Submitted by Татьяна Витальевна Матвеева on Sat, 24/12/2011 - 06:51
Ход урока
I. Мотивация
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе. Сегодня тему урока вы сформулируете сами, а для этого посмотрите на экран. Здесь вы видите репродукции картин русских художников. Что объединяет эти картины? (Это картины родной природы)
- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях. Многие поэты и в 19, и в 20 веке в своих стихах создавали картины природы. Сегодня в центре нашего внимания стихотворения только одного поэта 19 века. Его портрет перед вами на экране. Вы узнали, кто это? Правильно, А.А.Фет.
- Итак, сформулируйте тему урока.
- Запишите ее в тетрадях (на экране): Картины родной природы в стихотворениях А.А.Фета. (Объявить цель урока)
II. Ассоциации.
- Сейчас мы поиграем в ассоциации. Знаете, что это такое? Это те картины, образы, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите о каком-то понятии. Ассоциации могут быть самыми неожиданными. Итак, запишите в тетрадь те ассоциации, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «природа». (2 мин., читают)
III. Актуализация.
1. Выразительное чтение наизусть.
- Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими. Вспомните, какие стихотворения А.А.Фета вы изучали в предыдущих классах, какие можете прочесть наизусть?
- Спасибо, замечательные стихи, прекрасное исполнение. А что мы знаем о самом поэте, этом тончайшем лирике, певце русской природы? У нас в учебнике ничего не рассказано об А.А.Фете, но у вас на столах есть раздаточный материал, и дома я просила вас познакомиться со статьей о жизни Фета. Что интересного вы из нее узнали?
(Был лишен фамилии и прав дворянства; служба в армии, стремление выслужить дворянство; прижимистый и расчетливый помещик – и тончайший лирик.)
- Внимательно посмотрите на портрет А.Фета. Как вы считаете, на нем изображен Фет-помещик или Фет-поэт? (Внешность помещика и одухотворенный взгляд поэта).
- Фет был одним из самых музыкальных русских поэтов. Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». Сам Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Салтыков-Щедрин сказал: «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Стихотворение "На заре ты её не буди”, положенное на музыку А.Варламовым, стало почти народною песней. Давайте прослушаем романс и убедимся в том, как необыкновенно музыкальны стихи Афанасия Фета.
Романс «На заре ты ее не буди…»
IV. Работа в группах.
- Давайте обратимся к стихотворениям. Откройте учебники на странице 305.
- Сегодня предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе:
1. У вас есть руководитель группы. Его обязанности:
Распределить роли в группе;
Внимательно выслушивать ответы членов группы;
Выбрать отвечающего;
В конце урока проанализировать деятельность членов группы на уроке.
2. Роли в группе:
Тот, кто знакомит с заданием (читает его)
Тот, кто записывает ответ,
Тот, кто высказывает мнение группы,
Тот, кто выдвигает идеи,
Тот, кто следит за временем.
3. Правила работы в группе:
Выслушать всех,
Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого,
Закончить обсуждение по сигналу.
1 группа готовит выразительное чтение и выполняет задания по стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила», 2 группа – анализирует стихотворение «Опять незримые усилья», 3 группа - «Еще майская ночь». У каждой группы на столах лежат листы-задания и справочные материалы.
(Работают 7-10 минут). Музыка. Слайды на экране для комиссии.
Выступления групп.
V. Рефлексия.
- Нарисуйте и поднимите смайлики, которые показали бы ваше настроение сейчас.
- Вы довольны своей работой на уроке?
- Что вы вынесете сегодня с урока, чем он вам запомнится? (выступающие передают друг другу какой-либо предмет – осенний лФетист или ветку ели)
Оценки за работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила».
2. Нарисовать свою картину природы: стихами, прозой или красками.
Задания для 1 группы.
Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. О каком времени года говорится в стихотворении? Какие слова помогли вам это понять?
3. Какие чувства испытывает герой в начале стихотворения? Чем вызваны эти чувства? Как вы понимаете, почему герою «и грустно, и весело» одновременно?
4. Обратите внимание на разную длину строк. Как это связано с теми чувствами, которые передает поэт?
5. Сколько раз поэт произносит слово «ветер»? Для чего он это делает?
6. Когда наступил перелом в настроении? Как вы понимаете выражение «Сладостен зов мне глашатая медного»?
7. Определите способ рифмовки в этом стихотворении.
8. Понаблюдайте над лексикой стихотворения. Найдите слова, которые кажутся вам простонародными. Найдите слова, которые кажутся высокими и обычно не употребляются в устной речи. Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
Задания для 2 группы.
Стихотворение «Опять незримые усилья…»
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. О каком времени года говорится в стихотворении? Какие признаки этого времени года показаны?
3. Что видит и слышит в природе поэт?
4. Какие чувства он испытывает, наблюдая картины природы?
5. Отметьте художественные приемы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений.
6. Отметьте примеры аллитераций. Как они помогают увидеть нарисованную автором картину?
7. Стихотворение написано строфой, состоящей из шести строк. Составьте схему рифмовки строк в строфе.
8. Определите размер стихотворения.
Задания для 3 группы.
Стихотворение «Еще майская ночь»
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. О каком времени года в нем говорится?
3. Что видит и слышит в природе поэт?
4. Какие чувства передает автор? Как он их выражает?
5. Отметьте художественные приемы, использованные автором в этом стихотворении. Выпишите примеры эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, обращений. С какой целью автор использует их?
6. Понаблюдайте над лексикой стихотворения. Отметьте слова высокого стиля, которые не употребляются в обычной речи. Зачем, по вашему мнению, использует их поэт?
7. Обратите внимание на обилие восклицательных предложений в стихотворении. С какой целью они используются автором?