Рабочая программа элективного курса "Химия и профессии"
Submitted by Тамара Романовна Федоренко on пн, 23/01/2012 - 15:07
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
естественнонаучного цикла
МОУ «СОШ № 1 г.Кировска»
от 07.05.2007 г
№ 4
УТВЕРЖДЕНО
Решением методического совета
МОУ «СОШ № 1 г.Кировска»
от 21.05.2007 г
№ 4
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 1 г.Кировска»
__________Е.М.Григорьевой
21 мая 2007 г.
.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.КИРОВСКА»
«ХИМИЯ И ПРОФЕССИИ»
(элективный курс для учащихся 8-9 классов)
17 часов
Автор: учитель химии
Федоренко Т.Р.
Пояснительная записка.
Старший подростковый возраст и раннее юношество – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями интеллектуального, личностного, творческого потенциала. В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы школьника, происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения. И задачи педагогов заключаются в том, чтобы помочь подготовить подростков к сложным жизненным выборам, сориентировать себя в выборе профиля дальнейшего обучения.
Чтобы учащиеся смогли сделать обоснованный выбор профиля обучения, спланировать свой профессиональный и жизненный маршрут, необходимо в течение всего периода обучения в основной и старшей школе оказывать им психологическую, педагогическую и информационную поддержку.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии.
Цель осуществляется посредством следующих задач:
познакомить учащихся с двенадцатью профессиями, связанных с химической наукой,
знакомство с образовательными учреждениями по подготовке соответствующих специалистов,
организовать встречи с людьми, которые добились успеха в своей деятельности, связанной с химической наукой; с учеными в области химии и экологии;
изучить химическую промышленность родного края;
изучить химическое производство (в разумных пределах, в соответствии с возрастным развитием детей и опорой на имеющиеся у них знания и опыт): сырье (состав, свойства, добыча, обогащение), процессы, лежащие в основе производства, общие закономерности управления ими, технологические стадии производства, продукты химического производства (состав, свойства и применение), загрязнение и охрана окружающей среды.
Цель данного курса – презентация химических профессий, так как в программе по химии за период основной школы этому вопросу уделено мало внимания.
Предполагается, что по изучению данного материала школьники будут иметь представление о профессиях, связанных с химией, о знаниях, которые необходимы для данной специальности, о путях получения профессии.
Применение при рассмотрении выше указанных вопросов активных методов обучения (экскурсий, учебных видеофильмов с последующим их обсуждением, деловых и ролевых игр) будет способствовать эмоциональному, творческому и интеллектуальному развитию школьников. Также учащиеся будут работать с литературой и в сети Интернет с целью подготовки сообщений, презентаций; выполнят экспериментальные работы по подготовке растворов веществ.
Методическое и материально техническое обеспечение – это учебные пособия, таблицы, модели, видеомагнитофон, компьютер, химические реактивы.
В завершении изучения курса проводится конференция « Мое место в мире химических специальностей» и анкетирование, результаты которой покажут уровень достижимости поставленной цели.
На первом занятии ребятам дается задание - подготовить проект на тему: « Мое место в мире химических профессий». Они подбирают материал для выступления на одноименной конференции в течение изучения всего элективного курса, в котором отражают свое отношение к той или иной специальности, обосновывают свой выбор (даже в случае негативного отношения). На одном из последних занятий они тестируются на профессиональную пригодность, после чего делают дополнения в своих проектах, на основании этого делают выводы, над, чем надо еще поработать, какие знания необходимо получить, куда пойти учиться. После этого ребята объединяются в группы (это необязательно) и творчески защищают свой выбор будущей профессии, или отстаивают свое негативное отношение к этим видам специальностей.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны
знатьсущность и содержание следующих понятий:
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы, подтипы профессий, связанных с применением знаний по химии;
профессиональная пригодность;
профессия, специальность, специализация.
На основе полученных знаний учащиеся должны
уметь:
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять в соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям;
ориентироваться в типах и подтипах профессий, связанных с применением знаний по химии;
определять свое соответствие (несоответствие) профессиям типа «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника»;
проводить расчеты, необходимые для приготовления растворов и готовить растворы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 16
ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ (2 ЧАСА)
Классификация профессий. Орудия и средства труда. Профессии и профессиограм- мы. Мотивы выбора профессии, их динамика и взаимосвязь. Изучение профессиональных интересов, предпочтений и мотивов у учащихся. Профессии и специальности, связанные с химией.
ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК» (4 ЧАСА)
Особенности и краткая характеристика. Медицинские процессии. Применение химических знаний в медицине. Взаимосвязь становления и развития естествознания и медицины. Современные открытия в области медицины. Медицинская профессия – врач. Врачебные специализации: терапевт, стоматолог, хирург, педиатр, санитарный врач, фармацевт и т.д. Средний медицинский персонал: фельдшер, мед.сестра, лабораторный технолог (фельдшер-лаборант), зубной техник, медицинский оптик, акушер и т.д. История возникновения медицинских профессий. Особенности профессиональной деятельности в области медицины, необходимые индивидуально-личностные качества. Содержание школьной химии и профессиональные медицинские умения (приготовление растворов и др.) Выдающие врачи (Гиппократ, Пирогов, Склифосовский, Амосов и т.д.) Система подготовки кадров.
ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» (3 ЧАСА)
Особенности и краткая характеристика профессиональной деятельности. Современные открытия химии. Личность в науке и профессии (А.Е.Ферсман, Лебедев С.В., Семенов и др).
Профессия эколог: особенности и способы ее получения, значимость профессионального труда. Содержание школьной химии и профессиональные умения (методы обнаружения катионов и анионов, качеств.реакции, загрязнения окружающей среды во время различных химических производств и способы защиты).
Ветеринарные профессии (ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер; успехи, перспективы, особенности). Система подготовки кадров.
Аграрные профессии: специфика и способы получения. Профессии и специальности: агроном, агроэколог.
ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА» (4 ЧАСА)
Особенности и краткая характеристика. Применение химических знаний в технике и промышленности. Инженерные, среднетехнические и рабочие профессии.
Система подготовки кадров. (Специальности, связанные с нефтью и газом. Перспективы в Мурманской области). Строительные профессии. Лаборант химических, экологических, медицинских лабораторий, инженер-технолог.
Экскурсии (в городскую аптеку, химическую лабораторию) – 2 часа.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ (1 ЧАС)
Алгоритм выбора. Профессиональный тип личности. Тестирование. Подведение итогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова В.С., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое образование и профессиональная ориентация в преподавание школьных предметов. М., Просвещение. 1988.
2. Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М., «Просвещение», 1988.
3. Очкин А.В. Химия защищает природу. М., Просвещение, 1984
Классификация профессий. Орудия и средства труда. Профессии и профессиограммы. Мотивы выбора профессии, их динамика и взаимосвязь.
1
Тезисы лекций
2.
Изучение профессиональных интересов, предпочтений и мотивов у учащихся. Профессии и специальности, связанные с химией.
1
Тестирование
Профессии типа «человек-человек»
4
1.
Особенности и краткая характеристика. Медицинские профессии. Применение химических знаний в медицине. Взаимосвязь становления и развития естествознания и медицины. Современные открытия в области медицины. Медицинская профессия – врач. Врачебные специальности: терапевт, стоматолог, хирург, педиатр. Санитарный врач, фармацевт и т.д.
Лабораторная работа «Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила пользования. Лекарственные препараты и инструкции к ним (разделы «Показания», «Противопоказания», «Дозировка и способ применения»).
2
Сообщения учащихся
Лабораторная работа
2.
Средний медицинский персонал: фельдшер, мед.сестра, лабораторный технолог (фельдшер-лаборант), зубной техник, медицинский оптик, акушер и т.д.
Практическая работа «Приготовление физиологического раствора»
1
Сообщения учащихся
Практическая работа
3.
Профессия парикмахер, ее особенности. Профессиональные требования. Профессиональный рост.
Практическая работа «Мерная посуда. Ее виды. Приготовление растворов соды и перекиси водорода».
1
Сообщения учащихся
Практическая работа
Профессии и специальности типа «человек-природа»
4
1.
Особенности и краткая характеристика профессиональной деятельности. Современные открытия химии. Личность в науке и профессии (А.Е. Ферсман, С.В. Лебедев и др.)
Профессия эколог: особенности и способности ее получения.
1
Сообщения учащихся
2.
Ветеринарные профессии (ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер; успехи, перспективы, особенности). Система подготовки кадров.
1
Сообщение
3.
Аграрные профессии: специфика и способы получения. Профессии и специальности: агроном, агроэколог.
1
Сообщение
4.
Профессия геолог, ее особенности. Практ.работа «Определение известняк, мрамора»
1
Практическая работа
Профессия типа «человек-техника»
4
1.
Особенности и краткая характеристика. Инженерные, среднетехнические и рабочие профессии. Система подготовки кадров. Специальности, связанные с нефтью и газом. Перспективы Мурманской области в нефтедобывающей отрасли.
Лабораторная работа «Физические свойства нефти»
1
Сообщение
Лабораторная работа
2.
Строительные профессии. Лабораторная работа «Свойства строительной извести. Гашеная и негашеная известь»
1
Лабораторная работа
3.
Лаборант химических, экологических, медицинских лабораторий. Профессия инженера-технолога.
Практическая работа «Правила мытья и сушки посуды в лабораториях. Правила хранения веществ»
2
Лабораторная работа
Практическая работа
Экскурсии (в городскую аптеку, в химическую лабораторию)
1-2
Встреча с учеными экологами
Конференция «Мое место в мире химических профессий» (защита проектов)
Алгоритм выбора. Профессиональный тип личности (Тест)