Роман «Что делать?»
«Старый мир» в изображении Чернышевского.
Цель урока: познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?». Рассказать о прототипах героев романа. Дать представление о проблематике жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила произведения Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».
Ход урока.
Эпиграф к уроку: Чернышевский - одна из прекраснейших
по своей законченности и широте
человеческих натур, которая когда-либо
жила на свете.
А.В Луначарский
- Опрос по вопросам:
- Кратко охарактеризуйте этапы жизни и деятельности Чернышевского.
- Детство и юность.
- Петербуржском университете.
- Преподаватель Саратовской гимназии.
- Диссертация «эстетическое отношение искусства к действительности».
- Знакомство Н.Т. Чернышевского с Н.П. Некрасовым; работа в «Современнике».
- Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь.
- В ссылке.
- Последние годы жизни.
- Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом? (Да)
- В чем значение диссертации Чернышевского для его времени?
Диссертация Чернышевского была первым в России манифестом демократической эстетики. Чернышевский создавал принципиально новую эстетическую теорию не идеалистического, а материального типа. Что в ней актуального для наших дней? (Чернышевский действительно по-новому решает основной вопрос эстетики о прекрасном: «прекрасное есть жизнь». В отличие от Гегеля и его русских последователей, Чернышевский видит источник прекрасного не в искусстве, а в жизни).
- Рассказ ученика.
1. Творческая история романа «Что делать?».
2. Прототипы романа.
- Лекция учителя.
О композиции романа.
Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и в будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в её существование.
О Жанре.
Единодушного мнения в этом вопросе нет. Ю.М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского социально-идеологическим романом, Ю.В. Лебедев – философско-утопическим романом, созданным по законам, типичным для этого жанра. Составители библиографического словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно -публицистическим романом.
4.Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы:
- Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.(Лопухов, Кирсанов, Рахметов, Вера Павловна, Марья Алексеевна, Серж, Жан, Жюли).
- Каким изображает Чернышевский старый мир?
Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.
Представители дворянства - домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья – приятели Сторешникова с именами на французский манер - Серж, Жан, Жюли , это не способные к труду люди-эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».
Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина. Но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь» (Ю.М. Прозоров).
- Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери?
Писатель осуждает Марию Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой.
Чернышевский вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне».
Вывод после беседы.
Мораль героев Чернышевского в известном смысле не потеряла своей актуальности и в наше времена, когда усилия общества направлены на пробуждение человека от нравственной апатии и безынициативности, на преодоление мертвого формализма.
Домашнее задание.
- Чтение романа до конца.
- Сообщение учащихся о главных героях: Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахматове.
- Индивидуальные сообщения (доклад) по темам:
- Размышления над афоризмами («Будущее светло и прекрасно»).
- Вера Павловна и ее мастерская.
|