Спишите предложение и выполните синтаксический разбор.
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Дидро)
Б) Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были найти и выписать в тетрадь пословицы о счастье с одним главным членом предложения.
* Без счастья и в лес по грибы не ходи!
* Счастью не вовсе верь. На счастье не надейся!
* Легко найти счастье, а потерять и того легче.
* Счастью не верь, а беды не пугайся.
- Что общего в значении этих пословиц?
- На какие группы делятся односоставные предложения?
- Какие предложения называются определенно-личными? безличными? неопределенно-личными? назывными?
В) Распределительно-цифровой диктант.
(Распределить предложения в два столбика: двусоставные или односоставные. Сами предложения не записывайте, только номер предложения.)
1. Ни у кого не бывает постоянного счастья.
2. На счастье не надейся.
3. И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
4. Доброе намерение – половина счастья.
5. Право на счастье составляет неотъемлемое право человека.
6. Необыкновенное счастье.
Г) Лирическая пятиминутка.
(Учащиеся читают стихотворение белгородского поэта Валерия Игина).
Брошусь в омут с головою –
Проплыву в семнадцать лет,
Чтобы с утренней звездою
Встретить радостно рассвет.
Вопреки крутым стихиям,
Буду в будущее плыть,
Чтобы годы молодые
Внукам с честью подарить!
- О чем это стихотворение? Определите виды предложений.
Д) Объяснительный диктант.
(Определите вид предложения)
· Нас угостили ужином.
· Цыплят по осени считают.
· Начало смеркаться.
· Приятная прохлада.
· Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым!
· Будьте счастливы!
Е) Творческая работа.
(Звучит музыка. В это время ученик читает стихотворение И.Бунина, на доске презентация «Счастливые лица»).
Вечер.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне…
(И.Бунин. 14.08.1909)
- Что объединяет стихотворение И.Бунина с фотографиями на слайдах?
- Составьте и запишите односоставные предложения по данной теме. Возможно, вам помогут слайды.
Ж) Устная работа.
(Замените несколько коротких безличных или неопределенно-личных предложений одним назывным предложением)
1. Похолодало. Подмораживает. Нет ничего интереснее, чем шуршать опавшей листвой.
2. Подморозило. Залили под окном каток.
3. Небо заволокло черными тучами. Тихо. Душно. Вдруг громыхнуло вдали, затем оглушило совсем рядом. Яркая вспышка.
6. Итоговый тест.
Цель – проверить, насколько хорошо усвоен учащимися материал по теме «Односоставные предложения».
7. Творческая работа.
- Кого же, по вашему мнению, мы можем назвать счастливым человеком?
Напишите сочинение-размышление «Мое понимание счастья». Используйте односоставные предложения. Сравните свое понимание счастья с теми высказываниями, которые звучали сегодня на уроке.