Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Банковская система.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Царева Наталья Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ "Тюльганская средняя общеобразлвательная школа № 1"

Учитель истории и обществознания

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Экономика
Цель урока: 

Роль Центрального банка в регулировании кредитно денежной системы. Рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.  Учебник  И. В. Липсец. Экономика 10 класс. Кн. 1, 2 – М., 2000 

Используемая методическая литература: 

1. И.В. Липсец. Экономика 10 класс, поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2008 год.

2. Научно – практический журнал « Деньги и кредит», Москва №11 2011.

3. А.Ю. Лазебниква. Обществознание тематические тестовые задания ЕГЭ  -М.: Издательство «Экзамен», 2011 год. 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
<p> <strong>Тема:</strong>&nbsp;Банковская система.</p> <p> <strong>Цели:</strong>Роль Центрального банка в регулировании кредитно денежной системы. Рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике.</p> <p> <strong>Ожидаемые учебные результаты.</strong></p> <p> Учащиеся должны:</p> <p> - правильно употреблять и&nbsp; объяснять изученные термины и понятия;</p> <p> - уметь выделять банки по уровням;</p> <p> - уметь делать расчеты процента за кредит.</p> <p> <strong>Ход урока</strong></p> <ol> <li> Введение в тему.</li> </ol> <p style="margin-left: 18pt"> Учитель обращается к учащимся с вопросом.</p> <p style="margin-left: 18pt"> <strong>Где вы встречали понятие Банки?</strong></p> <p style="margin-left: 18pt"> (учащиеся дают ответы по цепочке).</p> <p style="margin-left: 18pt"> Историческая справка.</p> <p> Первые банки, по мнению ряда ученых, появились в условиях мануфактурной стадии капитализма в XIV- XVвеках в итальянских городах Венеции и Генуе. Следовательно, термин &laquo;банк&raquo; происходит от итальянского&nbsp; &laquo;banco&raquo;, что в переводе означает &laquo; скамья менялы&raquo;, &laquo;денежный стол&raquo;. Менялы не только осуществили обмен монет и хранение ценностей, но и способствовали появлению безналичного (вексельного) платежа.</p> <p> В беседы с учащимися&nbsp; определяем понятие банк.</p> <p> Итак, банк &ndash; это основная структурная единица сферы денежного обращения. Он выполняет роль посредника в перемещении денежных средств и кредитов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.</p> <p> или Центральный&nbsp; банк &ndash; это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей&nbsp; кредитной системы.</p> <p> ( запись понятия банка делают учащиеся в своих тетрадях).</p> <p> Учитель рассказывает Банковскую систему России с использованием схемы.&nbsp;</p>

Тема: Банковская система.

Цели:Роль Центрального банка в регулировании кредитно денежной системы. Рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике.

Ожидаемые учебные результаты.

Учащиеся должны:

- правильно употреблять и  объяснять изученные термины и понятия;

- уметь выделять банки по уровням;

- уметь делать расчеты процента за кредит.

Ход урока

  1. Введение в тему.

Учитель обращается к учащимся с вопросом.

Где вы встречали понятие Банки?

(учащиеся дают ответы по цепочке).

Историческая справка.

Первые банки, по мнению ряда ученых, появились в условиях мануфактурной стадии капитализма в XIV- XVвеках в итальянских городах Венеции и Генуе. Следовательно, термин «банк» происходит от итальянского  «banco», что в переводе означает « скамья менялы», «денежный стол». Менялы не только осуществили обмен монет и хранение ценностей, но и способствовали появлению безналичного (вексельного) платежа.

В беседы с учащимися  определяем понятие банк.

Итак, банк – это основная структурная единица сферы денежного обращения. Он выполняет роль посредника в перемещении денежных средств и кредитов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.

или Центральный  банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей  кредитной системы.

( запись понятия банка делают учащиеся в своих тетрадях).

Учитель рассказывает Банковскую систему России с использованием схемы.

Схема №1

Первый уровень кредитной системы представлен центральным банком (ЦБ)

Особенности  деятельности Центрального банка РФ.

- Центральный банк РФ в отличие от коммерческих банков выступает как федеральный орган государственной власти.

- Его государственные властные полномочия распространяются на денежно- кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны.

Цели Центрального банка:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы России;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Функции Центрального банка РФ.

-Функция денежно-кредитного регулирования ( нормотворческая деятельность);

- Функция нормативного регулирования ( нормотворческая деятельность)

- Операционная функция;

- Информационно- аналитическая функция;

- Надзорная и контрольная функции.

Сообщение учащегося  из истории  банка России.

В 2010  году Государственному банку России исполнилось 150 лет.

31 мая 1860 года ( по старому стилю) Указом Александра  был создан Государственный банк Российской империи « для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы». Первый управляющий Госбанка Российской империи- Штиглиц  Александр Людвигович. Нынешний руководитель Банка России – Игнатьев Сергей Михайлович. 22 ноября 1866 года принято решение об открытии в Оренбурге отделения  Государственного банка был Польских Василий Иванович.

Учитель вновь обращается к схеме №1

Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.

Работа со схемой №2

Признаки классификации коммерческих банков.

Работа со схемой №3

Привлеченные средства.

Работа со схемой №4

Актив

Пассив


Таким образом,

Классификации заемщиков и кредитов.

При изучении данного блока учащимся даются заранее список терминов на дом с целью написание их значения и предварительного осмысления.

(депозиты, кредитный договор, кредитоспособность, залог, маржа)

Учитель: предлагает учащимся познакомиться с банковскими буклетами по кредитованию. Просит его внимательно прочитать и ответить на вопросы.

1. Почему клиенту необходимо знать о правах банка?

2.  С какими правами заемщика вы познакомились, прочитав их в буклете?

Учитель:  предлагает разобрать конкретный пример расчета процента  за кредит.

Решение задачи:

- Заемщик берет в банке кредит в размере 100 тыс. руб.  по 17% годовых сроком на…. Какую сумму он заплатит банку по истечении этого срока в качестве платы за кредит?

Учитель: Надо отметить, что Центральный банк России не обслуживает частных лиц и фирмы, он ведет дела только с государством и коммерческими банками. Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают частных лиц и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть  их совладельцем (например, Сберегательный банк России- частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций).

Учитель:знакомит  учащихся с классификацией заемщиков и кредитов. Классификация заёмщиков и кредитов.

  1. Основные группы заёмщиков:

- организации и предприятия;

- население;

- государственные органы власти;

- банки.

2. По назначению кредитов:

-потребительские;   -  сельскохозяйственный;

- промышленный;      - инвестиционный;

- торговый                      -бюджетный

- межбанковский

3. По сроком пользования:

- краткосрочные (1 года)

- среднесрочные (от 1 до 3 лет);

- долгосрочные (свыше 3 лет)

Учитель: предлагает посмотреть рекламные буклеты коммерческих банков. (Потребительские кредиты).

Задание: Что из перечисленного относится к функциям коммерческих банков?

  1. выпуск наличных денег
  2. хранение золотовалютных резервов
  3. выдача кредитов с целью получения прибыли
  4. выработка кредитно- денежной политики страны
  5. привлечения свободных денежных средств населения
  6. обслуживание финансовых операций правительства

Ответ:_____________________

 Вопрос. 1. Какие банковские продукты и технологии вам известны?

(работа с учебником)

Учитель: В развитых странах кредитно-денежную политику осуществляют центральные банки

Предлагается учащимся поработать в группе, с целью решения  проблемного вопроса.

Вопрос: Какие инструменты денежно- кредитной политики может использовать Центральный банк страны для улучшения экономической ситуации?

Класс делится на  3 группы, каждая группа имеет бланк с  предложенными инструментами денежно- кредитной политики.

Предлагается внимательно прочитать данные инструменты, с помощью которых, можно удешевлять деньги, увеличивать их предложение или удорожать их, уменьшать их предложение.

Задача.Государство А. переживает период экономического спада. Правительству необходимо предпринять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной ситуации в экономике. Какие инструменты денежно- кредитной политики может использовать Центральный банк страны для улучшения экономической ситуации? Свой выбор обоснуйте.

Задание:Проанализируйте данные в приведённой таблице.

Изменения в банковской системе России в 90-годы

 

1992 г.

1993

1994

1995

1996

Количество действующих

Кредитных организаций

1713

2019

2517

2295

2030

Количество отозванных лицензий

-

13

78

303

595

Минимальный условный капитал (в тыс.долл.)

214,4

70,6

1274,7

1291,5

3649

Сделайте выводы из представленных данных. Поясните одну из выявленных вами тенденций.

Рефлексия.

1.Почему Центральный Банк занимает особое место в финансово- экономической системе?

(контролирует деятельность коммерческих банков, обладает монопольным правом выпускать деньги, регулирует денежное обращение, выступает банкиром правительства).

Просмотр слайда с целью закрепления.

Место и роль банков в экономике

Исключительное значение банков определяется, прежде всего, их функциями в экономике:

1. Создание денег. Кредитный механизм способствует созданию безналичных денег в экономике. ЦБР в прямом смысле имеет право создания денег в наличной форме посредством эмиссии.

2.Распределительная. Данная функция проявляется в том, что банки посредством депозитных и ссудных операций способствуют перераспределению ресурсов между субъектами экономических отношений. Функционирование платежной системы невозможна без банков. Банки не просто обеспечивают расчеты, но и осуществляют это максимально удобным и безопасным для клиентов способом.

3.Контрольная. Банки выполняют ряд важных функций, связанных с регулированием экономических процессов и контролем за хозяйственными операциями.

4. Финансовое посредничество. Банки выступают посредниками в огромном спектре сложнейших финансовых услуг, представленных на современных рынках.

2. Какие две главные операции банков вы знаете?

( управление вкладами, предоставление кредитов).

Литература.

1.И.В. Липсец. Экономика 10 класс, поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2008 год.

2. Научно – практический журнал « Деньги и кредит», Москва №11 2011.

3. А.Ю. Лазебниква. Обществознание тематические тестовые задания ЕГЭ  -М.: Издательство «Экзамен», 2011 год.

4.  Учебник  И. В. Липсец. Экономика 10 класс. Кн. 1, 2 – М., 2000

  

Прикрепленный файл Size
Урок по экономике 10 класс.doc 84.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн