Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста.
Сообщение подготовлено воспитателем Зубаревой Мариной Петровной
Опыт- это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Значение опытов:
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших и подготовительных группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Методика проведения опыта:
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.
Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.
Iблок «Волшебная вода»
Цель:дать представление о том, что вода существует в природе в разных состояниях, о состоянии воды в окружающей среде. Учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу, продолжать знакомить со свойствами воды. Проводя опыты дети, определяют, что:
— Вода прозрачная;
— У воды нет вкуса;
— У воды нет запаха;
— Лед - твердая вода;
— Пар - это тоже вода;
—Вода жидкая, может течь;
— В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются;
— Вода бывает теплой, холодной, горячей;
— Вода не имеет формы;
— Вода нужна всем;
— Растения пьют воду;
—У растения внутри есть вода;
—Лед легче воды.
Опыт 1. «Спичка - пленница»
Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли и ты увидишь как спичка вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт 2. «Спичечные бега»
Положи 4 спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды
из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положи кусок сахара на серединку: спички приблизяться друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
IIблок «Воздух- невидимка»
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать, что воздух очень важен.
Опыт 1.
Возьмите банку с водой и стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в банку. Что получается? Вода не попадает в стакан. Почему? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Значит воздух прозрачный, невидимый и в стакане есть воздух.
Возьмите полиэтиленовый пакет и поймайте воздух. Завяжите пакет. Что получилось? (шар). Что в пакете? (воздух)
Возьмите тазик с водой к «утопите» игрушки (надутые воздухом). Почему они не тонут? (есть воздух). Значит можно сказать, что воздух легче воды.
Опыт 2,
Давай взвесим воздух. Возьмем палку, на ее середине закреплена веревочка. Привяжем к концам палки 2 одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку. Что получилось?
Итог:палка висит в горизонтальном положении.
Теперь проткнем иголкой один из надутых шариков. Из шариков выйдет воздух. Что произошло с концом палки, к которому он привязан?
Итог:палка поднимается вверх. Почему?
Шарик без воздуха стал легче. Проткнем второй шарик. Что произошло?
Итог:восстановилось равновесие. Почему?
Шарики без воздуха висят одинаково, так же как и надутые.
Опыт 3. С мячами
Воспитатель показывает 2 мяча: один надутый, второй с дырочкой.
Обратите внимание на мячи. В каком много воздуха?
Почему так думаете? (круглый, прыгает, катается, можно бросить).
Другой мяч с дырочкой. Можно с этим мячом играть? Почему? (не сможет прыгать, нет воздуха).
Сравните мячи. Один - слегка спущенный, другой - обычный. Постучите об пол сначала одним, потом другим. Есть ли разница? В чемпричина того, что один мячик отталкивается от пола, а другой почти не скачет? (ответы детей)
Вот видите, вы можете поймать воздух и запереть его в мяче, в нем много воздуха!
Опыт 4. «Почему не выливается?»
Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем взрослый наполняет стакан водой до краев, покрывает егопочтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку - открытка не падает, вода не выливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям).
Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги?
На лист бумаги давит воздух, он приживает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, то есть причина — воздушное давление.
Опят 5 «Пламя загрязняет воздух»
Зажгите свечу. Горит пламя, Может ли оно загрязнять воздух?
Поддержите над пламенем свечи стекло или фарфоровую чашку. Одним словом, предмет из материала, который не расплавиться, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.
IIIблок. «Что у нас под ногами?»
Цель: познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Воспитывать интерес.
Опыт 1.
Набрать в ведерки песок, глину, почву (чернозем). Рассмотреть семена фасоли. Посадить фасоль в 3 горшка: в песок, в глину, в чернозем. Полить водой и сравнить прохождение воду через песок, глину, чернозем. Что происходит?
Итог: песок сразу намок, глина плохо пропускает воду, а чернозем пропускает воду хуже, чем
песок. Почему?
Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.
Сырая глина почти не пропускает воду. Чернозем плотный и пропускает воду медленнее, чем
песок.
Как вы думаете, ухаживая за растениями во всех трех горшках результат будет одинаковый или
разный? Глее быстрее будут всходить растения и почему? (ответы детей)
Опыт 2. «Песочные часы»
Проследить как просыпается песок, ощутить длительность минуты.
Опыт 3. «Как передвигается вода в почве»
Насыпать сухой земли в цветочный горшок с отверстиями на дне. Поставить горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из боле глубоких слоев почвы.
IVблок «Кто в доме-природе живет»
Цель:познакомить детей с общими признаками животных, рыб, насекомых, правилами ухода за кошкой, собакой, другими животными. Воспитывать любовь к живым существам.
Опыт 1. «Как кошка языком чистит себе шерстку»
Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и палец. Потрите пилку о ванный тампончик, шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша я волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет.
Кошка вылизывает свою шерсть таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные посередине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с неепыль, грязь, выпавшие волоски.
Опыт 2. «Как змея меняет кожу»
Наденьте на руку резиновую перчатку. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной, то с другой стороны. Усилием пальцев руки, на которую надета перчатка, придерживайте ее так, чтобы снимаемая перчатка начала выворачиваться наизнанку. Перчатка оказалась снятой с руки и вывернутой наизнанку. Это напоминает то как змея снимает кожу. Змее сначала приходится порвать кожу на голове возле пасти. Для этого она трется головой о что-нибудь твердое. Порвав кожу. Змея находит камень или палку, цепляет за их край старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесной и притирается. Молодые змеи чаще меняют кожу.
Vблок «Солнце»
Цель:формировать представление о солнце, его свойствах.
Опыт1. «Влияние солнечного света на жизнь на земле»
Кладут 2 камешка: один на солнце, другой втень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.
Опыт 2. «В погоне за светом»
Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растения к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны).через три дня обращают внимание, что все листья тянутся к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще 3 дня, отмечают изменение направлений листьев (они опять повернуты к свету). Результаты зарисовываются.
Опыт 3. «Твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении»
В гладкую деревянную дощечку вбейте 2 булавки так, чтоб между ними едва проходила монета.
Возьмите монету щипцами и нагрейте ее на огне. Теперь монета между булавка не проходит. От
нагревания она расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмется и снова будет легко
проходить между булавками.
Не только монеты, но и другие твердые тела расширяются принагревании и сжимаются при
охлаждении.
VIблок «Знакомство с предметами»
Цель:знакомить детей со свойствами материалов, тканей, Космосом, землей, магнитами, весом, притяжением.
Опыт1. «Как не обжечься?»
Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по разному.
Перед детьми одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.
Дети рассматривают емкости, наполненные водой, определяют температуру воды (вода горячая, так как из емкости идет пар, это хорошо видно). Какими должны быть емкости, если из них идет пар? (Они должны быть горячими на ощупь, нагреться от воды.)
Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваются до каждой емкости. Отмечают, что самая горячая - алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.
0пыт2. «Мир ткани»
Называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
Дети рассматривают виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют последовательностьдействий:
- Смять ткань и сравнить степень сминаемости;
- Разрезать по полам каждый кусочек ткани и сравнить насколько легко работать
ножницами;
- Попытаться разорвать на 2 части и сравнить степень необходимого усилия;
- Опустить в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги.
Делают общий вывод о сходстве и различиях разных видов ткани. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
Подводя итог вышеизложенному, хочу добавить, что используемый материал должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе опытнической деятельности. Для этого он должен быть достаточнопростым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым или упрощаемым.
Для проведения опытов педагог создает условия для того, чтобы в процессе деятельности ребенок систематически самостоятельно конструировал новые способы или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.
Спичечный телефон
Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.
Через центры 2 пустых спичечных коробков протягивается нить, закрепляя ее с обеих сторон с
помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один
ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает.
Дети выясняют, что звук могут слышать только двое, непосредственно участвующих в опыте.
Звук заставляет дрожать коробку, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук
передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.
Может ли почувствовать третий ребенок, если вoвремя разговора двоих (по коробкам) приложит
палец к нитке, к коробку? (палец, прикасаясь к нити, коробку, ощущает колебания).
Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук
бежит по проводам.
Дети зажимают нить по середине рукой - «телефон» не работает (звук прерывается при
дрожании нитки, если нитка не дрожит, звук не передается).
Подводя итог вышеизложенному, хочу добавить, что используемый материал должен позволить ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе опытнической деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым или упрощаемым.
Для проведения опытов педагог создает условия для того, чтобы в процессе деятельности ребенок систематически самостоятельно концентрировал новые способы или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.