Цели урока:
1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту;
2. совершенствование навыков анализа текста;
3. формирование умения корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения.
Этапы урока:
1.Вспоминаем, что такое сочинение-рассуждение (тезис, доказательство, вывод)
Для работы над текстом можно предложить примерный план сочинения-рассуждения по заданному тексту:
I. Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста. (Слайд 21)
II. Основная часть. Доказательство.1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст. (Слайд 28-29) 2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме. (Слайд 30-31) 3) Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией. (Слайд 32-33) 4) Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника) (Слайд 34)
III. Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы. (Слайд 35)
2.Работа с текстом. Прежде чем приступить к анализу текста, необходимо вспомнить, что такое тема, проблема, идея текста
( Тема-это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;
проблема- вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества. (Слайд 22- 27)
идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.)
3. Читаем текст Ф.Искандера.
(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».(2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность – именно от любви и преданности ему.
(13) Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.
(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.
(Ф.Искандер)
- Какова тема текста?
-Сформулируйте проблемы, поднятые в тексте (целесообразно заметить, что в тексте может быть не одна проблема). Хорошо, если проблема оформлена вопросительным предложением: учащимся проще будет сформулировать позицию автора, так как авторская позиция- это ответ на поставленный проблемный вопрос.
- Теперь находим авторскую позицию по проблемам текста (обратите внимание, что в текстах публицистического стиля позиция автора чаще всего находится в конце текста, в последнем предложении или в последнем абзаце).
Например, проблема: какое влияние художественное произведение оказывает на формирование личности?
Позиция автора текста по данной проблеме: любимое художественное произведение вселяет в сердце надежду, мечту, «придает жизненные силы».
После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:
(Обращаю внимание, что хорошо подготовленному выпускнику с языковым чутьем клише не понадобятся: он сам прекрасно сформулирует свои мысли. Но написать сочинение на экзамене должны все, поэтому некоторые обороты речи будут необходимым подспорьем в работе.)
Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….
Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…
(Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста, плюс 5-6 своих предложений по проблеме)
Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: (формулировка позиции автора текста - это ответ на проблемный вопрос)…
Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)
Вспомним произведение (название произведения и его автора) (Слайд 3-19)
Кроме того, хочется обратить внимание на…(2 аргумент)
Таким образом, можно прийти к выводу, что… (возвращаемся к вступлению)
Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.
4. Домашнее задание: Написать черновик сочинения. При написании обратить внимание на этическое оформление: в работе не должно быть оскорбления, угрозы, грубости, насмешки, обвинения, бранных слов. Повторить тему «Капитанская дочка» А.С.Пушкина».