинальный жанр, в котором работал автор в конце жизни.