Submitted by Тамара Александровна Шабалина on Wed, 18/01/2012 - 09:54
На фоне музыки Вступления к опере «Акпатыр» показ слайдов и чтение стихотвореня:
Земля отцов, мой край родной,
Леса густые, рощи, реки!
Мечтой и вольною душой
Сроднился с вами я навеки.
Река марийская – Элнет,
Дремучий, темный бор сосновый!
Встречая медленный рассвет,
Вас восхваляю песней новой.
Нет, не смиримся мы с судьбой,
Должны надежды наши сбыться.
Мы рождены за край родной,
За нашу волю храбро биться.
А если головы в боях
Мы сложим нынче за свободу-
Наш подвиг сохранят в веках
Сыны восставшего народа.
Как много в этих словах любви, преданности, страданий о судьбе своего народа, своего края. Это строчки из драмы Сергея Чавайна «Акпатыр». Мы с вами на уроках музыки изучаем произведение, которое написано по сюжету этой драмы. Назовите это произведение.
Опера Эрика Сапаева «Акпатыр».
Сегодня на уроке мы пройдемся по страницам оперы, снова встретимся с главными героями, вспомним темы, характеризующие их, проследим за дальнейшим развитием событий.
И так, что же такое опера? (драматическое произведение…)
В чем заключен драматизм оперы? (показана трудная, бедная жизнь угнетенного народа)
Докажите это фактами (ответы детей)
показ слайда
= насильное крещение марийцев
= «дарение» крестьянских земель дворянам
= рекрутские наборы
= увеличение налогов
Эти исторические данные раскрывают безрадостную жизнь марийского народа во времена правления императрицы Екатерины Алексеевны. Именно это время показано в опере.
(раздаются карточки с заданиями.)
Назовите, главные действующие лица оперы: (ответы детей)
Дайте им музыкальные характеристики: (учитель показывает атрибуты, дети называют героя и пропевают музыкальный фрагмент)
Гусли – Песня Гусляра
Грабли – Хор батраков
Вышивка – Хор девушек
Меч – Клятва Акпатыра
Каждый музыкальный фрагмент ярко раскрывает образ героев.
Что можно сказать об образе Акпатыра? (ответы)
В какой момент Акпатыр дает клятву?
Что такое клятва?
Кто еще, кроме повстанцев, присутствует при этом событии? (уральские рабочие, которые пришли с «приветом от Пугачева» и принесли с собой оружие).
В драме Чавайна Носков зачитывает еще и указ Пугачева, Указ Великого царя Петра III
«Всемилостивейший, вседобрейший царь Всея Руси Петр Федорович,
самодержец всех народов.
Сей указ для всех живущих на этом свете – в городах, селах, деревнях.
Заблудшие, истерзанные, в печали находящиеся! Я жалую вас землями
, водами, лесами, пашней, а такожде денежным жалованьем, свинцом и
порохом. Я вас избавлю от разорения. Дарю вам мирную жизнь на
вечные времена.».
Конечно, бедняки рады появлению нового царя и пойдут за ним. На этом, ребята, можно закончить оперу? Нет. У нас еще не встретились Эвика и Акпатыр.
А где Эвика? Как ее освободить? (нужно отправиться в деревню, где готовятся к свадьбе Марфы и богача Михай Чопая.)
И так, мы отправляемся с Акпатыром на эту свадьбу.
Звучит музыка Вступления картина 5
Вам ребята было задано домашнее задание: спросить у родителей, бабушек и дедушек о том как проходили марийские свадьбы? (ответы детей)
Свадебный поезд состоял из 20 повозок. На первых трех ехали сваты, Дружка, музыканты
Называем марийские народные инструменты и записываем в тетрадь:
Тумыр – барабан
Шувыр – волынка
Кусле - гусли
Показываем слайды и репродукцию картины Ивана Ямбердова
«Свадьба едет»
Марийские свадьбы прекрасны тем, что женщины одеваются в специальные свадебные одежды. У каждого района свой свадебный костюм.
Показ слайдов:
= женщины в свадебных костюмах Куженерского района
= женщины в свадебных костюмах Сернурского района
= женщины в свадебных костюмах Горномарийского района
= Моркинская свадьба.
В опере звучат моркинские свадебные мелодии. И моркинский костюм отличается от всех других головным убором, цветом шовыра.
Шовыр – верхняя женская одежда
Под музыку современной свадебной плясовой заходит женщина
в свадебной моркинской одежде и показывает движения девочкам и
мальчикам. Танцуют под музыку.
В опере звучит свадебная «Это не гром в небе гремит» ( на экране слова песни)
Это не гром в небе гремит
Наш барабан громко стучит.
Нет не зажглась в небе заря,
Наши платки ярко горят.
пропеваем со словами.
работаем над распевами.
делим на голоса – девочки, мальчики.
слушаем в записи, прохлопываем ритм, пропеваем.
Вывод: Что нового узнали сегодня на уроке?
Назовите отличия марийских свадебных женских нарядов.
Перечислите марийские народные музыкальные инструменты.
Оцениваем работу детей.
Домашнее задание: Учим названия марийских музыкальных инструментов.