Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Совершенствование аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР.

Выберите действие:

Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР.

 

Авдюнина Юлия Владимировна,

Учитель-логопед, МБДОУ №7, пос. Торфяное

 

    Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года; фразовая речь к 2,5 годам; поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5 – 6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. отмечается массированное нарушение речи. Кроме того, у детей  с недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психическх процессов, что, как правило, свидетельствует о неврологическом диагнозе. Речевые нарушения у таких детей обусловленны в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Поэтому так важен поиск универсальных методов и приёмов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.

Оптимальным путём освоения нового материала становится не удлинение времени обучения, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Таким способом является метод наглядного моделирования. Это связано с психологическими особенностями восприятия детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно предствавлять абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Работу с моделью можно условно разделить на этапы:

·         Усвоение и анализ сенсорнного материала;

·         Перевод его на знаково-символический язык;

·         Работа с моделью.

Формирование наывков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

·   Знакомство с графическим способом представления информации;

·   Развитие умения дешифровки моделей;

·   Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

 При формировании фонематического анализа и синтеза  метод наглядного моделирования позволяет решать следующие задачи:

·   Познакомить детей с понятием «слово», с его протяжённостью и структурой, научить выполнять слоговой анализ слов;

·   Научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые-мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

·   Сформировать навыки анализа и синтеза слов, подбора слов к заданной звуковой модели;

Применение разнообразных наглядных опор и игровых приёмов позволяет создать условия, благодаря которым операции звукового анализа и синтеза, сравнения и сопоставления совершаются дошкольниками наиболее сознательно и продуктивно. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Благодаря применению наглядных моделей дети конкретизируют  образы слов при выполнении анализа предложения путём применения условно-графических схем. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у школьника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно. Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически. Это – кульминационный процесс формирования речи при её недоразвитии.

Здесь метод наглядного моделирования помогает решать следующие задачи:

·   Познакомить детей с представлениями о «словах-предметах», «словах-действиях», «словах-признаках», маленьких словах (предлогах) и ввести их графическое изображение;

·   Сформировать навыки анализа и синтеза предложений, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме.

·   Смоделировать представление о взаимоотношениях между понятиями рассказ, предложение, слово, слог, звук.

При подготовке к обучению грамоте, для лучшего запоминания букв, используется картинная азбука, с использованием аналитико-синтетического принципа восприятия. Картинки в ней подобраны так, чтобы конфигурация букв была сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука. В этом случае детям бывает легче запомнить букву, чем тогда, когда предмет не соотносится с её зрительным образом.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной речи, а это даже при отсутствии патологии в речевом и психическом  развитии – изначально сложный процесс, многократно усложняющийся, особеннно при общем недоразвитии речи.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат опорные таблицы-модели и мнемотаблицы.

Овладение приёмами работы с таблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует:

  • Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения замесителями), передачи события при помощи заместителей;
  • Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
  • Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
  • Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине;
  • Развтию основных психических процессов – памяти, внимания, воображения, образного мышления;
  • Развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении таблицы.

 

Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, плоды, пересказывали тексты.

Таким образом, использование наглядного моделирования становится важным инструментом развития аналитико-синтетических процессов у детй с общим недоразвитием речи и позволяет продуктивно работать в четырёх направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Беусловно, успех работы зависит от многих факторов, прежде всего от системного подхода, который предполагает полноценное вовлечение в коррекционно-педагогический процесс всех участников: детей, родителей и педагогов.

 

Литература:

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Учебное пособие по мнемотехнике. – СПб.: ООО «Издательский Дом “Светлячок”», 2001.  
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда–Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999
  4. Кирьянова Р.А.Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2006.
  5. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т II. 1997.
  6. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи.// «Логопед» 2008 №4
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. – СПб.: «Издательский Дом “НЕВА”», 2003.
  9. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,1999.
  10. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит: Методическое пообие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство       ГНОМ и Д», 2000.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Галина Семеновна Фролова

На: Совершенствование аналитико-синтетических процессов у детей


Юлия Владимировна! Пожалуйста, покажите СВОИ практические инструменты, приемы, дидактику для развития речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.



Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн