Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Морфемика. Морфемы" (5 класс)

Submitted by Надежда Пантелеевна Герасимова on пн, 19/12/2011 - 20:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Герасимова Надежда Пантелеевна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ №23" города Энгельса Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

1.Познакомить с новым названием частей слова; показать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы;  совершенствовать умение находить составные части слов.

 2.В рамках технологии "Интеллект", выполнять упражнения по развитию памяти, воображения, мышления.

 3. Воспитывать самостоятельность, чувство уважения по отношению к друг другу.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

 

Компьютер, классная доска, интерактивная доска,  мультимедийный проектор, слайдовая презентация, учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженской,  М.Т.Баранова и др., рабочая тетрадь.

Программное обеспечение: - MicrosoftOffice2003; PowerPoint;

    Дидактические материалы : карточки. 

Краткое описание: 
Познакомить с новым названием частей слова; показать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.

 

I.- Дорогие ребята, мы продолжаем свой путь по планете Знаний. Сегодня у нас будет морское путешествие прямо к острову… Но я не скажу вам его название, это пока тайна. А сейчас надо сделать записи в судовые журналы - в наши тетради. Запишем: "Пятнадцатое января. Классная работа". На планете Знаний много государств, и одно из них - удивительная страна Лингвистика. За прошедшие полгода мы побывали во многих областях этой страны. Давайте вспомним некоторые из них:

 

ВОПРОСЫ:

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)

Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексикология)

Раздел науки о языке, изучающий правописание слов. (Орфография).

 

- Но написание не всех слов можно объяснить правилами. Некоторые слова мы просто запоминаем. Ребята, подумайте, как же лучше их запомнить? ( Несколько раз написать слово, проговорить, придумать ассоциацию). Сейчас мы проведём небольшую орфографическую разминку. Используя ассоциации, мы будем развивать память и воображение. Мы уже работали с вами в этом направлении, у кого-то получалось замечательно, у кого-то не очень, мы ещё только учимся. Запоминая слово, надо представить какой-то образ, а потом, когда будете слово писать, этот образ представить. Поучимся, как это можно сделать.

 

II.Презентация 1. «Словарь. 5 класс». Проговаривание словарных слов, объяснение лексического значения.

2. Проверка домашнего задания (создание учащимися ассоциативного орфографического словаря).

3. Чтение всех этих слов, записанных на доске. Затем слова закрыть.

4. Запись слов в тетрадях в той же очерёдности. Подсчёт правильно записанных слов.

 

III. - Продолжим наше путешествие. И - в путь!

 

Презентация 2. « Морфемика».Слайд 1.

 

- Смотрите, перед нами остров.

 

- Как называется этот остров? (Морфемика).

 

- Морфемика! Какое красивое название! Мы непременно должны узнать, что оно означает!

 

-В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).

 

СЛАЙД 2. ( Условные обозначения морфем).

 

- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.

 

Над условными обозначениями появляется слово  МОРФЕМЫ.

 

Объявление цели урока:

 

СЛАЙД  3.

 

Друзья! Задача наша такова –

Откроем, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

 

- А теперь выполним следующее задание. Прочитайте стихотворение А. Косоговского и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова.

 

СЛАЙД 4.

 

Та часть слова, что изменяется,

………………называется,

Остальную же часть слова

Именуем мы……………..

 

……………слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят ………….власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

 

За корнем …………….

Обогрел местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

 

Река большая

Превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

 

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – ……………….

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

 

- Скажите,  как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика). .

 

Сформулируем тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).

 

 - А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)

 

СЛАЙД 5.

 

Задание.

 

- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение.

 

Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания. Сделайте морфологический разбор прилагательного " удивительное".

 

(Красота – удивительное явление нашей жизни.)

 

- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова).

 

Задание. Работа с учебником.

 

- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 368).

 

Проверка.

 

Физкульминутка.

 

- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”

 

- Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?

 

СЛАЙД  6.

 

Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.

 

- А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.

 

Задание.

 

Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.)

 

Проверка.

- Что же обозначает суффикс в этих словах?

 

СЛАЙД  7.

 

Задание. Упражнение 1 устно

 

Прибежал, колосок, огородник, волосок, колхозник, прицепил.

 

Прочитайте слова. Объедините их попарно.

 

СЛАЙД  8.

 

Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.

 

- Какое значение имеет морфема при-?

 

СЛАЙД  9.

 

Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.

 

- Кто расскажет о последней паре слов?

 

СЛАЙД  10.

 

Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.

 

- Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).

 

- Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.

 

СЛАЙД 11.

 

Например, с корнем -лес- с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т. д.

 

Задание.

 

За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод - при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.

 

IV. - А теперь выполним упражнение на развитие долговременной памяти и мышления. Перед вами листочки  с уже известным нам стихотворением. Поразмышляйте, вспомните, какие слова надо написать на месте пропуска.

 

V. Итог урока.

 

- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?

 

- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.

 

СЛАЙД 12.

 

Загадка.

 

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

 

- Запишите в тетрадь слова оценка, графически обозначьте морфемы.

Выставление оценок. Запись домашнего задания.

 

СЛАЙД  13.

 

    

 

 

 

Домашнее задание ( на выбор)

 

1. Неосложнённое списывание                       Задание:

Молвил слон, подставив бок:                              1. Найти и подчеркнуть однокоренные

– Прислонись ко мне, сынок.                                слова.

Прислонясь к слону, слонёнок                            2. Сделать морфемный разбор слов

Отдохнул, набрал силёнок,                                    " слону", " слонёнок".

И задолго до луны

Дальше двинулись слоны.

                        ( Я. Козловский)

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

2. Осложнённое списывание                           Задание:

Чести зол…то не купит.                                     1. Найти и подчеркнуть однокоренные

Чес…ный чести не уступит:                                 слова.

Честь нужна ему, как свет.                                  2. Сделать морфемный разбор слов

Ра…пр…дать её бесчес…ный,                           "золото", "бесчестный".

Но, как всякому извес…но,

У бесчес…ных чести нет.

Прикрепленный файл Size
Морфемика.ppt 1.33 MB

»  Tags for document:

Фото пользователя Вера Ивановна Клёнова

На: "Морфемика. Морфемы" (5 класс)


Спасибо за разработку,помогла на уроке.Желаю дальнейших творческих успехов!



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн