Урок русского языка в 5 классе. Правописание приставок пре-при. Путешествие за лотосом.
Submitted by Галина Иринархова on Tue, 20/12/2011 - 18:09
Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве». Учителя и родители хотят воспитать в детях высокие нравственные качества, одним из которых является патриотизм, любовь к большой родине и родному краю. К тому месту, где мы родились и живем. Хочется, чтобы понятие патриотизм не осталось только высоким словом, но незаметно вошло в плоть и кровь наших детей. Не во всех школах преподается краеведение, а если и преподается, то часы на него ограничены. Я стараюсь использовать краеведческий материал на уроках русского языка и литературы. Обычно такие уроки вызывают неподдельный интерес у учащихся. Они с удовольствием ищут дополнительный материал, читают книги об Астраханском крае. Хочу предложить вашему вниманию разработку урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок пре-при. Путешествие к лотосу». Это заключительный урок по данной теме, ставящий цель закрепить у учащихся умения и навыки правописания приставок пре-при, а также повторить правописание остальных приставок и корней с чередованием. Используя игру, я создаю положительную мотивацию к обучению у учеников.
Этот урок можно проводить независимо от того, по какой программе работает учитель.
Перед уроком требуется провести небольшую подготовительную работу. Учитель раздает материал ученикам, которые на уроке будут представлять экскурсоводов и поэта Пауля Флеминга. Предварительное домашнее задание – написать мини-сочинение, в котором ученики представят себя туристами и опишут путь до Астрахани и цель своего визита. В сочинении надо было использовать слова: приглашение, претворить мечту в жизнь, пребывание в Астрахани, встретить приветливо, приехать, прилететь, приплыть.
Учитель сообщает задачи урока:
Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю к самому удивительному цветку – лотосу. Но путешествие наше лингвистическое. Мы узнаем что-то новое о родном крае и закрепим знания о правописании приставок пре-при, а также повторим правописание остальных приставок и корней с чередованием.
Представим себе, что мы на вокзале. Встретились несколько групп туристов, которые рассказывают друг другу о цели своей поездки и о том, как они добрались до Астрахани.
Проверка домашнего задания
Учащиеся читают свои домашние сочинения. Обращаем внимание на то, как ученики использовали слова с приставками пре-при. Когда учитель соберет тетради, все сочинения будут проверены и оценены.
Во время проверки домашнего задания ученик работает на доске со словосочетаниями и затем объясняет написание:
Пр…бывание в Астрахани, пр…творить мечту в жизнь.
Задание классу:
Составьте словосочетания с глаголами так, чтобы стало понятно их значение:
Прибывать – пребывать, притворить – претворить.
Учитель:
У нас в гостях немецкий поэт Пауль Флеминг, который посетил Астрахань в 1636 году.
Кордон – приграничный отряд, место, где находится такой отряд (толковый словарь)
Задание классу:
Записать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и сделать синтаксический разбор предложения, которое записано на доске или воспроизведено через проектор
Цвети и здра…ствуй …десь о город прикордонный!
Произвести орфографический разбор слова пр…кордонный
На доске работают два ученика.
Учитель:
Чтобы продолжить путешествие, нам нужны знания по теме «Морфемика».
Опрос проводится в виде брейн-ринга с одним рядом учащихся. Опрос проводит ученик-консультант, который в предыдущую игру набрал самое большое количество очков. Он самостоятельно готовит вопросы по теме. Учитель предварительно проверяет вопросы.
Остальная часть класса в это время получает задание, записанное на доске или спроецированное:
Списать, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы. Определить стиль текста.
Академик Коржинский д…вал такое определение пр…каспийской розе Р…стение, которое пр…носит вкус…ные орехи, называется чулпанской в…дяной розой.
После проведения опроса и проверки задания (несколько работ можно проверить учителем на оценку) учитель передает слово экскурсовод-ученику.
Экскурсовод:
Многих исследователей прельщал прекрасный цветок. Щтабс-капитан Цявловский приехал из Варшавы, чтобы посмотреть на каспийскую розу и прихватить один из экземпляров для Варшавского ботанического сада. Однако поездка была бесплодной. Отыскать указанное место не удалось. Поиски пришлось прекратить.
Задание классу (выборочный диктант):
Выписать в 2 столбика из прослушанного или спроецированного текста слова с приставками пре-при и остальными приставками, объяснить написание.
У учеников будет следующая запись:
Прельщал исследователей
прекрасный посмотреть
приехал бесплодный
пришлось отыскать
прекратить
Если возможно, то 2 ученика могут работать на обратной стороне доски.
Слово имеет следующий экскурсовод:
Наконец-то мы добрались до чуда астраханского заповедника – лотоса. Послушайте легенду о нем. Эта легенда была записана работником Астраханского государственного заповедника Ганюшкиным.
Пока солнце двигается по небосводу, трепетные лепестки меняют окраску множество раз.
Точно так же изменчиво было и сердце восточной красавицы. Она любила одного юношу, но делала вид, что недоступна. И юноша, думая, что его разлюбили, бросился в реку и утонул. А этот юноша приходился сородичем великому божеству. Бог посылает за сердцем девушки орла.
На землю спустился посланец могучий,
С кровавою ношей стремительно взмыл.
И вдруг это сердце из лапы могучей
Он в воды священной реки уронил.
Как только сердце девушки коснулось воды, оно превратилось в дивный цветок. Разгневанный владыка приказал орлу найти сердце красавицы. С тех пор прилетает орел, кружит над зарослями лотоса, и цветы в ужасе склоняют свои головки, бледнеют от страха.
На основе этого текста может быть произведено письмо по памяти или объяснительный диктант.
Экскурсовод:
Астраханский селекционер Федор Иванович Перегудов на небольшом приусадебном участке в поселке Приволжье занялся выращиванием лотоса. Он добился превосходных результатов.
В 1963 году была сделана попытка рассадить лотос в центре города, на Лебедином озере. И лотос прижился. Но из-за небрежного ухода и плохого надзора за режимом проточной воды заросли редкого цветка погибли. Но, несомненно, они расцветут вновь и будут радовать город своей красотой и шепотом прекрасных легенд
Задание классу:
Выписать и объяснить правописание слов с приставками пре-при и корней с чередованием.
В конце урока подводятся итоги, делаются выводы, выставляются оценки, рекомендуются книги об Астрахани и Астраханском крае. Библиотекарь готовит выставку книг по теме. Используются фотографии и рисунки. Можно провести детскую фотовыставку. При желании учитель может разделить этот материал на два урока, особенно если класс слабый.