Submitted by Лариса Александровна Поддубная on вс, 18/12/2011 - 21:10
Открытый урок в 5 классе.
Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием».
Цели:
обучить умению различать чередующиеся гласные от гласных проверяемых и непроверяемых ;
обучить выбору чередующихся гласных в корне;
выработать навык выбора данной орфограммы.
Ход урока.
1.Оргмомент и вступительное слово учителя.
Мы продолжаем путешествие по стране «Морфология», знакомимся со страной Глагол. Многое об этой стране уже знаем: общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль. Сегодня познакомимся с правописанием чередующихся гласных в этой части речи. Прежде чем приступить к этому, настроимся на работу. (слайд «Релаксация»).
2.Объявление темы и цели урока.
Тема нашего урока «Буквы е-и в корнях с чередованием». Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться? (Ответы обучающихся).Да, ребята, сегодня мы должны познакомиться с условиями выбора чередующихся гласных е-и в корне и научиться правильно писать слова с этой орфограммой.
3. Повторение ранее изученного и подготовка к восприятию нового материала.
-Изучим очередную орфограмму. А что такое орфограмма?
-В каком разделе изучаются орфограммы?
-В какой морфеме данная орфограмма?
-Какие корни с чередующимися гласными вы уже знаете?
-Что является условиями выбора изученных орфограмм? Вспомните правила с примерами.
-Что ещё нужно знать, чтобы не перепутать чередующиеся гласные с проверяемыми и непроверяемыми гласными?
4.Распределительный диктант (предлагаемые слова с пропущенными буквами необходимо записать в одну из колонок в зависимости от гласной в корне). 2 ученика работают у доски, остальные на местах. После выполнения задания осуществляется взаимопроверка.
-Отгадайте загадку, найдите в ней слово с чередующейся гласной в корне, выпишите его и обозначьте орфограмму.
1)Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
2)Летит орлица по синему небу: крылья раскрывает, солнышко застилает.
3)Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло.
4)Белый Тихон с неба спихан. Где пробегает – ковром устилает.
11.Работа по развитию речи. Конструирование предложения(из предлагаемых предложений выписать соответствующий член предложения, составить из них новое предложение и продолжить соответственно схеме: для 1 варианта –осложнить однородными членами предложения, для 2 варианта- составить сложное предложение).
2)Перед нами расстилается безбрежное море. (найти сказуемое)
3)Гладкое лицо мальчика сморщилось от боли. (найти определение)
4)Справо на стене висело маленькое зеркало.(найти подлежащее)
5)Мы расположились на берегу прозрачного озера.(найти дополнение)
12.Четвёртое лишнее (найти лишнее слово в строке, объяснить, почему оно лишнее).
1) ум…реть, отп…реть, пол…ететь, сж…гать.
2) выб…рать, раст…реть, пос…лить, зад…рать.
13.Подведение итогов.
-Над какой темой мы работали?
-Что нового вы узнали? Для чего эти знания вам пригодятся?
-Что является условием выбора изученной орфограммы?
14.Домашнее задание ( на выбор):
1)Стр.256-257, упр.654.
2)Составить рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне.
Пример рассказа.
Жил-был пятиклассник Саша. Он очень не любил уроки русского языка, особенно ему не нравилось писать слова с чередующимися гласными в корне.
Однажды мальчику приснился странный сон. Саша оказался среди высокорастущих зарослей елей. Острые иглы деревьев больно кололи мальчика.
Загорался восток. Лучи солнца коснулись вершин зарослей. Саша увидел небольшую полянку, на которой росла земляника, и принялся ее собирать. «Соберу ягоды, съем их и буду искать дорогу домой», — подумал мальчик. Вскоре он нашел узкую тропинку, которую пересекала глубокая яма. Саша подумал: «Как же мне быть?» И вдруг он услышал чей-то голос: «Ты переберёшься через яму, если правильно объяснишь правописание слова «переберёшься». Мальчик стал вспоминать правила написания чередующихся гласных в корнях. И когда он сказал, что в корне нужно писать букву Е, смог перебраться на другую сторону.
Саша проснулся, вспомнил свой сон и решил, что теперь он будет добросовестно учить правила.
15.Рефлексия.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок мне показался коротким / длинным, интересным/ скучным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным, интересным / неинтересным