Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 5 классе. Правописание приставок пре-при. Путешествие за лотосом.

Submitted by Галина Иринархова on Tue, 20/12/2011 - 18:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иринархова Галина Ивановна
Место работы, должность: 
г.Астрахань, МБОУ "СОШ № 74", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Закрепить у учащихся умения и навыки правописания приставок пре-при, повторить правописание остальных приставок и корней с чередованием.

Используя игру, создать положительную мотивацию у учащихся к предмету.

Воспитывать интерес к истории и природе родного края.

Развивать связную монологическую речь.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК  В.В.Бабайцевой и любые другие учебники.

Используемое оборудование: 

Проектор, компьютер

Краткое описание: 
Урок-игра, основанный на краеведческом материале об Астраханском крае. На уроке присутствует словарная работа. выборочный диктант, Синтаксический разбор предложения, письмо по памяти.Предварительная подготовка: домашнее сочинение, в котором описывается путь до Астрахани; учащимся-экскурсоводам заранее дается материал.

 

 Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве». Учителя и родители хотят воспитать в детях высокие нравственные качества, одним из которых является патриотизм, любовь к большой родине и родному краю. К тому месту, где мы родились и живем. Хочется, чтобы понятие патриотизм не осталось только высоким словом, но незаметно вошло в плоть и кровь наших детей. Не во всех школах преподается краеведение, а если и преподается, то часы на него ограничены. Я стараюсь использовать краеведческий материал на уроках русского языка и литературы. Обычно такие уроки вызывают неподдельный интерес у учащихся. Они с удовольствием ищут дополнительный материал, читают книги об Астраханском крае. Хочу предложить вашему вниманию разработку урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок пре-при. Путешествие к лотосу». Это заключительный урок по данной теме, ставящий цель закрепить у учащихся умения и навыки правописания приставок пре-при, а также повторить правописание остальных приставок и корней с чередованием. Используя игру, я создаю положительную мотивацию к обучению у учеников.

Этот урок можно проводить независимо от того, по какой программе работает учитель.

       Перед уроком требуется провести небольшую подготовительную работу. Учитель раздает материал ученикам, которые на уроке будут представлять экскурсоводов и поэта Пауля Флеминга. Предварительное домашнее задание – написать мини-сочинение, в котором ученики представят себя туристами и опишут путь до Астрахани и цель своего визита. В сочинении надо было использовать слова: приглашение, претворить мечту в жизнь, пребывание в Астрахани, встретить приветливо, приехать, прилететь, приплыть.

     Учитель сообщает задачи урока:

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю к самому удивительному цветку – лотосу. Но путешествие наше лингвистическое. Мы узнаем что-то новое о родном крае и закрепим знания  о правописании приставок пре-при, а также повторим правописание остальных приставок и корней с чередованием.

Представим себе, что мы на вокзале. Встретились несколько групп туристов, которые рассказывают друг другу о цели своей поездки и о том, как они добрались до Астрахани.

Проверка домашнего задания

Учащиеся читают свои домашние сочинения. Обращаем внимание на то, как ученики использовали слова с приставками пре-при. Когда учитель соберет тетради, все сочинения будут проверены и оценены.

Во время проверки домашнего задания ученик работает на доске со словосочетаниями и затем объясняет написание:

Пр…бывание в Астрахани, пр…творить мечту в жизнь.

Задание классу:

Составьте словосочетания с глаголами так, чтобы стало понятно их значение:

Прибывать – пребывать, притворить – претворить.

Учитель:

У нас в гостях немецкий поэт Пауль Флеминг, который посетил Астрахань в 1636 году.

Ученик, представляющий поэта, читает наизусть стихотворение:

Цвети и здравствуй здесь, о город прикордонный,

Степями и ордой ногайской окруженный.

Привет сынам Руси, что сильною рукой

Повергнувши врагов, владеть могли тобой,

Чьи камни Тамерлан еще топтал конями,

А ныне вновь стоит, царям Руси оплот.

Здесь три недели мы гостили без забот.

Так здравствуй и цвети! Теперь-то мы узнали,

Какой прекрасный край в пути мы повстречали.

Словарная работа.

Кордон – приграничный отряд, место, где находится такой отряд (толковый словарь)

Задание классу:

Записать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и сделать синтаксический разбор предложения, которое записано на доске или воспроизведено через проектор

Цвети и здра…ствуй  …десь о город прикордонный!

 

Произвести орфографический разбор слова пр…кордонный

На доске работают два ученика.

Учитель:

Чтобы продолжить путешествие, нам нужны знания по теме «Морфемика».

Опрос проводится в виде брейн-ринга  с одним рядом учащихся. Опрос проводит ученик-консультант, который в предыдущую игру набрал самое большое количество очков. Он самостоятельно готовит вопросы по теме. Учитель предварительно проверяет вопросы.

Остальная часть класса в это время получает задание, записанное на доске или спроецированное:

Списать, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы. Определить стиль текста.

Академик Коржинский д…вал такое определение пр…каспийской розе Р…стение, которое пр…носит вкус…ные орехи, называется чулпанской в…дяной розой.

После проведения опроса и проверки задания (несколько работ можно проверить учителем на оценку) учитель передает слово экскурсовод-ученику.

Экскурсовод:

Многих исследователей прельщал прекрасный цветок. Щтабс-капитан Цявловский приехал из Варшавы, чтобы посмотреть на каспийскую розу и прихватить один из экземпляров для Варшавского ботанического сада. Однако поездка была бесплодной. Отыскать указанное место не удалось. Поиски пришлось прекратить.

Задание классу (выборочный диктант):

Выписать в 2 столбика из прослушанного или спроецированного текста слова с приставками пре-при и остальными приставками, объяснить написание.

 У учеников будет следующая запись:

Прельщал                               исследователей

прекрасный                           посмотреть

приехал                                  бесплодный

пришлось                               отыскать

прекратить

Если возможно, то 2 ученика могут работать на обратной стороне доски.

Слово имеет следующий экскурсовод:

Наконец-то мы добрались до чуда  астраханского заповедника – лотоса. Послушайте легенду о нем. Эта легенда была записана работником Астраханского государственного заповедника Ганюшкиным.

Пока солнце двигается по небосводу, трепетные лепестки меняют окраску множество раз.    

Точно так же изменчиво было и сердце восточной красавицы. Она любила одного юношу, но делала вид, что недоступна. И юноша, думая, что его разлюбили, бросился в реку и утонул. А этот юноша приходился сородичем великому божеству. Бог посылает за сердцем девушки орла.

На землю спустился посланец могучий,

С кровавою ношей стремительно взмыл.

И вдруг это сердце из лапы могучей

Он в воды священной реки уронил.

 Как только сердце девушки коснулось воды, оно превратилось в дивный цветок. Разгневанный владыка приказал орлу найти сердце красавицы. С тех пор прилетает орел, кружит над зарослями лотоса, и цветы в ужасе склоняют свои головки, бледнеют от страха.

На основе этого текста может быть произведено письмо по памяти или объяснительный диктант.

 

 

Экскурсовод:

Астраханский селекционер Федор Иванович Перегудов на небольшом приусадебном участке в поселке Приволжье занялся выращиванием лотоса. Он добился превосходных результатов.

В 1963 году была сделана попытка рассадить лотос в центре города, на Лебедином озере. И лотос прижился. Но из-за небрежного ухода и плохого надзора за режимом проточной воды заросли редкого цветка погибли. Но, несомненно, они расцветут вновь и будут радовать город своей красотой и шепотом прекрасных легенд

 Задание классу:

Выписать и объяснить правописание слов с приставками пре-при и корней с чередованием.

В конце урока подводятся итоги, делаются выводы, выставляются оценки, рекомендуются книги об Астрахани и Астраханском крае. Библиотекарь готовит выставку книг по теме. Используются фотографии и рисунки. Можно провести детскую фотовыставку. При желании учитель может разделить этот материал на два урока, особенно если класс слабый.

  

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн