Конспект занятия по развитию речи «Звук «ж». в средней специализированной группе
Submitted by Мария Ришатовна Каримова on чт, 05/01/2012 - 00:46
Ход:
I. Зрительная гимнастика (перед занятием) (на повышении спазма аккомодации)
Стол перед окном.
- Ребята, к нам пришел в гости наш знакомый Веселый Язычок. Он сидит на окошке. Давайте посмотрим на него. А теперь посмотрите в окошко. Смотрите на него – в окошко. Он принес вам цветочки. Давайте разглядим их (к себе, от себя).
II. Сказка Веселого Язычка. Рассказ о звуке
- Веселый Язычок рассказал мне интересную историю, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.
- Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок.
И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.
III. Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, давайте мы тоже представим себе, что наступило лето, загудели, зажужжали насекомые.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, махать крыльями
А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек загибают пальцы
Два жука и стрекоза – делают кружочки из
Как фонарики глаза. пальцев и подносят к глазам
Пожужжали, полетали, машут ладошками
От усталости упали «роняют» руки
IV.Повторение пройденного материла.
- Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».
- Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я не знаю песенку гуся, воды, комара. Давайте вспомним.
- Как поет комар?
- Как шипит гусь?
- Как журчит вода?
- Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.
- Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».
- Чья эта песенка? (жука).
V. Показ, объяснение артикуляции звука.
- Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.
- Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).
- А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку гуся.
- Поет горло?
- Давайте поучимся петь песенку жука.
- Откройте рот. Сложите губы широкой трубочкой. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Язычок не прижимайте к зубам. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж».
VI. Произношение изолированного звука.
- Ребята, посмотрите, а вот и жук, которого услышал наш Веселый Язычок. Он кружился, кружился и упал, перевернулся лапками вверх.
-Жук упал
-И вставать не может,
-Ждет он,
-Кто ему поможет.
- Жук жалобно, тихо жужжит: «ж-ж-ж».
- Как жужжит жук, Антон? Артем?
- Посмотрите, ребята, к нему на помощь прилетел еще один жук. Он большой, он громко жужжит.
- Как жужжит большой жук, Тая? Антон?
- Не смог большой жук помочь маленькому жучку. Наш веселый Язычок пошел искать кого-нибудь на помощь.
VII. Физминутка.
- А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком.В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат
Вот направо полетел,
Каждый вправо посмотрел. поворот туловища
Вот налево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, показывать
Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился, сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
Жук – вот красивая ладошка кружится
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел руки вверх
И на потолок присел
На носочки мы привстали, на носочках
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж.
VIII. Упражнение в проговаривании звука в слогах и словах.
- Ребята, посмотрите, кого на помощь пригласил Язычок. (появляется собачка)
- Я Дружок. Как меня зовут? (хоровой ответ)
- Миша, как зовут собаку? Ангелина, как зовут собаку?
- Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы назвать меня так.
- Жучок очень обрадовался, что его освободили, и теперь хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятаться за теми картинками, где есть звук «ж». Сейчас вы возьмете своих жучков и посадите на ту картинку, куда может спрятаться жучок.
- Антон, куда ты посадил своего жучка? Покажи. Что это? Назови слово. Повтори еще раз. Есть в этом слове «ж»?
- А может ли жучок спрятаться за эту картинку?
- Назовите слово.
X. Зрительная гимнастика.
- Ребята, Веселому Язычку очень понравилось у нас. Он очень устал, пока рассказывал свою историю, пусть отдохнет. А мы тоже дадим отдохнуть нашим глазам.
- Проследите глазами за жучком (по тренажеру).
XI. Итог занятия.
- Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?