Живое слово Бунина. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бунина "Первая любовь"
Submitted by Наталья Владимировна Нугаева on вс, 25/12/2011 - 17:16
Урок литературы в 7 классе
Тема урока.Живое слово Бунина. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бунина «Первая любовь»
Цель урока: вырабатывать навык лингвистического анализа текста; привлечь внимание школьников к особенностям языка И.А. Бунина;учить семиклассников работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической; воспитывать у школьников чуткое, внимательное отношение к слову.
Задачи урока:
1. Помочь учащимся осмыслить сюжет и идею произведения.
2. Показать учащимся умение автора работать с разными уровнями языка.
3. Учить находить в тексте писателя-классика художественные средства, использованные автором для достижения своей цели.
4. Раскрыть мастерство автора в описании образов природы и людей.
5. Повторить изученное в разделе «Морфология», уделив особое внимание союзу как морфологическому средству связи предложений и смысловых частей текста.
6. Развивать коммуникативные умения учащихся.
7. Воспитание любви и уважения к родной природе.
8. Нравственное воспитание учащихся через слово Мастера.
Тип урока: интегрированный урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста.
Техническое обеспечение урока:экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, созданная в MicrosoftPowerPoint2007.
Оформление урока: иллюстрация к рассказу И. А. Бунина «Первая любовь», выполненная учащимися; на столах учащихся - текст рассказа.
Ожидаемые результаты: выработка навыка лингвистического анализа текста; понимание идейной нагрузки рассказа благодаря лингвистическому анализу текста; повышение учебной мотивации в изучении творчества И.А. Бунина.
Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, игровой, исследовательской, ИКТ.
Методический комментарий.
Урок постижения мастерства писателя, прикосновения к родному слову через талантливое произведение Бунина И.А. можно провести как в 7 классе после изучения темы «Предлог», так и в 8 классе после изучения темы «Составное именное сказуемое», остановившись чуть больше на способе выражения составного именного сказуемого. Также этот урок можно провести в 9 классе при подготовке к ГИА, развивая умение анализировать текст, понимать его смысловую и идейную нагрузку.
Детей заранее разделить на 4 группы, одному ученику дать задание нарисовать картину, описанную Буниным, прочитав рассказ только один раз! (не анализировать с юным художником текст!), чтобы он постарался передать красками свои первые впечатления от произведения.
Можно по ходу урока обратиться к картинам художников И.И.Шишкина, современных художников С.Я. Краева, Ю.М. Ракши, С. П. Курицына.
Ход урока
I. Мотивация урока
1.Слово учителя.
Ежегодно 21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. Праздник был учреждён в ноябре 1999 года и отмечается в целях содействия признанию и использованию родных языков во всём мире.
Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться красиво говорить, грамотно писать, а также понимать произведения писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебное созвучье слов живых», насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения.
2. Запишем тему урока «Живое слово Бунина».
Сегодня мы будем вырабатывать навык лингвистического анализа текста и учиться работать со словом не только с точки зрения грамматической, но и функционально-семантической. Мы посмотрим, как работает непревзойдённый Мастер со словом, какие частицы языка находит Бунин, чтобы передать «любовь и радость бытия» нам, своим читателям. (1 слайд)
3.Запишем эпиграф урока (2 слайд)
II. Слово о Бунине.
Посмотрите на портрет Бунина. Что вы знаете об этом удивительном писателе?
Учащиеся вспоминают известное об И. А. Бунине. Учитель зачитывает отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза»: «Бунин говорил, что, начиная писать о чём бы то ни было, прежде всего, он должен "найти звук". "Как скоро я его нашёл, всё остальное даётся само собой"».
III. Погружение в рассказ Бунина
1. Задание (до чтения рассказа).
— Попытайтесь представить, что нарисовал словами автор.
2. Чтение рассказа И. Бунина «Первая любовь» учителем. (Приложение 1)
3. Вопросы классу:
— Что вы представили, слушая это произведение?
— Какие картины нарисовал писатель?
— К какому стилю принадлежит текст? Почему?
(Рассказ полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение, поэтому данный текст относится к художественному стилю речи.)
— Определите тип речи. (Описание)
4. Слово учителя.Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Попробуем отыскать и другие, которые открываются не сразу, а требуют напряжённой кропотливой работы и усилий нашего ума и сердца и воображения одновременно.
IV. Исследовательская работа по тексту
1. Перечитайте рассказ. Разделите его на смысловые части. Сколько их?
(В тексте 3 смысловые части: 1 часть – описание дождя; 2 часть – описание бора; 3 часть – описание гуляющих людей.)
2. Обратимся к высказыванию А. Блока о мире Бунина. (3 слайд)
Запишем это высказывание. Как вы понимаете эту фразу?
/Мир Бунина – это «мир зрительных и слуховых впечатлений и связанныхс ними переживаний»./
3. Мы с вами отправляемся в «мир зрительных и слуховых впечатлений» писателя. . (4 слайд базовый, работают триггеры)
Задание 1 группе.Провести исследовательскую работу по тексту. Какими звуками наполнена 1ая смысловая часть? Удалось ли автору в описании передать эти звуки природы? Выписать слова с повторяющимися звуками, сделать выводы.
Задание 2 группе.Провести исследовательскую работу по тексту. Какие звуки услышали в бору? Или же там тихо? Выписать слова с повторяющимися звуками, сделать выводы.
Задание 3 группе. Проведите исследовательскую работу по тексту. Какие цвета, краски встречаются в первой части? Выпишите в столбик словосочетания, передающие цветовую гамму текста.
Задание 4 группе. Проведите исследовательскую работу по тексту. Выпишите словосочетания, передающие цвета, краски второй части рассказа.
4. Подведём итоги первой части исследовательской работы: (переход по ссылке «Мир слуховых впечатлений»)
Итоги работы 1 группы: Проливной свеЖий ДоЖДь; сплоШной Шум по Тесовой крыШе; ПоД воДяной бегуЩей сеТью; ТревоЖно Торчит аисТ; ПодПрыгивая, креПко сТучиТ ; ПоТоП, насТоящий ПоТоП. Автору удалось передать звуки природы с помощью повторения согласных звуков Ж, Ш, Д, Т, П. Мы услышали шум дождя, как стучит аист.
Итоги работы 2 группы: бОр гУлОк, дороги УпрУги, дУшист, гУлок, мы слышим «дальний гОлОс», прОтяжный зОв, дивнО Отдаётся. Повторяются гласные звуки У, О, А.
5. (переход к теории по ссылке)Знакомимся с понятием аллитерации и ассонанса. Делаем выводы о мастерстве Бунина в использовании фонетических изобразительных средств языка
6. Мир «зрительных впечатлений» писателя. Итоги работы 3 и 4 групп (переход по ссылке «Мир зрительных впечатлений»)
Цветовые слова 1 части
сумрак
красные цветники
цветники ярки
в дымном небе
почерневший аист
белые сучья
Цветовые слова 2 части
дождь светлей
синеет вечер
жёлтая хвоя
чисто, темно
красны мачты
серы, мшисты
зеленоватым космам
бледного тона
зелени нежной, болотной
под серебристой кисеёй
— Подумайте: противопоставляются эти части или они взаимосвязаны?
Выводы:при описании природы в первой и второй части И. А. Бунин использует похожие цвета, краски: красные цветники – красны мачты, белые сучья – бледного тона, сумрак – синеет вечер. Благодаря этому, создаётся единство картины, автор объединяет обе части в единое целое.
Эстетическая ПАУЗА (Переход по ссылке «Репродукции картин русских художников»)
(Сядем поудобнее, послушаем музыку А. Г. Рубинштейна «Мелодия (Фа мажор)» в исполнении С.И. Рахманинова и посмотрим на картины русских художников XIX и XX вв. Шишкина И.И., Курицына С., Краева С. Затем закроем глаза и попытаемся представить красоту русской природы, которой мы наслаждаемся, благодаря мастерству талантливых Мастеров кисти.)
7. Анализ морфологического, лексического, синтаксического уровня рассказа. Художественные особенности рассказа.
Задания группам.
1 группе. Анализ лексического и словообразовательного уровня: найти значения слов: кадетик, бальзамический,тесовая (работа со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля). Можно ли понять значение слова, зная, от какого слова оно образовано? Обратите внимание на состав слов кадетик и пальтишко, какое значение имеют суффиксы?
2 группе.Анализ морфологического уровня: выписать из первой части слова, с помощью которых передаётся описание дождя; обозначить части речи. Слова какой (-их) части (-ей) речи преобладают? Из 3ей части выписать глаголы с наречиями, определить время; сравнить с глаголами из 1ой и 2ой ч.
3 группе.Синтаксический уровень: обратить внимание на подлежащее и сказуемое во 2-ой части рассказа (со слов «В просеках бора…»), какой частью речи выражено сказуемое; выписать 3-4 основы, определить вид связи в этом микротексте.
4 группе.Художественный уровень: найдите выразительные средства, с помощью которых Бунин стремится донести до нас идею произведения.
Индивидуальное задание 1.Какие союзы разделяют первую и вторую часть рассказа? Какой союз встречается во второй части? В чём особенность его употребления?
Индивидуальное задание 2. Найти значение слова грациозно.
8. Послушаем результаты исследовательской работы
1 группа Учащиеся зачитывают значение словтесовая (крыша), бальзамический. Узнав, от какого слова образовано, быстрее поймём его значение. (Переход по ссылке «Словообразовательный уровень»)
Автор показывает своё доброе отношение к мальчику, называя его маленькийкадетик. Бунин словно любуется проявлением первого чувства подростка. Употребление слова пальтишко также указывает на тёплое отношение к девочке.
2 группа:преобладают существительные, прилагательные, причастия, т. к. перед нами текст-описание. Выписанные глаголы с наречиями (бежали впереди, степенно, грациозно шла; неустанно играет, притворно веселится; отчаянно заплакать; глядела небрежно и брезгливо) помогают зримо увидеть гулявших, понять их внутренний мир, хотя слов очень мало. Бунин немногими словами сумел нарисовать яркие образы.)
Проводим коллективное наблюдение за тем, как Бунин работает со словом (Переход по ссылке «Работа Бунина со словом»)
— Посмотрите, как идёт девочка? (грациозно)
— Найдём синонимы к слову грациозно (изящно, красиво)
— Почему Бунин выбирает именно это слово? (Грация – по имени трёх древнегреческих богинь, спутниц Афродиты, олицетворявших красоту.)
2 группа продолжает:В последнем абзаце автор использует глаголы прошедшего времени, хотя во всём тексте глаголы употреблены в настоящем времени. (переход по ссылке «Морфологический уровень»)
Индивидуальное задание. Первую и вторую части разделяет союз но, что помогает автору противопоставить смысловые части текста, чтобы мы увидели, какова природа во время дождя и после его окончания, почувствовали запахи природы, увидели её красоту, сравнили звуки природы. Союз А в начале 4-го абзаца усиливает это противопоставление.
3 группа: основы предложений: дороги влажны и упруги, бор душист, сыр и гулок и т.д. Сказуемые выражены краткими прилагательными, которые обозначают признак предмета в данный момент, т. е. бор после дождя становится особенно душистым, сырым и гулким. (Переход по ссылке «Синтаксический уровень»)
Предложения связаны параллельной связью, так как перед нами текст-описание. Параллельная связь предложений усилена анафорой: "Бор душист…". "Бор вдоль них…" и "В просеках бора… ". "Просеки кажутся…". (При необходимости обращения к теории переходим по ссылке «Виды связи предложений в тексте». Там же понятие анафоры.)
4 группа:Эпитеты в 1-ой части притихший дом, свежий дождь, покорно никнут, тревожно торчит и т.д. помогают автору ярко, образно нарисовать картину дождя. (Переход по ссылке «Художественный уровень»)
Эпитеты и метафоры во 2-ой части рассказа(дороги влажны, бор душист, дивно отдаётся, бор величаво-громаден; бор стоит темно, тесно, мхи, лишаи образуют некую русскую древность, радует юная сосновая поросль) позволяют читателю представить величие бора, его вечную, незыблемую красоту и передать авторский замысел: бор вечен, так как рядом с дебрями, корявыми мачтами юная поросль, которую охраняют старые деревья. Природа вечна.
В 3-ей части очень мало изобразительных средств: эпитеты добрая собака, в милом пальтишке. Автор скупо использует художественные средства при описании гулявших.
9.. Сделаем выводы
— Чтобы лучше понять авторскую позицию, обратите внимание на использование изобразительных средств языка (где их больше?), на изменение времени глаголов в 3-ей части (почему?), на наречия в последнем предложении. Заметили вы тонкую иронию автора?
– Изобилие изобразительных средств языка при описании бора и отсутствие в 3-ей части, употребление глаголов прошедшего времени в 3-ей части помогают понять главную мысль рассказа: древний бор вечен, а первая любовь приходит и уходит. Человеческие отношения хрупкие, их нужно беречь. Первая любовь особенно дорога каждому человеку. Автор учит нас бережно (вопреки слову «небрежно»!) относиться к первой влюблённости.
V. Подведение итогов работы.
1. Какие же «частицы» нужны были Бунину для создания рассказа? (Работают все единицы языка: из лексики, из морфологии, из фонетики, т. д.) (Переход по ссылке «Паустовский о мастерстве Бунина)
2. Благодаря чему весь текст воспринимается как единое целое? Обратите внимание на заглавие рассказа и на последний абзац.
(Заглавие перекликается с последним абзацем, текст, благодаря этому, получает композиционную завершённость.)
VI. Обсуждение иллюстрации к рассказу
— Что увидели наши художники в этом рассказе?
— Что не заметили при первоначальном восприятии?
IX. Рефлексия урока
1. Какой вид работы заинтересовал?
2. Чему вы научились, работая над текстом?
Учащиеся оценивают свою работу. Можно предложить им написать синквейн, отразив тему произведения или мастерство автора.
VIII. Выводы.
Бунин – « прекрасный знаток души каждого слова». Мастер дал возможность насладиться тем, как «работает» слово. Читая это произведение, понимаешь, что счастье в радости бытия, в том, что часто мы не ценим: счастье – это жить, видеть дождь, небо, бор, брызги дождя и, конечно же, любить.
(Переход по ссылке в центре слайда «Мир Бунина»)
VII. Д/з: творческая работа на одну из предложенных тем:
На: Живое слово Бунина. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бун
Наталья Владимировна, спасибо за замечательный урок!
На: Живое слово Бунина. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бун
Очень рада, Надежда Владимировна, что Вам понравился мой урок.
Новогоднего Вам настроения.
С уважением Нугаева Н.В.
Нугаева Наталья Владимировна, педагог
На: Живое слово Бунина. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бун
Наталья Владимировна, замечательно! Спасибо! Как эксперт ставлю Вам 14 из 12. Творческих Вам успехов, читающих учеников!
На: Живое слово Бунина. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бун
Нэля Владимировна! Огромное Вам спасибо за высокую оценку моего труда!
Этот урок проводила как открытый, дети всё успели, а самое главное - поняли замысел автора.
С уважением.
Нугаева Наталья Владимировна, педагог