Submitted by Наталья Ивановна Сафронова on Tue, 17/01/2012 - 22:16
I.Орфографическая
5 минут
Загорать на солнце, изжелта- белые цветы, неверный товарищ, вздрагиваешь от прикосновения, непослушная собачонка, участвовать с ними, в осеннюю ветреную ночь, разыграть пьесу, бесформенная масса, сверхизысканный вкус, преградить дорогу, цитрусовые деревья.
2 человека у доски(5-7 минут)
II. Опрос по теории
5 минут
! Портрет местоимения.
Записать словосочетания, выделить орфограммы в словах.
-От чего зависят морфологические признаки местоимений?
-Какие разряды местоимений вы знаете?
Учитель русского языка из Керчи С.Шишкин для того, чтобы помочь ученикам запомнить разряды местоимений, придумал загадочное слово.
Каждая его буква является начальной буквой названия разряда.
-Перечислите личные местоимения. Как они изменяются?
-О каких особенностях личных местоимений следует помнить при склонении?
-Вспомните фразеологические обороты , в которых можно встретить возвратное местоимение?
Слайд№1
Неопределенный
Указательный
Притяжательный
Определенный
Вопросительный
Относительный
Личный
Отрицательный
Возвратный
Слайд №2
(Быть вне себя, найти себя, прийти в себя, выйти из себя, проявить себя, читать про себя, себе на уме)
III. Проверка домашнего задания. 5 минут
-Как отличить вопросительные и относительные местоимения?
Дома вы должны были найти пословицы и поговорки, в которых встречаются относительные или вопросительные местоимения.
IV. Объяснение нового материала.
1.Чтение текста
2.Объявление темы урока.
3. Дефисное написание.
4.Образование неопределенных местоимений.
5.Морфологические признаки.
Прослушайте текст, придуманный ученицей 6 класса. К какому разряду относятся местоимения, которые встретятся в тексте?
Наступило утро. Кто-то куда-то спешит, и только некто не торопится. Ему не нужно торопиться. Поздно вечером он обычно выходит из дома и отправляется куда-то. Некогда он жил в старом доме, а теперь хочет зачем-то присмотреть нечто особенное. А вот и кое-что новенькое: после некоторой проверки оказалось, что неведомый некто-всего лишь рыжий котенок, приходящий кое-когда кое-куда ловить каких-нибудь мышей.
-Какие местоимения встретились в тексте?
а) Тема нашего урока: «Неопределенные местоимения».
Почему эти местоимения имеют такое название и создают впечатление загадочности, таинственности?
(Не дают конкретного представления о предмете, признаке.)
д) Посмотрите, как пишутся неопределенные местоимения с предлогом. Сделайте вывод.
кое с кем
кое у кого
кое о чем
Слайд №5
7. Чтение правила
Закрепление.
страница 151 учебник.
а) Запись под диктовку у доски (по цепочке).
Кое о ком вспомнить, кто-нибудь поможет, кого –либо позвать, кому-то позвонить, что-либо привезти, кое в чем не согласятся, кое-кем заменить, кого- нибудь разыскать.
б) упражнение 391 самостоятельно.
V. Употребление местоимений
в речи
-Д.Розенталь говорил: «Осторожно: местоимения!»
1)-Какие особенности местоимений могли стать причиной предупреждения Розенталя?
-Послушай те отрывки из стихотворения А. Барто
И вот он начал свой рассказ:
-Они ползут,
А он ей раз.
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Она им раз!
Они ей раз!
Но тут как раз
Её он спас;
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино.
-О чем идет речь? Кто действующие лица, какие события описываются?
-Какие ошибки допущены?
2)Исправьте ошибки, допущенные в употреблении местоимений.
1)Вчера я увидел нее в школе.
2)Она велела мне дать дневник и вызвала родителей.(невежливо не называть по имени, говоря о человеке.)
3)Кирила Петрович и его гости пошли на псарный двор. Троекуров имел 500 гончих и борзых. Они разговаривали между собой.
4)Партизаны шли непроходимыми тропам, у ихних преследователей не было никакой надежды на успех.
Слайд №6
Слайд №7
VI.Подведение итогов
-Какие местоимения называются неопределенными?
-Как образоываются неопределенные местоимения?
-Расскажите о правописание неопределенных местоимений?
-Как вы объясните, что местоимения, несмотря на свою малочисленность, чаще других слов употребляются в нашей речи: они составляют приблизительно 20% то есть каждое 5 написанное слово – местоимение.
(Для связи предложений, позволяет избежать повторов, разнообразя речь.)
Домашнее задание
упражнение 392, выучить теорию.
VII.Загадки (если останется время)
1.В каком местоимении 2 звука, но одна буква?
2.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам?
3.Сколько личных местоимений в слове семья?
4.Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте.
5.Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.