Submitted by Надежда Пантелеевна Герасимова on пн, 19/12/2011 - 20:09
I.- Дорогие ребята, мы продолжаем свой путь по планете Знаний. Сегодня у нас будет морское путешествие прямо к острову… Но я не скажу вам его название, это пока тайна. А сейчас надо сделать записи в судовые журналы - в наши тетради. Запишем: "Пятнадцатое января. Классная работа". На планете Знаний много государств, и одно из них - удивительная страна Лингвистика. За прошедшие полгода мы побывали во многих областях этой страны. Давайте вспомним некоторые из них:
ВОПРОСЫ:
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексикология)
Раздел науки о языке, изучающий правописание слов. (Орфография).
- Но написание не всех слов можно объяснить правилами. Некоторые слова мы просто запоминаем. Ребята, подумайте, как же лучше их запомнить? ( Несколько раз написать слово, проговорить, придумать ассоциацию). Сейчас мы проведём небольшую орфографическую разминку. Используя ассоциации, мы будем развивать память и воображение. Мы уже работали с вами в этом направлении, у кого-то получалось замечательно, у кого-то не очень, мы ещё только учимся. Запоминая слово, надо представить какой-то образ, а потом, когда будете слово писать, этот образ представить. Поучимся, как это можно сделать.
3. Чтение всех этих слов, записанных на доске. Затем слова закрыть.
4. Запись слов в тетрадях в той же очерёдности. Подсчёт правильно записанных слов.
III. - Продолжим наше путешествие. И - в путь!
Презентация 2. « Морфемика».Слайд 1.
- Смотрите, перед нами остров.
- Как называется этот остров? (Морфемика).
- Морфемика! Какое красивое название! Мы непременно должны узнать, что оно означает!
-В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).
СЛАЙД 2. ( Условные обозначения морфем).
- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.
Над условными обозначениями появляется слово МОРФЕМЫ.
Объявление цели урока:
СЛАЙД 3.
Друзья! Задача наша такова –
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
- А теперь выполним следующее задание. Прочитайте стихотворение А. Косоговского и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова.
СЛАЙД 4.
Та часть слова, что изменяется,
………………называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы……………..
……………слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят ………….власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем …………….
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – ……………….
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
- Скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика). .
Сформулируем тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).
- А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)
СЛАЙД 5.
Задание.
- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение.
Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания. Сделайте морфологический разбор прилагательного " удивительное".
(Красота – удивительное явление нашей жизни.)
- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова).
Задание. Работа с учебником.
- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 368).
Проверка.
Физкульминутка.
- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”
- Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?
СЛАЙД 6.
Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.
- А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.
Задание.
Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.)
Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.
- Какое значение имеет морфема при-?
СЛАЙД 9.
Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.
- Кто расскажет о последней паре слов?
СЛАЙД 10.
Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.
- Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).
- Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.
СЛАЙД 11.
Например, с корнем -лес- с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т. д.
Задание.
За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод - при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.
IV. - А теперь выполним упражнение на развитие долговременной памяти и мышления. Перед вами листочки с уже известным нам стихотворением. Поразмышляйте, вспомните, какие слова надо написать на месте пропуска.
V. Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?
- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.
СЛАЙД 12.
Загадка.
Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)
- Запишите в тетрадь слова оценка, графически обозначьте морфемы.
Выставление оценок. Запись домашнего задания.
СЛАЙД 13.
Домашнее задание ( на выбор)
1. Неосложнённое списывание Задание:
Молвил слон, подставив бок: 1. Найти и подчеркнуть однокоренные
– Прислонись ко мне, сынок. слова.
Прислонясь к слону, слонёнок 2. Сделать морфемный разбор слов
На: "Морфемика. Морфемы" (5 класс)
Спасибо за разработку,помогла на уроке.Желаю дальнейших творческих успехов!