Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сочинение-рассуждение в 11 классе

Данные об авторе
Автор(ы): 
Голомидова Маргарита Леонидовна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ № 3 пос. Советский" учитель русского языка и литературы высшей категории

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цели урока:
1.    подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту;
2.    совершенствование навыков анализа текста;
3.    формирование умения корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Распечатанные тексты для работы; учебник-практикум для старших классов под редакцией А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой

Используемая методическая литература: 

1. Баландина А. Д. «Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах», Пермь, 2004 2. Дускаева Л. Р., Русинова И. И. «Работа над текстом: секреты успеха», ПОИПКРО – Пермь,  2005 г.
3. Капинос В. И., Пучкова Л. И. « Единый государственный экзамен», Интеллект – Центр, 2004 г.
4. Журнал «Русский язык в школе», № 2, 2002 г.
  Антонова Е. С. «Тайна текста и секреты методики».
5. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 2003 г.
  Шульгина Н. М. «Работа с текстом как средство формирования личности».
6. Журнал «Русский язык в школе», № 6, 2001 г.
  Суворова Е. л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс».

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор

Краткое описание: 
<p> Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки. На основе текстов публицистического стиля (в основном!) исследуются общественно-значимые&nbsp; проблемы: политические, экономические, социальные, духовные.<br /> Тексты отбираются с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома. Текст, предлагаемый для анализа, должен содержать разнообразную информацию о мире. Работая над текстом, выпускники учатся&nbsp;&nbsp; выражать свои мысли, чувства, размышлять о прочитанном, доказывать, аргументировать свою точку зрения.<br /> На данном уроке и на последующих уроках возможно использовать презентацию<a href="/sites/default/files/ckeditor/193658/files/в помощь выпускнику.ppt"> &laquo; В помощь выпускнику&raquo;.</a></p>


Цели урока:
1.    подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту;
2.    совершенствование навыков анализа текста;
3.    формирование умения корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения.
Этапы урока:
1.Вспоминаем, что такое сочинение-рассуждение (тезис, доказательство, вывод)
Для работы над текстом можно предложить  примерный план сочинения-рассуждения по заданному тексту:
I.    Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста. (Слайд 21)
II.    Основная часть. Доказательство.1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст. (Слайд 28-29) 2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме. (Слайд 30-31) 3) Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией. (Слайд 32-33) 4) Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника) (Слайд 34)
III.    Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо  обратиться  к началу текста и  сказать об актуальности исследуемой проблемы. (Слайд 35)
2.Работа с текстом. Прежде чем приступить к анализу текста, необходимо вспомнить, что такое тема, проблема, идея текста
( Тема-это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;
 проблема- вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества. (Слайд 22- 27)
 идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.)
3. Читаем текст Ф.Искандера.
(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».(2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!  (8) Невероятная трогательность.  (9) Разве Савельич раб?  (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность – именно от любви и преданности ему.
(13) Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.
(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.
                                                                                                                     (Ф.Искандер)
- Какова тема текста?
-Сформулируйте проблемы, поднятые в тексте  (целесообразно заметить, что в тексте может быть не одна проблема). Хорошо, если проблема оформлена вопросительным предложением: учащимся  проще будет сформулировать позицию автора, так как авторская позиция- это ответ на поставленный проблемный вопрос.
- Теперь находим авторскую позицию по проблемам текста (обратите внимание, что в текстах публицистического стиля  позиция автора чаще всего находится в конце текста, в последнем предложении или в последнем абзаце).
Например, проблема:  какое влияние  художественное произведение  оказывает на формирование личности?
 Позиция автора текста по данной проблеме: любимое художественное произведение вселяет в сердце надежду, мечту, «придает жизненные силы».

После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:
(Обращаю внимание, что хорошо подготовленному выпускнику с языковым чутьем клише не понадобятся: он сам прекрасно сформулирует свои мысли.  Но написать сочинение на экзамене должны все, поэтому некоторые обороты речи будут необходимым подспорьем в работе.)
Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….
Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…
(Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста,  плюс 5-6 своих предложений по проблеме)
Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: (формулировка позиции автора текста - это ответ на проблемный вопрос)…
Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)
Вспомним произведение (название произведения и его автора) (Слайд 3-19)
Кроме того, хочется обратить внимание на…(2 аргумент)
Таким образом, можно прийти к выводу, что… (возвращаемся к вступлению)
Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.
4.    Домашнее задание: Написать черновик сочинения. При написании обратить внимание на этическое оформление: в работе не должно быть оскорбления, угрозы, грубости, насмешки, обвинения, бранных слов. Повторить тему «Капитанская дочка» А.С.Пушкина».


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн