Submitted by Марина Васильевна Чурсина on Wed, 18/01/2012 - 10:42
1. Сообщение темы и цели занятия.
-Я предлагаю начать наш час общения с игры. Я буду задавать вопросы, а вы должны мне хором отвечать: «Это я, это все мои друзья». Только будьте внимательны, договорились?
• Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
• Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
• Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
• Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
• Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
• Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
• Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?
На доске с каждым ответом открывается буква «Я».
-Давайте посчитаем сколько «Я» у нас получилось? (хором)
Открывается 7 «Я».
-Какое слово спряталось за этим ребусом?
-Правильно «СЕМЬЯ».
-Мы сегодня продолжаем разговор о семье.
-Посмотрите на доску.
- Что вы там видите?
- Мы с вами зажгли этот очаг семейного счастья несколько занятий назад. А под очагом выложили прочный фундамент из кирпичиков – качеств. Давайте вспомним, какими качествами должны обладать все члены семьи, чтобы такую семью можно было назвать счастливой?.
Дети по очереди подходят к столу, выбирают качества и прикрепляют под очагом.
- Все ли мы качества вспомнили?
-Мы с вами поговорили о таком качестве, как ответственность. А сегодня поговорим о взаимопомощи. Определимся что это такое, действительно ли это качество важно для счастливой семьи.
2. Основная часть.
- Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «взаимопомощь» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «взаимопомощь».
Взаимопомощь – это взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг другу. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
-Посмотрите на доску. Какое изображение я туда поместила? - Можно ли семью сравнить с деревом? Почему?
-Что символизируют корни в семье?
-А где на дереве будут наши родители?
-Где же ваше место на этом дереве?
- Семью я изобразила в виде дерева, могучего и сильного. На нем есть место и бабушкам и дедушкам, нашим родителям и нам. Каждый из вас это веточка большого семейного дерева. Веточки лежат у вас на столе - возьмите её в руки. Посмотрите, какие они тоненькие и хрупкие.
-А что я сейчас сделала? (ломаю ветку)
-Как вы думаете, мне легко это было сделать? Почему?
Веточка- это один человек. Когда человек один его легко сломать, т.е. обидеть, оскорбить.
-А давайте веточки соберем вместе.
-Посмотрите, теперь я попробую сломать эти веточки вместе. У меня ничего не получается. Может у тебя получится? (дети поочередно пробуют сломать)
-Ни у кого не получается. Почему?
Вывод: когда веточки вместе их сломать очень трудно. А когда вместе вся семья, её тоже трудно обидеть. В семье друг друга поддерживают и защищают.
Поэтому в семье все должны быть всегда вместе, помогать друг другу.
-Прошу всех встать и по очереди подойти к столу, выбрать себе листочек понравившегося цвета.
-Те, у кого карточки одного цвета, сядьте рядышком, вы будете работать вместе.
-Сейчас я вам предлагаю поработать в группах, подумать над следующим заданием: какую помощь в семье и кому могут оказать бабушка и дедушка – зеленые карточки, родители - красные карточки.
-Когда будете готовы, поднимите руки. На задание – 4 минутки.
Проверка. Дети группы зачитывают варианты. Их записываем на стрелочках на рисунке дерева. Участники другой группы дополняют.
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее».
-О ком мы еще не поговорили? (о детях).
-Я вам предлагаю послушать рассказ В. Осеевой «Хорошее».
-Слушайте внимательно, какую помощь семье может оказать ребенок?
Чтение. Анализ.
-О чем Юрку попросила сестра?
-Почему Юрка не помог ей?
-Кому еще Юрка хотел помочь?
-Можно ли Юру назвать человеком, который не готов помогать?
-Почему?
-А сейчас, вспомните рассказ, вспомните свою жизнь в семье, и на листочках нашего семейного дерева напишите, какую помощь семье могут оказать дети. (Индивидуальная работа детей)
-Назовите свой вариант и прикрепите на дерево.
-Можно ли нашу группу назвать семьей?
-Почему?
-Должны ли мы помогать друг другу, оказывать взаимную помощь? Какую?
- А если помощь будет все время оказываться с одной стороны, что может получиться из этого?
3. Подведение итога.
-Наш час общения подходит к своему завершению.
-Давайте вспомним, о чем шла речь на занятии?
-Что такое взаимопомощь?
-Кто и какую помощь в семье оказывает и кому?
-Почему в семье важно поддерживать и помогать друг другу?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? Запишите эти качества на лепестки ромашки, которая лежит у вас на столе. Эту ромашку вы возьмете с собой, пусть она будет вам помощником и подсказкой.
Закончить наше занятие я бы хотела пословицей «Добра желаешь, добро и делай». Не забывайте, если ты не помог, то и тебе никто не придет на помощь.
-Спасибо за занятие.