Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Старый мир" в изображении Чернышевского в романе "Что делать?"

Submitted by Зарима Исламовна Габдульманова on Wed, 18/01/2012 - 18:11

                                                                   Роман «Что делать?»

                                         «Старый мир» в изображении Чернышевского.

 

Цель урока: познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?». Рассказать о прототипах героев романа. Дать представление о проблематике жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила произведения Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».

                             

                                                    Ход урока.

Эпиграф к уроку:                                 Чернышевский  -  одна из прекраснейших                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                   по своей законченности и широте     

                                                                  человеческих натур, которая когда-либо       

                                                                   жила на свете.           

                                                                                            А.В Луначарский

 

  1. Опрос по вопросам:

 

  1.  Кратко охарактеризуйте этапы жизни и деятельности Чернышевского.
    1. Детство и юность.
    2. Петербуржском  университете.
    3. Преподаватель Саратовской гимназии.
    4. Диссертация «эстетическое отношение искусства к действительности».
    5. Знакомство Н.Т. Чернышевского с Н.П. Некрасовым; работа в «Современнике».
    6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь.
    7. В ссылке.
    8. Последние годы жизни.
  2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом? (Да)
  3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени?

Диссертация Чернышевского была первым в России  манифестом демократической эстетики. Чернышевский создавал принципиально новую эстетическую теорию не идеалистического, а материального типа. Что в ней актуального для наших дней? (Чернышевский действительно по-новому решает основной вопрос эстетики о прекрасном: «прекрасное есть жизнь».  В отличие от Гегеля и его русских последователей, Чернышевский видит источник прекрасного не в искусстве, а в жизни).

 

  1. Рассказ ученика.

1.   Творческая история романа «Что делать?».

2.  Прототипы романа.

 

  1. Лекция учителя.

 

                                     О композиции романа.

Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и в будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей»,  существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему.  Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в её существование.

                                                     О Жанре.

Единодушного мнения в этом вопросе нет. Ю.М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского социально-идеологическим романом, Ю.В. Лебедев – философско-утопическим романом, созданным по законам, типичным для этого жанра. Составители библиографического словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно -публицистическим романом.

 

4.Беседа с учащимися по содержанию романа.

          Вопросы:

  1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.(Лопухов, Кирсанов, Рахметов, Вера Павловна, Марья Алексеевна, Серж, Жан, Жюли).  
  2. Каким изображает Чернышевский старый мир?

Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.

Представители дворянства -  домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья – приятели Сторешникова с именами на французский манер - Серж, Жан, Жюли , это не способные к труду люди-эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».

Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина. Но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь» (Ю.М. Прозоров).

  1. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери?

Писатель осуждает Марию Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость  и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой.

Чернышевский вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне».

 

 

                                     Вывод после беседы.

          

Мораль героев Чернышевского в известном смысле не потеряла своей актуальности и в наше времена, когда усилия общества направлены на пробуждение человека от нравственной апатии и безынициативности, на преодоление мертвого формализма. 

 

 

                             Домашнее задание.

 

  1. Чтение романа до конца.
  2. Сообщение учащихся о главных героях: Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахматове.
  3. Индивидуальные сообщения (доклад) по темам: 
  4. Размышления над афоризмами («Будущее светло и прекрасно»).
  5. Вера Павловна и ее мастерская.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн