Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Скульптор Ф.П. Шабердин (9класс).

Submitted by Лидия Алексеевна Ямулова on Fri, 30/12/2011 - 14:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ямулова Л.А.
Место работы, должность: 

МОУ "Звениговский лицей"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством скульптора Ф.П. Шабердина 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 
  1. портрет Ф.П. Шабердина;
  2. основные скульптурные произведения Ф.П. Шабердина;
  3. магнитофонная запись народной песни;
  4. компьютер, проектор 
Краткое описание: 
<p>1. Творческий портрет Ф.П. Шабердина. 2. Основные скульптурные произведения Ф.П. Шабердина: а) памятники-бюсты: &laquo;Портрет Чавайна&raquo; (1961 г.), &laquo;Портрет писателя Лекайна&raquo; (1962 г.), &laquo;Портрет композитора Палантая&raquo; (1966 г.); б) дерево: &laquo;Старый егерь&raquo; (1960 г.), &laquo;Столетняя&raquo; (1967 г.); в) фольклорные скульптурные произведения (дерево): &laquo;Пампалче&raquo;, &laquo;Лихорадка&raquo;, &laquo;Сова-совушка&raquo;, &laquo;Овда&raquo; (все 1967 г.), &laquo;Азринь&raquo; (1971г.), &laquo;Лесная сказка&raquo; (1976 г.).</p>

Ход урока.

I.Слово учителя. Повторение пройденного.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги и ребята.

На уроке мне будет помогать Лежнин Алексей, он будет ассистентом. В конце урока мы дадим ему слово.

Мы с вами завершили раздел «Театры Республики Марий Эл». Вспомним домашнее задание.

    - Составить «синквейн» на тему «театр».Проверка домашнего задания

(заслушать).

II. Изложение нового материала.

1. Приём «синквейна» на тему «ИЗО».

- О чём  мы с вами  на уроке будем говорить?Начнём изучение нового раздела. Послушайте.       

  1. Ключевое слово отсутствует.

2. Удивительное, прекрасное.

3. Смотрим, любуемся, восхищаемся.

4. Получаем мы эстетическое наслаждение.

5. Изображение.

- Итак, о чём идёт речь? (ИЗО)

- Что такое изобразительное искусство? Дайте определение.

2. Приём «Ассоциации», возникшие с темой урока.

- Что вы представляете, когда слышите слово «ИЗО». Ваши ассоциации, возникшие с темой урока(картина, живопись, полотно, скульптура, этюд, эскиз, пейзаж, портрет, натюрморт, мольберт, графика, линогравюра, диптих, триптих, художник, маринист, ваятель …).

3. Ведущие художники РМЭ.

- Назовите ведущих художников РМЭ(С.Ф. Подмарёв, И.А. Михайлин, З.Ф. Лаврентьев, И.М. Ямбердов).

4. Творческий портрет  скульптораФ.П. Шабердина (1914 – 1979).

         Слово учителя.  Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве скульптора Ф.П. Шабердина. Запишите число и тему урока «Творческийпортрет  скульптора Ф.П. Шабердина».

Филипп Павлович Шабердин вошёл в марийское искусство как народный мастер, резчик по дереву, который достиг высокого профессионального мастерства. Скульптор, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, член Союза художников СССР с 1964 года.

 1). Биография Ф.П. Шабердина (слайд).

 О биографии Ф.П. Шабердина расскажет Полатова Мария.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Природа щедро одарила Шабердина. Он обладал музыкальными способностями, собирал и записывал народную музыку, писал стихи. Для народного ансамбля Филипп Павлович создал комплект музыкальных инструментов (6 волынок, контрабас, барабан). Для Национального музея им. Т.Е. Евсеева художник исполнил композицию «Марийская свадьба».

Филипп Павлович родился 14 ноября 1914 года в деревне Большая Мушка Сернурского района. Перед войной в 1936 году он служил на Тихоокеанском флоте. В годы Великой  Отечественной войны Филипп Павлович участвовал в легендарной обороне Ленинграда. Он перенёс тяжёлые ранения и сложные операции и в 1943 году был демобилизован. Целебный воздух лесного края и забота родственников помогли встать на ноги, восстановить силы.

Профессионального художественного образования Шабердин не получил, шёл к высотам мастерства интуитивно, опираясь на твёрдый характер и крестьянскую сметку. Отец и старший брат Филиппа – Гаврила – для всей округи изготовляли прялки, столы и стулья, с особой тщательностью украшали резьбой свадебные сундуки. Филипп с детских лет незаметно вживался в атмосферу напряжённого труда и народного творчества.

В 1945 году он приехал в Йошкар-Олу и устроился заведующим бутафорским цехом в Государственном драматическом театре им. М. Шкетана. Главным художником в театре в то время работал выпускник Всероссийской Академии художеств В.Е. Романов. Шабердин впервые на своём пути встретил профессионального художника. Годы, месяцы и дни, проведённые в театре вместе с В.Е. Романовым, сохранились в памяти Шабердина как лучшее время жизни, стали для него художественной школой.

Филипп Павлович был не только разносторонне одарённым, но и широко сведущим человеком, личностью в полном понимании этого слова. К своему творчеству относился строго и сурово. В процессе многолетней творческой практики у него сложились твёрдые взгляды на назначение художника. Он был убеждён, что искусство должно нести людям добро и радость, учить бережному отношению к природе, воспитывать нравственность.

Ф.П. Шабердин – художник-самородок (слайд).

2). Основные скульптурные произведения Ф.П. Шабердина.

а). Памятники-бюсты: «Портрет Чавайна» (1961 г.), «Портрет писателя Лекайна» (1962 г.), «Портрет композитора Палантая» (1966 г.) (под запись).

Слово учителя. На рубеже 50 – 60-х годов XXвека  Филипп Павлович Шабердин первый положил начало развитию профессиональной скульптуры в МАССР. В творчестве Шабердина, как и в  творчестве других художников, в это время ведущее место занял портрет. В этот период в жанре скульптурного портрета активно работали скульпторы В.М. Козьмин, П.Д. Калинин, О.А. Дедов.

 Филипп Павлович создаёт памятники-бюсты М. Шкетану, И. Палантаю, Н. Лекайну, С. Чавайну, Шабдару Осыпу, Йыване Кырле.

3). Интересен портрет композитора И. Палантая (1966 г.). Песчаник (слайд).

- Кто такой Ключников-Палантай?

- Родина Палантая.

- Его именем названы ….  Докончите предложение(перечислите).

Рассматривание скульптуры.В эскизе (гипс) Палантай в костюме и галстуке-бабочке весьма прозаичен, близок известной фотографии. В оригинале (песчаник) ваятель ушёл от натурализма и бытовых деталей, глубже раскрыл характер, характер поэтический.

- Какая деталь помогла глубже раскрыть характер Палантая.  Помогла показать его поэтическую натуру (приём «мозговой штурм»)? Рассуждения.

Слово учителя. Образ поэтичный и вдохновенный. Свободный воротник рубашки, широко раскрытые глаза, слегка раздувшиеся ноздри, откинутые назад вьющиеся волосы – всё выражает состояние творческого напряжения композитора, его стремление уловить рождающуюся мелодию. Палантай здесь в пору расцвета таланта. Таким темпераментным, поэтически взволнованным и молодым и остаётся он в памяти.

4).  Дерево: «Старый егерь» (1960 г.), «Столетняя» (1967 г.).

Излюбленным материалом Шабердина стало дерево. В этом материале выполнены «Старый егерь» (1960 г.), «Столетняя» (1967 г.).

«Старый егерь»(1960 г.). Рассматривание работы.

- Как вы понимаете слово «егерь»? (охотник-профессионал, охотовед)

- Каким изображён старый егерь?

- Что придаёт характерность и индивидуальность старику?

Слово учителя.В куске дерева запечатлен образ умудрённого житейским опытом пожилого крестьянина, знающего цену природе и отдающего её сохранению свои силы и умение. Характерность и индивидуальность старику придаёт сдвинутая на затылок шапка-ушанка. Она изрядно поизносилась, держится лишь на макушке головы, но хозяин не думает с нею расстаться. Убедительно переданы зоркий взгляд и затаённое дыхание егеря, чутко прислушивающегося к ночному лесу.

         «Столетняя» (1967). Рассматривание работы.

- Как вы думаете, какая основная идея содержится в данной работе?

- Какие детали подтверждают, что женщина даже в преклонном возрасте не утратила интерес к жизни?

Слово учителя.В работе «Столетняя», несмотря на преклонный её возраст, скульптор увидел и запечатлел её живой взгляд, бодрость духа, человеческую теплоту к жизни, сохранённую до старости. Крестьянка («Столетняя») и в преклонные годы не утратила человеческого благородства и женского обаяния. Гордая посадка повязанной платком головы, плотно сжатые губы, сдержанная улыбка, живое волнение глаз выражают интерес к окружающему миру и завидную бодрость духа.

5). Фольклорные скульптурные произведения (дерево): «Пампалче», «Лихорадка», «Сова-совушка», «Овда» (все 1967 г.), «Азринь» (1971г.), «Лесная сказка» (1976 г.).

         Природа наградила Шабердина чуткой душой и щедрым сердцем. Он с детства вобрал в себя мир народных сказок и легенд.

         Чтение стихотворения М. Казакова «Скульптор» на русском языке

 (прочтёт Тетерина Ирина)

Сухой обрубок липы выбрал ты

И, в нём провидя плод своей мечты,

Стальным резцом неспешно вырезаешь

Другим ещё не видные черты.

 

Но вот из-под твоих искусных рук

Являются, как бы живые, вдруг

И девушка-марийка молодая,

И сельских музыкантов тесный круг.

 

И кажется, что девушка вперёд

Вся устремилась в мыслях и вот-вот

Творить дела чудесные в колхозе

С бригадой молодёжною пойдёт.

 

А музыканты будто на пиру

(Пришлись они, как видно, ко двору)

На бычьем пузыре и барабане

Заводят в лад весёлую игру.

 

И хочется сказать им: - В добрый час! –

И ноги просятся в задорный пляс,

И зреет песня про тебя, Отчизна,

И, люди наши дружные, про вас!

 

О том, как получались изображения из дерева, расскажет Спиридонова Ольга.

Чаще всего это небольшие по размеру изображения, сделанные из наростов берёзы или разнообразных сплетений сучьев и корней кустарника. В сучках и кореньях, в древесных наростах он улавливал характерные признаки сказочных персонажей.  Филипп Павлович не миновал ни одной коряги, чтобы не обследовать её, в каждом находил нечто удивительное, напоминающее сказочный образ или лесного духа, фигурку человека. Животного или птицы. Художник знал, что нужно сделать, чтобы высвободить живущий в коряге образ, дать ему жизнь, сделать достоянием людей.

Помимо коряг и кореньев Шабердин с тем же вниманием и настойчивостью собирал наросты берёз, которые служили незаменимым материалом для создания профессиональных произведений скульптуры. Усилия Филиппа Павловича принесли свои плоды. В 1951 году Государственный музей этнографии народов СССР (Ленинград) закупил две работы художника – «Сереброзубая Пампалче» и «Народные музыканты». Это дало новый импульс для творческих поисков. В 1964 году Шабердин становится членом Союза художников СССР.

Если бы Филипп Павлович сохранил все работы из сучков, корней, древесных наростов, то получилась бы удивительная галерея реальных и сказочных образов. Но он раздавал их всем. Кто выказывал к ним хотя бы малейший интерес. Лишь малая часть творений художника в мелкой пластике хранится в настоящее время в Национальном музее РМЭ им. Т.Е. Евсеева. Эти творения свидетельствуют, что Ф.П. Шабердин не иллюстрировал известные сюжеты, а создавал собственные сказки, увлекательные и оригинальные, проникнутые нежной любовью к природе и человеку.

     «Азырен» («Азринь»). Сосновый нарост. 1971 г.

- Какой у  Шабердина Азырен? Рассуждения.

- В народной мифологии Азырен это …

 

     Легенду об Азырене подготовила Михайлова Дарина.

Давным-давно он жил среди людей, странствовал по земле, убивал своим острым кинжалом людей, отправляя на тот свет престарелых и больных людей. А молодых он избегал. Но никому не хотелось умирать, покидать земную жизнь.

Раз к старому плотнику подходит Азырен и говорит: «Ну что же, пришло время и тебя отправить к своим родителям». А плотник подумал немного и попросил подождать три дня. Тот согласился. Через три дня Азырен возвращается к нему. Его встречает плотник и говорит: «Ну ладно, ты меня убьёшь, а я и не знаю, как ложится в гроб! Покажи-ка». У него разыгралось честолюбие. Ну как же не показать! Он спокойно ложится в гроб, а плотник тут как тут: взял молоток и быстренько забил гвозди, прикрепляя крышку к гробу. Всем миром решили – гроб с телом Азырен спустить на дно моря. Вроде бы избавились от самого злого демона. Но случилось самое страшное – никто не мог умирать, земля была переполнена людьми, страдающими от всяких болезней и престарелыми. Их тела уже порылись мхом-лишайником. Люди стали бессмертными.

Как же быть? Людям пришлось обратиться к Азырен и попросить его вернуться на землю. Тут он стал беспощадным к людям, со злости стал убивать всех подряд: и стар, и млад.

- В народной мифологии Азырен это …

- У Шабердина Азырен – это …  Вы должны закончить предложение. (У Шабердина Азырен – фантастический образ лесного демона).

Слово учителя.С виду Азринь страшен, он топорщится, пугает людей, стремится отогнать их от своих владений. В душе же он добродушен и немного труслив. Однако в среде себе подобных он выглядит храбрецом. Сломанный рог, рваные, лишённые чёткого рисунка губы говорят о характере, далеко не миролюбивом. Острые глаза, дряблые щёки, крючковатый, как у птицы, нос, крупные неровные зубы, тёмный цвет лица и волос создают неповторимый облик лесного существа. Он энергичен и по-своему франтоват.

Слово учителя. Сказочные образыШабердин создавал прежде всего для детей: «Пампалче», «Сова-совушка», «Сказочник», «Борода», «Лесная сказка». Сказки  Шабердина сеют в людях добро, справедливость, открывают тайны природы, раскрывают смысл человеческого бытия. До последних дней жизни Филиппа Павлович работал над большой по размеру композицией «Лесная сказка» (1976 г., высота около 3-х метров). Центром композиции является старик-музыкант, играющий на свирели.

По воле мастера он превратился в лесное диво: брови старика срослись с густыми волосами и длинной бородой, глаза спрятались под нависшими бровями. Образ этого удивительного чародея излучает мудрость и доброту. Мы замечаем, как под мелодию волынки преображается страшный глухой лес, добреют звери, птицы и лесные духи (тихо звучит мелодия).

IV.  Обобщение.

- Составить «синквейн» на тему «скульптура».

Слово учителя. К своему творчеству Филипп  Павлович Шабердин относился строго и сурово. В процессе многолетней творческой практики у него сложились твёрдые взгляды на назначение художника. Он был убеждён, что искусство должно нести людям добро и радость, учить бережному отношению к природе, воспитывать нравственность.

 

Подведение итогов урока. Слово предоставить Лежнину Алексею.

V.  Домашнее задание: попробуйте создать свой образ Азырена. 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн