Методические рекомендации к проведению учебных экскурсий по химии
Submitted by Наталья Александровна Дубская on чт, 15/12/2011 - 19:41
Методические рекомендации
к проведению учебных экскурсий по химии
1. Введение
Учебные экскурсии на химические предприятия и другие объекты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий — дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанное и с выездом школьников в областной центр и даже в другие регионы страны. Это не означает, что экскурсию следует рассматривать как дополнительное мероприятие, оторванное от урока. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок в условиях производства. Именно поэтому в объяснительной записке к программе указано, что учебные экскурсии следует проводить за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса. Опыт показывает, что учителя химии обычно проводят 1—2 экскурсии в год. При этом объект, содержание и методы проведения экскурсии определяются не всегда достаточно рационально. Рекомендуется проводить не менее одной экскурсии за учебный год в VIII— IXклассах (продолжительность 2 ч) и не менее двух в X— XIклсссах.
2. Выбор объекта экскурсии
Каждая из производственных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки как учителя, так и учащихся.
Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. В этом учителю может помочь следующий перечень (см. таблицу, с. 6).
С учетом программных требований и производственного окружения школы учитель еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий. При этом он стремится к тому, чтобы каждый учащийся в период изучения химии посетил как промышленные предприятия различного профиля, так и сельскохозяйственные и другие объекты, для работы на которых необходимо знание химии.
Понятно, что проведение всех этих экскурсий невозможно, так как предприятия, включенные в перечень, не могут быть расположены вблизи школы. Учитель может провести учебные экскурсии лишь на те объекты, которые будут практически доступны.
Отсутствие вблизи школы химических производств, что типично для сельских школ, не означает, что проведение экскурсий по химии невозможно.
Учебные экскурсии можно проводить и на нехимические объекты при условии, что на них осуществляются операции, связанные с химическими процессами. Такими объектами могут быть аптеки, пожарные депо, предприятия пищевой промышленности, текстильные фабрики и другие предприятия местной промышленности. Если на этих экскурсиях и нельзя изучать важнейшие химические производства, то учащиеся все же приобретут конкретные представления о практическом применении различных химических процессов, изучаемых в школьном курсе химии.
Вместе с тем следует помнить, что многие химические производства, на которых осуществляются сложные химические реакции, недоступные пониманию учащихся средней школы, являются неподходящими объектами для учебных экскурсий.
Выбирая предприятия для школьных учебных экскурсий, учитель должен руководствоваться следующими критериями: соответствие содержания экскурсии программе; доступность экскурсии для понимания учащимися; значимость данного промышленного объекта для народного хозяйства; уровень технологии и технической оснащенности, его соответствие современным требованиям; безопасность производства. Все это свидетельствует о том, что выбор объекта для учебной экскурсии по химии всякий раз должен происходить с учетом политехнической значимости объекта и познавательных возможностей учащихся.
2. Организационные вопросы подготовки экскурсий
Экскурсионная работа требует четкого планирования. Составляя план экскурсий, учитель должен, прежде всего определить время проведения каждой из них и отметить его в календарном плане изучения соответствующей темы. При этом следует учитывать, что экскурсиям по химии должно предшествовать изучение в классе соответствующего теоретического материала. На химических заводах не всегда можно увидеть внутреннее строение работающих аппаратов и непосредственно наблюдать за теми процессами, которые в них происходят. Чтобы практическое изучение производства было осознанным и дало ожидаемые результаты, учащимся необходимо иметь знания о принципах устройства важнейших аппаратов и сущности наблюдаемых процессов.
Изучение в классе химических производств должно происходить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производства, и сопровождаться использованием различных средств наглядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойствами, применением вещества, что позволит им оценить его народнохозяйственное значение, и лишь затем, т. е. в заключение изучаемой темы или раздела, следует рассматривать промышленный способ получения этого вещества.
Итак, наметив объекты, составив план экскурсий на данный учебный год и определив ориентировочно время проведения каждой из них, учитель должен сам тщательно изучить те производства, которые он включил в план. Для этого он рассматривает теоретический материал по теме экскурсии, используя специальную литературу. Кроме того, необходимо, чтобы учитель, прежде всего сам предварительно побывал на предприятии, на которое планируется экскурсия. Существенную помощь учителям в этой работе оказывают кабинеты химии областных (городских) институтов усовершенствования учителей и методические кабинеты отделов народного образования, которые систематически в период курсовой переподготовки организуют для учителей химии производственные экскурсии.
Далее учитель намечает цель экскурсии и определяет объем знаний, которые должны получить учащиеся во время экскурсии. При этом следует учитывать содержание соответствующего учебного вопроса по действующей программе.
Маршрут экскурсии составляется таким образом, чтобы продолжительность экскурсии не превышала двух часов, не считая времени, потраченного на переход или проезд от школы до завода. Экскурсии, затянувшиеся по времени, слишком утомляют учащихся. Необходимо также предусмотреть безопасность маршрута и возможность перерыва для отдыха учащихся (через час после начала экскурсии).
При подготовке учебной экскурсии на производство особое внимание надо уделять безопасности учащихся. Проведение любой производственной экскурсии должно происходить только после того, как школьники ознакомятся с правилами техники безопасности, строго соблюдать которые во время экскурсии обязан каждый из них.
При предварительном посещении предприятия учитель должен заранее обсудить с экскурсоводом маршрут экскурсии, объем и характер разъяснений, необходимых по ходу экскурсии; выявить источники возможной опасности (железнодорожные переезды, подъемные краны, газоопасные места и др.), взять их под особый контроль. Чаще всего экскурсии проводят сотрудники предприятий. Привлечение инженерно-технических работников к проведению учебных экскурсий со школьниками желательно ввиду их высокой осведомленности в производственных вопросах. Однако следует помнить, что специалисты предприятия могут увлекаться техническими деталями, а это вызывает перегрузку учащихся второстепенным материалом. Чтобы этого не случилось, необходимо всякий раз ставить в известность экскурсовода о том, каков уровень подготовки учащихся и какие знания они должны приобрести во время экскурсии.
Практика показывает, что лучшими экскурсоводами являются сотрудники химических лабораторий предприятий. Они быстрее вводят учащихся в существо дела, не прибегают в своих объяснениях к подробностям узкотехнического направления, а придерживаются широкого научного плана, более умело знакомят учащихся с проблемами прикладной химии в данной отрасли, с теми научно-техническими задачами, которые призваны решать химическая лаборатория и все предприятие в целом, выпуская соответствующую химическую продукцию.
Руководящая роль на экскурсии должна принадлежать учителю. Если учитель заметил, что экскурсовод увлекся и излагает материал, не учитывая уровень подготовленности школьников, можно обратиться к нему с вопросами, которые напомнят экскурсоводу о теме, что не позволит превратить экскурсию в лекцию на предприятии. Учитель должен обратить внимание экскурсовода на го, чтобы во время объяснения устройства аппаратов он не поворачивался спиной к учащимся, как это часто бывает у недостаточно опытных экскурсоводов. Следует помнить, что в производственных экскурсиях всегда остро встает проблема слышимости. Пользование электромегафоном чаще всего нецелесообразно: это лишь усиливает шум в цехе. Еще бесполезнее пытаться перекричать шум действующего оборудования. Самое лучшее в таких случаях — изложить материал перед входом в шумный цех или участок, а на месте давать лишь краткие, самые необходимые пояснения. Отвечать на вопросы следует уже по выходе из цеха.
Если учитель хорошо знает данное производство, то лучше ему самому проводить экскурсию, используя помощь инженерно-технических работников, сопровождающих экскурсию.
Экскурсия как особая форма организации учебного процесса требует специальной и довольно основательной предварительной подготовки учащихся. От этого зависит весь ее результат. Опытный учитель на протяжении целого ряда уроков фиксирует внимание учащихся на материале, который в той или иной мере связан с предстоящей экскурсией. Накануне же самой экскурсии во время специального вводного занятия в классе учитель проводит следующую работу: а) объясняет учащимся цель экскурсии; б) знакомит в общих чертах с объектом; в) сообщает учащимся знания, необходимые для понимания экскурсионного материала; г) демонстрирует чертежи и рисунки, облегчающие наблюдение и изучение аппаратов и процессов; д) знакомит с планом экскурсии; е) сообщает учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии, делит класс на группы, каждая из которых получает конкретное задание. Учитель указывает, на что именно, кроме общего осмотра всего объекта, следует обратить особое внимание, что зарисовать, записать, основываясь на документальном материале (история завода, люди, планы, место в отрасли), кому на производстве следует взять образцы сырья, полупродуктов, готовой продукции и для этой цели изготовить и взять с собой посуду с чистыми этикетками, полиэтиленовые мешочки и т. д. Учитель называет также темы сообщений по материалам экскурсии и рекомендует дополнительную литературу по теме экскурсии.
На вводном занятии учитель разъясняет правила техники без опасности, но это не означает, что учащихся нужно загружать изучением всех правил. Они прежде всего должны усвоить их главное содержание. Учащиеся обязательно должны знать следующие правила поведения: на пятна жидкостей, разлитых на полу, не наступать; аппараты и сосуды не трогать; образцы без разрешения начальника цеха или мастера не брать.
Вся подготовительная работа должна строиться так, чтобы вы звать у учащихся интерес к экскурсии. Четкие указания о том, на что следует обратить внимание, предупреждают расплывчатость и бессодержательность наблюдений, обеспечивают избирательность и способствуют установлению логических связей между самыми важными производственными явлениями. План экскурсий по этапам, указания о наблюдениях и вопросы, которые следует выяснить, учащиеся записывают в тетради, оставляя под каждым вопросом место для записей во время экскурсии.
Значительно проще подготовить экскурсию в заводской музей, ПТУ, где имеются аппараты-тренажеры, в Дом техники, где есть действующие модели и макеты заводских установок. Для проведения подобных экскурсий также необходима тщательная подготовка. На последнем перед экскурсией уроке учитель систематизирует знания о химических реакциях, лежащие в основе данного производства, дает подробные инструкции для изучения в музее макета или модели заводской установки. Объяснение возле экспонатов может проводить и сотрудник музея, и учитель. Хотя впечатление от экскурсии в музей беднее и результаты ее значительно менее эффективны, все же и такая экскурсия имеет познавательное значение и расширяет кругозор учащихся.
Менее богаты впечатлениями экскурсии на склад минеральных удобрений (IXкласс) или в красильный цех текстильной фабрики (XIкласс). Но они тоже дают возможность учащимся увидеть определенный участок производства, где химические процессы имеют большое значение, увидеть труд взрослых, познакомиться с различными профессиями, связанными с применением знаний по химии.
3. Метапредметные экскурсии
Учебные экскурсии подразделяются на тематические и метапредметные.
На тематических экскурсиях учащиеся знакомятся с конкретными производствами, например с производством серной кислоты или синтетического аммиака, используя знания, получаемые на уроках химии. На комплексных экскурсиях учащиеся изучают природные или производственные объекты, используя знания различных учебных предметов (химии, физики, географии и др.).
Учебные производственные экскурсии по химии целесообразнее проводить как комплексные. Такие экскурсии позволяют экономить учебное время учащихся. Они проводятся совместно учителями 2—3 предметов на одно предприятие. Перед учителями раскрываются большие возможности для осуществления метапредметных связей химии с физикой, биологией, географией, историей и другими предметами. В результате учащиеся глубоко понимают устройство и действие различных аппаратов, ход технологического процесса и получают, таким образом, разностороннее представление о производстве, усваивают его научные основы с разных точек зрения, что способствует успешному формированию общих для различных наук понятий и на этой основе лучшему усвоению общих научных закономерностей. А это, как известно, имеет важное значение для формирования у учащихся единой научной картины мира, элементов диалектико-материалистического мировоззрения. Межпредметный подход к проведению экскурсий важен еще и потому, что хотя современное производство и подразделяют на ряд главных отраслей (энергетическое, механическое, химическое, сельскохозяйственное и др.), но на практике все отрасли производства теснейшим образом связаны между собой.
Так как между физическими и химическими процессами наблюдается тесная связь, производственные экскурсии чаще всего проводятся как комплексные по химии и физике. Например, экскурсия на машиностроительный завод может быть проведена при изучении на уроке химии металлов и металлургии, а на уроках физики — электрического тока. При наблюдении на заводе за работой вагранки учащиеся знакомятся с составом шихты и процессами, происходящими в вагранке, привлекая материал по химии, и в то же время узнают о том, как определяется температура выпускаемого из вагранки чугуна с помощью оптического пирометра, с устройством которого они познакомились на уроках физики. В отделе термической обработки металлов учащиеся на практике знакомятся с закалкой и отпуском стали, т. е. с теми вопросами, которые изучали на уроках химии. Термическая обработка производится с целью придания определенных механических свойств металлам; учащиеся наблюдают, как на специальном приборе испытывается твердость деталей. Для разбора этого процесса используют знания по физике. Подобные примеры связи химии с физикой (и другими предметами) на различных производствах приводятся в разделе IIданного пособия, где представлена методика целого ряда комплексных экскурсий.
4. Проведение экскурсий
Тщательная подготовка учащихся в классе к предстоящей экскурсии— необходимое, но еще недостаточное условие для ее успешного проведения. Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута и учащиеся при посещении предприятия приобрели новые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии. Прежде всего следует разработать ее план, который может быть следующим:
1. Краткая характеристика данного производства в целом (история возникновения, развитие за годы Советской власти, задачи производства и перспективы дальнейшего развития).
2. Продукт производства, его народнохозяйственное значение.
3. Сырье и его подготовка.
4. Химические реакции, лежащие в основе переработки сырья в готовый продукт, условия их протекания и управление ими.
5. Деление производственного процесса на стадии.
6. Важнейшие аппараты, в которых происходят технологические процессы каждой отдельной стадии, их устройство и принцип действия.
7. Общие научные принципы химического производства, осуществляемые при получении данного продукта.
8. Массовые рабочие профессии химического профиля, краткая характеристика основных трудовых функций работников, психофизиологические требования, предъявляемые к работнику данной профессии.
9. Научно-технический прогресс в данной отрасли. Передовики производства и их роль в повышении эффективности производства и качества вырабатываемой продукции.
Безусловно, этот план является ориентировочным. Ознакомление с производством может быть более или менее полным в зависимости от объекта экскурсии. Нет необходимости подробно знакомить учащихся со всеми участками производства, поскольку это вызовет их перегрузку. Поэтому в предложенном плане допускаются коррективы в зависимости от объекта экскурсии; при этом следует учитывать программные требования, предъявляемые к изучению данного производства. В ряде случаев первый пункт плана можно перенести в конец.
Методика проведения экскурсии во многом зависит от того, можно ли на данном предприятии давать подробные разъяснения возле самих аппаратов или необходимо предварительно рассказать и лишь затем показать. В любом случае следует предложить экскурсоводу до начала экскурсии провести с учащимися краткую вводную беседу (15—20 мин), в которой он может рассказать об истории предприятия, о свойствах выпускаемого продукта, познакомить вкратце с общей технологической схемой производства, напомнить правила по технике безопасности на территории завода.
Вводную беседу, чтобы не отвлекать внимание учащихся, лучше проводить в помещении, например в музее предприятия или техническом кабинете. Местом проведения вводной беседы могут быть и клуб предприятия, учебная аудитория, если только они снабжены нужными иллюстрациями, схемами, макетами, моделями и прочими наглядными пособиями.
Для проведения экскурсии класс делится на две группы, по 15—20 человек. Каждая группа посещает предприятие отдельно или одновременно. В этом случае одну группу ведет работник предприятия, а другую — учитель. В начале и в конце экскурсии обязательно следует проверить учащихся по списку и осведомиться об их самочувствии. Учащихся предупреждают, что во время экскурсии нельзя отходить от группы, задерживаться возле отдельных аппаратов, особенно в химических цехах, так как в аппаратах, работающих под давлением, возможна утечка продуктов, вредно действующих на организм человека. Соблюдение всех предупредительных мер позволит избежать несчастных случаев во время экскурсий.
При осмотре объекта учащимся следует расположиться полукругом в два ряда на некотором расстоянии от экскурсовода.
Учебная производственная экскурсия строится на сочетании рассказа с показом. После напоминания о технике безопасности начинается более подробное ознакомление по схеме с важнейшими технологическими узлами всех стадий производства от исходного сырья до готового продукта. При этом учащимся вначале показывают действующий объект в целом, после чего экскурсовод переходит к разбору частных вопросов. Тем самым определяется логика его рассказа, касающегося сначала самого объекта, а затем его функций, назначения и т. д.
Переход при объяснении от одного вопроса к другому должен быть логичным, отражать переход от одной стадии производства к последующей в полном соответствии с технологическими процессами. После разбора некоторых вопросов в зависимости от их содержания и значения могут быть сделаны частные выводы. Так, находясь в машинном зале кислородного цеха, где установлено множество агрегатов и почти отсутствует обслуживающий персонал, или показывая установку синтеза аммиака, оснащенную контрольно-измерительными приборами, показания которых передаются на общий щит управления и там регистрируются, следует обратить внимание учащихся на автоматизацию контроля и управления процессом синтеза. Благодаря этому удается устойчиво поддерживать заданный режим, повышать выход продукта и производительность аппаратов, увеличивать производительность труда. Надо напомнить школьникам о значении технического прогресса, о задачах дальнейшей автоматизации производства.
Во время экскурсии внимание учащихся обращают на следующие особенности современного химического производства: а) непрерывность процессов, автоматизация работы каждого аппарата и согласованность действий всех аппаратов изучаемой установки; б) незначительное число людей, обслуживающих аппараты, и повышенная квалификация работников; в) роль общезаводских и цеховых лабораторий в осуществлении физико-химического контроля над производством.
В плане идейно-политического воспитания учащихся отмечают перспективы развития предприятий: непрерывный рост производства, расширение заводских помещений, оснащение их более современными аппаратами и машинами, улучшение условий труда рабочих и охрана их здоровья.
Учащихся при проведении учебной производственной экскурсии необходимо познакомить с основными профессиями данного производства. Школьники должны увидеть работу представителей ведущих профессий химических производств — операторов, аппаратчиков, лаборантов, мастеров цеха и инженеров. Так, в доменном цехе необходимо рассказать о работе горнового и его подручных, дать представление об их труде, рассказать об их обязанностях,
В конвертерном цехе учащихся следует познакомить с работой сталевара, с его основными трудовыми обязанностями. При этом важно показать значение химического образования в овладении специальностью, повышении квалификации, рационализации производственных процессов, повышении производительности труда, использовании оборудования на полную производственную мощность. Если экскурсовод показывает агрегат, у которого работает новатор производства, то следует обратить внимание ребят на приемы его работы, подготовку рабочего места, объяснить сущность внедренные им рационализаторских предложений. Можно заранее договориться с одним из передовых кадровых рабочих, чтобы он сам рассказал учащимся во время экскурсии о своей работе, показал приемы выполнения отдельных производственных операций, подчеркнул особую важность химических знаний в овладении профессией.
В связи с тем что большинство аппаратов на химических предприятиях закрыты, учащиеся вынуждены наблюдать лишь их внешний вид. Поэтому если представляется возможность осмотра во время экскурсии аппаратов, остановленных на ремонт, то следует дать учащимся рассмотреть внутреннее устройство аппарата.
Не следует забывать и о посещении химической лаборатории предприятия. Возможно, не вся работа лаборатории будет понятной учащимся; потому не надо стремиться объяснять все химические реакции, проводимые там в процессе анализов. Но назначение лаборатории, основные виды работ, роль в определении состава и качества сырья, в контроле готовой продукции, а также в установлении технологического режима действия аппаратов должны быть разъяснены школьникам. Знакомство с работой лаборатории убеждает учащихся в значимости химических знаний для успехов производства, поэтому они будут более серьезно относиться к изучению предмета.
В завершение экскурсии проводится краткая заключительная беседа, во время которой экскурсовод отвечает на вопросы учащихся и учителя, знакомит их с планом и перспективами развития производства, отмечает значение данной отрасли промышленности в народном хозяйстве и конкретное значение данного завода. При этом большой эффект дает метод сравнения. Например, можно сравнить наиболее значимые для раскрытия темы производственные показатели одного и того же объекта или нескольких объектов между собой. Следует помнить, что цифровые данные, используемые при показе достижений промышленности, отбирать надо вдумчиво: только те, которые действительно необходимы.
В процессе заключительной беседы, если об этом не говорилось в вводной части, следует рассказать учащимся о смежных предприятиях, с которыми связан данный завод непосредственно (поставщики сырья, потребители продукции); отметить, какие меры принимаются на заводе по охране труда и окружающей среды, по рациональному использованию водных ресурсов и отходов производства.
После краткого обобщения содержания экскурсии учащиеся получают ответы на вопросы. Затем экскурсовод может и сам предложить школьникам несколько вопросов с тем, чтобы убедиться, поняли ли они самое главное из того, что наблюдали в процессе экскурсии, особенно то, что не является предметом изучения в школе. Дополнительные вопросы учащимся может поставить и учитель.
5. Подведение итогов экскурсии
Заключительная беседа экскурсовода не завершает подведение итогов экскурсии. Знания, приобретенные учащимися на производственной экскурсии, требуют систематизации, развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалами экскурсии.
К первому после экскурсии уроку химии, пока еще свежи в памяти впечатления, учащиеся должны оформить свои записи, сделанные по ходу экскурсии, и подготовиться по ним отвечать.
На итоговом уроке проводится обобщающая беседа, первый этап которой строится в основном по тому же плану, что и экскурсия. На подготовительном к экскурсии уроке учитель рассказал учащимся о том, что они увидят на производстве, на что им следует обратить внимание, проверяя при этом знания химических основ того производства, которое является объектом предстоящей экскурсии. На итоговом уроке рассказывают о производстве преимущественно сами учащиеся, а учитель лишь направляет беседу постановкой вопросов, делает необходимые уточнения, дополнения и обобщения. Обсуждаются вопросы из числа тех, которые были даны на подготовительном уроке перед экскурсией; опрашивать при этом следует учащихся всего класса независимо от того, в состав какой группы они входили.
Подводя итоги экскурсии, учитель проверяет: а) знание сырья, используемого на предприятии, получаемого продукта, основной аппаратуры, принципов ее устройства и работы; б) понимание важнейших химических процессов, условий их осуществления и способов управления ими; в) знание основных трудовых функций работников ведущих профессий химических производств.
Чтобы приучить учащихся во время экскурсии внимательно наблюдать, следует проверять степень усвоения преимущественно экскурсионного материала. Поэтому вопросы надо формулировать так, чтобы учащиеся рассказывали обо всем, что они увидели, что узнали, в той последовательности, в какой проходила экскурсия.
При этом важно, чтобы ответы представляли собой подробный и связный рассказ. Например, подводя итоги экскурсии, можно обсудить следующие вопросы: 1. Почему необходима очистка печного газа на сернокислотном заводе и как она осуществляется? 2. Расскажите об устройстве и работе доменной печи. 3. Какие научные принципы современного производства используются на мыловаренном заводе? И др. Учащихся следует ориентировать на то, чтобы их ответы строились преимущественно на том материале, который они непосредственно увидели на производстве, и иллюстрировались наглядными пособиями: таблицами, схемами, коллекциями, собственными схематическими зарисовками отдельных объектов.
Перед экскурсией учитель не имеет возможности останавливаться на деталях производства; поэтому в данном случае будет целесообразно ставить перед учащимися такие дополнительные вопросы, ответы на которые должны быть конкретными. Например, после экскурсии на стекольный завод можно опрашивать учащихся по следующим вопросам: 1. В чем заключается подготовка песка, извести и соды к варке стекла? 2. Расскажите о принципе действия дробилки известняка, сушильной печи. 3. Как часто и с помощью каких устройств осуществляется загрузка исходных материалов в ванную печь? 4. Какие добавки применяют, чтобы придать стеклу те или иные свойства? 5. Как осуществляется ручное изготовление стеклянных изделий? 6. Какие операции выполняет машина автоматического производства продукции? 7. Как контролируется температура в различных местах ванной печи и какими способами она регулируется? Такие вопросы дают возможность проверить, все ли учащиеся умеют проводить наблюдения, могут ли составить при этом целостное и полное представление о производстве, позволяют конкретизировать знания.
Целью второго этапа обобщающей беседы, проводимой на итоговом уроке, является анализ фактического материала, связь его с ранее изученным и выявление общего в химических производствах. Это возможно в тех случаях, когда учащиеся уже посетили одно или несколько предприятий и в классе изучили несколько отдельных производств. Для обсуждения можно предложить вопросы о том, какие аппараты, машины, печи из тех, которые видели учащиеся на данной экскурсии, уже встречались им во время посещения других производств или при изучении в классе. В зависимости от того, на каком этапе изучения химии находятся школьники и какова их предшествующая подготовка, они могут выявить целый ряд аппаратов, имеющих общее устройство. Например: ванные печи и регенераторы в стекольном и мартеновском производстве; промывные и поглотительные башни в производстве различных кислот; газоочистные сооружения в сернокислотном и металлургическом производстве; цилиндрические вращающиеся печи в цементном, суперфосфатном, содовом и многих других производствах; реакторы и автоклавы различных типов в гидролизном, гидрогенизационном, анилинокрасочном, мыловаренном и других производствах, а также часто встречающиеся в химическом производстве теплообменники, фильтр-прессы, транспортеры, дробилки, компрессоры. Понимание устройства и принципов действия аппаратов важно для политехнического образования и подготовки школьников к труду в сфере материального производства.
В этом случае можно разобрать следующие вопросы: 1. Какие общие черты можно отметить в работе реакторов сернокислотного, аммиачного, доменного производств? Чем различаются они между собой? 2. В чем, по-вашему мнению, заключаются сходство и отличие в технологической схеме синтеза аммиака и производства этилового спирта гидратацией этилена?
Экскурсионный материал учителю следует дополнить тем материалом, который нецелесообразно было объяснять на предприятии, чтобы не удлинять экскурсию. Если в процессе экскурсии не были выявлены общие принципы современного производства, а учащиеся знакомы с этим материалом по предыдущим урокам, соответствующее обобщение можно провести в процессе разбора ответов на вопросы учителя. Если эти вопросы вызывают затруднения у учащихся, то учителю самому следует выявить общие принципы производства после того, как основные фактические сведения о производстве будут повторены в классе. Освещая тот или иной принцип, непременно следует сопоставлять те производства, где использование данного принципа достаточно ярко проявляется.
На протяжении всего итогового урока перед глазами учащихся должны быть общая технологическая схема производства, модели, макеты или схемы отдельных аппаратов. Желательно, чтобы эти схемы были выполнены с максимальным приближением к тем объектам, которые учащиеся наблюдали. Можно провести просмотр кинофильма, кинофрагмента, диапозитивов.
Более сложным способом подведения итогов экскурсии является ученическая конференция. Ее следует проводить за счет учебного времени как урок-конференцию или во внеурочное время как внеклассное мероприятие.
Чтобы конференция прошла успешно, ее следует тщательно подготовить. Учащиеся составляют письменные рефераты, доклады на 5—7 мин, подбирают иллюстративный материал (общая схема производства, схемы, макеты, модели отдельных аппаратов, коллекция сырья, полупродуктов и готовой продукции). Учитель консультирует учащихся, рекомендует дополнительную литературу, учит с ней работать, проверяет содержание и оформление рефератов и иллюстрации к ним. Ко дню конференции можно выпустить стенгазету или бюллетень, а из иллюстративных материалов и письменных докладов подготовить выставку, отражающую результаты экскурсии. Подобная выставка материала, собранного во время экскурсии, будет не просто наглядной демонстрацией проделанной работы, но и одним из способов накопления учебных пособий для кабинета химии. Этот материал можно применить при изучении данной темы в следующем учебном году, а также использовать для составления и решения задач с производственным содержанием. Все это способствует более глубокому изучению последующего программного материала на политехнической основе.
Конференция обычно начинается кратким вступительным словом учителя. Затем с докладами выступают учащиеся. Они демонстрируют свои экспонаты, записывают формулы и уравнения на доске, используют и другие приемы для объяснения положений, которые освещаются в докладе. После каждого доклада учащиеся могут задать вопросы докладчику, внести поправки и дополнения. Желательно пригласить на конференцию представителя завода. Он может рассказать о перспективах развития данного производства, о характере труда, о значении общего химического и политехнического образования для овладения основными профессиями химических производств, для дальнейшего технического совершенствования производства. В заключение конференции учитель проводит обобщение рассмотренного материала.
Итоги экскурсии можно подвести и на специальном школьном вечере, пригласив на него специалистов завода, передовиков производства, родителей, представителей местных общественных организаций.
Поскольку подготовка к таким конференциям и вечерам требует от учащихся больших затрат времени, то конференции и вечера часто проводить не следует.
5. Методическая разработка итогового учебного занятия
Тема: «Русский фарфор – через века, в далекое завтра»
(урок- конференция, 9класс)
Предметы: химия, информатика
Форма: итоговая конференция (по экскурсии на фарфоровый завод в г.Сысерть) с применением информационных технологий
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о деятельности предприятий силикатной промышленности (на примере сысертского фарфорового завода)
Задачи:
Образовательная
Закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по деятельности сысертского фарфорового завода, основных технологических стадий и химических процессов, лежащих в основе производства фарфорового завода, а также с продукцией, выпускаемой данным предприятием (на примере промышленного предприятия Уральского региона)
Приобретение технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его как при моделировании объектов и процессов, так и при создании информационных продуктов
Воспитательная:
Продолжить формирование научного мировоззрения, при изучении технологических стадий производства фарфора
Продолжить формировать чувство гражданской ответственности за экологическое состояние родного края, используя краеведческий материал
Формирование системно-информационного подхода в воспитании гражданина с использование ИКТ компетентности
Развивающая: Продолжить развитие логического мышления учащихся, развитие умения устанавливать причинно – следственные связи, умения проводить наблюдения, на основе которых делать выводы и обобщения, работать с научной и научно – популярной литературой
Реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования программных продуктов.
2. Использование программного обеспечения: ОС WindowsXP и его стандартное приложение WindowsMovieMaker, WindowsMedia, MicrosoftPowerPoint, для оформления отдельных слайдов использовалась мощная графическая система AdobePhotoshop 6.0.
Карта уральского региона
I. Ориентировочно- мотивационный этап
Учитель: С фарфором все хорошо знакомы. Ведь, прежде всего это имеющаяся в каждом доме чашка и столовая посуда, вазы и статуэтки. Фарфор в наше время стал на столько массовый и общедоступный, что с трудом можно поверить, что когда-то он ценился на вес золота, и был предметом самой расточительной роскоши. Он практичен и красив, что не имеет пока конкурентов. Только стекло может сравниться в какой-то мере с фарфором. Но попробуйте представить, что на столе стоит стеклянный чайник. Это было бы странно и некрасиво. Бытовое стекло, и художественный хрусталь дополняют фарфор. Но они не соперники, а союзники.
Далее учитель озвучивает тему конференции.
Русский Фарфор - через века в далекое завтра
Затем проговаривает план конференции.
План:
1 История возникновения фарфора.
2 Производство фарфора на сысертском фарфоровом заводе.
а) Основные месторождения, состав и свойство сырья для производства фарфора.
б) Стадии производства фарфора.
в)Экологические проблемы, связанные с производством фарфора.
3. Близкое и далекое завтра фарфора. (Применение фарфора. Продукция Сысертского фарфорного завода.) (Фрагмент съемки фильма о производстве фарфора)
Анализируя план мероприятия, сформулируйте цели?
Ученики:Обобщить и расширить знания о производстве фарфора, его практической значимости в деятельности человека.
Операционно-исполнительский этап
Учитель: Мы побывали на экскурсии в городе Сысерь, посетили сысертский фарфоровый завод. Многим из вас были даны темы для подготовки к итоговому занятию. Кроме того, используя совершенные информационные технологии, каждый к своему сообщению должен был подготовить презентацию.
Ученик: С этого года, мы начали заниматься в творческой лаборатории информатизации изучая элективный курс «Основы Интернет-технологий» , которая учит использовать компьютер как средство для выполнения творческих работ , способствует формированию у каждого из вас веру в свои собственные силы, знания и талант, веру в культурное наследие своего народа, знание этой культуры и воспитание гражданина России.
Одним из последних результатов работы в творческой лаборатории стало создание презентации по материалам экскурсии на Сысертский фарфоровый завод, в которую включены видеофрагменты, снятые во время экскурсии.
Использование компьютера как средства для выполнения творческих работ способствует решению проблемы индивидуального развития каждого из нас. Информационные технологии пронизывают сейчас всю деловую жизнь современного общества.Поэтому идея создания данного проекта возникла в нашей школе, как жизненная необходимость использования принципа связи обучения с жизнью коллектива, как преподавателей, так и учащихся. Целью создания презентации было развитие познавательного интереса к истории возникновения фарфора в России, на Востоке и в Европе через стадии производства фарфора ,а также экологические проблемы, связанные с производством фарфора, воспитание уважения к деятельности человека в фарфоровой промышленности, к изделиям из фарфора, к их традициям и ценностям на основе эстетического воспитания.
Для создания презентации была использована программа MicrosoftPowerPoint. Для оформления отдельных слайдов использовалась мощная графическая система AdobePhotoshop6.0., анимационные эффекты, а также общие принципы композиции и культуры дизайна отдельных слайдов.
Каждый слайд является мультимедийным, т.к. иллюстрирован фотографиями, графикой, содержит ссылки на различные объекты. Большое внимание уделялось при работе также общему дизайну самой презентации и её стилевого оформления. Суть данной работы заключается в создании школьного цифрового ресурса, его реализации, размещения на школьном сайте. В ходе создания данного цифрового ресурса было использовано и обработано множество теоретического материала, взятого из различных источников: из книг, журналов, Интернет об истории создания и возникновения фарфора в России. Работа над ним будет продолжаться в дальнейшем, он постоянно будет обновляться новыми слайдами о развитии фарфоровой промышленности в нашей стране и её дальнейших достижениях.
Учитель:К какой отрасли, химической промышленности относятся производство фарфора?
Ученики:Силикатной промышленности, производства керамики( отрасль тонкой керамики.) (показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).
Учитель:Производство фарфоровых изделий начало развиваться на основе тысячелетней практики кустарного изготовления керамики. Какова история возникновения фарфора?
Ученики:Выступление учащихся по следующим темам:
“ Возникновение фарфора на Востоке”
“ Распространение фарфоровых изделий в Европе”
“ Русский Императорский фарфор” (показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).
Учитель:Любое химическое производство начинается с сырья. Какое сырье используется для производства фарфора. Об особенностях химического состава сырья, а так же месторождениях следующие выступления.
Ученики:Тема выступления: “ Состав, свойства и основные месторождения сырья для производства фарфора в России и Уральском регионе” (показ презентации «Русский фарфор- через века», работа с картой Уральского региона).
После выступления учитель предлагает уч-ся ответить на вопрос: Почему именно такой состав был отобран для приготовления фарфоровой массы.
Учитель:Переходим к обсуждению технологических процессов производство фарфора на примере сысертского фарфорого завода. В своих выступлениях учащиеся используют информационно-коммуникационные технологии на основе созданных ими цифровых образовательных ресурсов в виде презентаций и фрагментов фильмов, созданных учащимися к конференции.
Темы выступлений учащихся:
Деятельность цеха по подготовке сырьевых материалов
Формовка фарфоровой массы и сушки
IОбжиг фарфоровых изделий
Глазуровка
IIОбжиг фарфоровых изделий
Декорирование фарфоровых изделий и IIIобжиг.
Сортировка изделия
(показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).
После каждого выступления учителем задаются вопросы учащимся. Перечень вопросов:
С какой целью проводится обжиг?
Какие химические процессы протекают в результате обжига?
Какие новые физические свойства приобретают изделия после глазуровки и 2 обжига?
- Соответствует ли качеству сысертского фарфора необходимым требованиям, уступает ли по качеству европейскому и китайскому?
Учитель:Любое промышленное производство влияет на окружающую среду. С какими экономическими проблемами связано производство фарфора?
Ученики:Тема выступления «Экономические проблемы, связанные с производством фарфора”(показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).
Характеристика основных экономических проблем:
1.Нрушение экосистем при открытом способе добычи каолина
2. Выделение в атмосферу большого количества СО2
3. Соприкосновение человека с вредными веществами на производстве.
4. Шум.
После выступления учитель с учащимися обсуждают пути решения экологических проблем.
Ученики: Выступление по теме:
«Близкое и далекое завтра фарфора» ( Продукция сысертского фарфорового завода)
(показ фрагмента фильма о продукции Сысертского фарфорового завода)
III. Рефлексивно – оценочный этап урока
Учитель:Прежде чем увидеть великолепные предметы из фарфора, изделие должно пройти долгий путь. Подводя итоги давайте отметим, какие качества и свойства фарфора привлекают человека и используются в практической деятельности.
Ученики:Белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость.
Учитель:Реализованы ли цели мероприятия? Понравилась ли вам такая форма работы по изучению деятельности предприятия химической промышленности родного края?