Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации к проведению учебных экскурсий по химии

Submitted by Наталья Александровна Дубская on чт, 15/12/2011 - 19:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дубская Наталья Александровна, учитель химии
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ№45,г. Челябинска

Регион: 
Читинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Учебные экскурсии на химические предприятия и другие объ&shy;екты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных ка&shy;никул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий &mdash; дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанное и с выездом школьников в областной центр и даже в другие регионы страны. Это не означает, что экскурсию следует рассматривать как дополнительное мероприятие, оторван&shy;ное от урока. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок в условиях произ&shy;водства. Именно поэтому в объяснительной записке к программе указано, что учебные экскурсии следует проводить за счет време&shy;ни, отводимого на изучение соответствующих тем курса. Опыт по&shy;казывает, что учителя химии обычно проводят 1&mdash;2 экскурсии в год. При этом объект, содержание и методы проведения экскурсии определяются не всегда достаточно рационально. Рекомендуется проводить не менее одной экскурсии за учебный год в VIII&mdash; IXклассах (продолжительность 2 ч) и не менее двух в X&mdash; XIклсссах.</p>

 

Методические рекомендации

к проведению учебных экскурсий по химии

1. Введение

Учебные экскурсии на химические предприятия и другие объ­екты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных ка­никул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий — дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанное и с выездом школьников в областной центр и даже в другие регионы страны. Это не означает, что экскурсию следует рассматривать как дополнительное мероприятие, оторван­ное от урока. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок в условиях произ­водства. Именно поэтому в объяснительной записке к программе указано, что учебные экскурсии следует проводить за счет време­ни, отводимого на изучение соответствующих тем курса. Опыт по­казывает, что учителя химии обычно проводят 1—2 экскурсии в год. При этом объект, содержание и методы проведения экскурсии определяются не всегда достаточно рационально. Рекомендуется проводить не менее одной экскурсии за учебный год в VIII— IXклассах (продолжительность 2 ч) и не менее двух в X— XIклсссах.

2. Выбор объекта экскурсии

Каждая из производственных экскурсий должна быть проведе­на с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки как учителя, так и учащихся.

Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинает­ся с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового ка­лендарного плана. В этом учителю может помочь следующий пе­речень (см. таблицу, с. 6).

С учетом программных требований и производственного окру­жения школы учитель еще до начала учебного года намечает объ­екты учебных экскурсий. При этом он стремится к тому, чтобы каждый учащийся в период изучения химии посетил как промыш­ленные предприятия различного профиля, так и сельскохозяйст­венные и другие объекты, для работы на которых необходимо зна­ние химии.

Понятно, что проведение всех этих экскурсий невозможно, так как предприятия, включенные в перечень, не могут быть расположены вблизи школы. Учитель может провести учебные экскурсии лишь на те объекты, которые будут практически доступны.

Отсутствие вблизи школы химических производств, что типич­но для сельских школ, не означает, что проведение экскурсий по химии невозможно.

Учебные экскурсии можно проводить и на нехимические объек­ты при условии, что на них осуществляются операции, связанные с химическими процессами. Такими объектами могут быть аптеки, пожарные депо, предприятия пищевой промышленности, текстиль­ные фабрики и другие предприятия местной промышленности. Если на этих экскурсиях и нельзя изучать важнейшие химические про­изводства, то учащиеся все же приобретут конкретные представ­ления о практическом применении различных химических процес­сов, изучаемых в школьном курсе химии.

Вместе с тем следует помнить, что многие химические произ­водства, на которых осуществляются сложные химические реак­ции, недоступные пониманию учащихся средней школы, являются неподходящими объектами для учебных экскурсий.

Выбирая предприятия для школьных учебных экскурсий, учи­тель должен руководствоваться следующими критериями: соответ­ствие содержания экскурсии программе; доступность экскурсии для понимания учащимися; значимость данного промышленного объекта для народного хозяйства; уровень технологии и техниче­ской оснащенности, его соответствие современным требованиям; безопасность производства. Все это свидетельствует о том, что вы­бор объекта для учебной экскурсии по химии всякий раз должен происходить с учетом политехнической значимости объекта и по­знавательных возможностей учащихся.

 

2. Организационные вопросы подготовки экскурсий

 

Экскурсионная работа требует четкого планирования. Состав­ляя план экскурсий, учитель должен, прежде всего определить вре­мя проведения каждой из них и отметить его в календарном пла­не изучения соответствующей темы. При этом следует учитывать, что экскурсиям по химии должно предшествовать изучение в клас­се соответствующего теоретического материала. На химических заводах не всегда можно увидеть внутреннее строение работаю­щих аппаратов и непосредственно наблюдать за теми процессами, которые в них происходят. Чтобы практическое изучение произ­водства было осознанным и дало ожидаемые результаты, учащим­ся необходимо иметь знания о принципах устройства важнейших аппаратов и сущности наблюдаемых процессов.

Изучение в классе химических производств должно происхо­дить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производ­ства, и сопровождаться использованием различных средств на­глядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойствами, применением вещества, что позволит им оценить его народнохозяйственное значение, и лишь затем, т. е. в заключение изучаемой темы или раздела, следует рассматривать промышлен­ный способ получения этого вещества.

Итак, наметив объекты, составив план экскурсий на данный учебный год и определив ориентировочно время проведения каж­дой из них, учитель должен сам тщательно изучить те производ­ства, которые он включил в план. Для этого он рассматривает теоретический материал по теме экскурсии, используя специаль­ную литературу. Кроме того, необходимо, чтобы учитель, прежде всего сам предварительно побывал на предприятии, на которое планируется экскурсия. Существенную помощь учителям в этой работе оказывают кабинеты химии областных (городских) инсти­тутов усовершенствования учителей и методические кабинеты от­делов народного образования, которые систематически в период курсовой переподготовки организуют для учителей химии произ­водственные экскурсии.

Далее учитель намечает цель экскурсии и определяет объем знаний, которые должны получить учащиеся во время экскурсии. При этом следует учитывать содержание соответствующего учеб­ного вопроса по действующей программе.

Маршрут экскурсии составляется таким образом, чтобы про­должительность экскурсии не превышала двух часов, не считая времени, потраченного на переход или проезд от школы до заво­да. Экскурсии, затянувшиеся по времени, слишком утомляют уча­щихся. Необходимо также предусмотреть безопасность маршрута и возможность перерыва для отдыха учащихся (через час после начала экскурсии).

При подготовке учебной экскурсии на производство особое внимание надо уделять безопасности учащихся. Проведение любой производственной экскурсии должно происходить только после то­го, как школьники ознакомятся с правилами техники безопасно­сти, строго соблюдать которые во время экскурсии обязан каж­дый из них.

При предварительном посещении предприятия учитель должен заранее обсудить с экскурсоводом маршрут экскурсии, объем и характер разъяснений, необходимых по ходу экскурсии; выявить источники возможной опасности (железнодорожные переезды, подъемные краны, газоопасные места и др.), взять их под особый контроль. Чаще всего экскурсии проводят сотрудники предприя­тий. Привлечение инженерно-технических работников к прове­дению учебных экскурсий со школьниками желательно ввиду их высокой осведомленности в производственных вопросах. Однако следует помнить, что специалисты предприятия могут увлекаться техническими деталями, а это вызывает перегрузку учащихся вто­ростепенным материалом. Чтобы этого не случилось, необходимо всякий раз ставить в известность экскурсовода о том, каков уро­вень подготовки учащихся и какие знания они должны приобре­сти во время экскурсии.

Практика показывает, что лучшими экскурсоводами являются сотрудники химических лабораторий предприятий. Они быстрее вводят учащихся в существо дела, не прибегают в своих объясне­ниях к подробностям узкотехнического направления, а придержи­ваются широкого научного плана, более умело знакомят учащихся с проблемами прикладной химии в данной отрасли, с теми науч­но-техническими задачами, которые призваны решать химическая лаборатория и все предприятие в целом, выпуская соответствую­щую химическую продукцию.

Руководящая роль на экскурсии должна принадлежать учите­лю. Если учитель заметил, что экскурсовод увлекся и излагает ма­териал, не учитывая уровень подготовленности школьников, можно обратиться к нему с вопросами, которые напомнят экскурсоводу о теме, что не позволит превратить экскурсию в лекцию на пред­приятии. Учитель должен обратить внимание экскурсовода на го, чтобы во время объяснения устройства аппаратов он не повора­чивался спиной к учащимся, как это часто бывает у недостаточ­но опытных экскурсоводов. Следует помнить, что в производствен­ных экскурсиях всегда остро встает проблема слышимости. Поль­зование электромегафоном чаще всего нецелесообразно: это лишь усиливает шум в цехе. Еще бесполезнее пытаться перекричать шум действующего оборудования. Самое лучшее в таких случаях — изложить материал перед входом в шумный цех или участок, а на месте давать лишь краткие, самые необходимые пояснения. Отве­чать на вопросы следует уже по выходе из цеха.

Если учитель хорошо знает данное производство, то лучше ему самому проводить экскурсию, используя помощь инженерно-тех­нических работников, сопровождающих экскурсию.

Экскурсия как особая форма организации учебного процесса требует специальной и довольно основательной предварительной подготовки учащихся. От этого зависит весь ее результат. Опыт­ный учитель на протяжении целого ряда уроков фиксирует вни­мание учащихся на материале, который в той или иной мере свя­зан с предстоящей экскурсией. Накануне же самой экскурсии во время специального вводного занятия в классе учитель проводит следующую работу: а) объясняет учащимся цель экскурсии; б) зна­комит в общих чертах с объектом; в) сообщает учащимся знания, необходимые для понимания экскурсионного материала; г) демон­стрирует чертежи и рисунки, облегчающие наблюдение и изучение аппаратов и процессов; д) знакомит с планом экскурсии; е) сооб­щает учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии, делит класс на группы, каждая из которых получает конкретное задание. Учитель указывает, на что именно, кроме общего осмотра всего объекта, следует обратить особое внимание, что зарисовать, запи­сать, основываясь на документальном материале (история завода, люди, планы, место в отрасли), кому на производстве следует взять образцы сырья, полупродуктов, готовой продукции и для этой цели изготовить и взять с собой посуду с чистыми этикетка­ми, полиэтиленовые мешочки и т. д. Учитель называет также темы сообщений по материалам экскурсии и рекомендует дополни­тельную литературу по теме экскурсии.

На вводном занятии учитель разъясняет правила техники без опасности, но это не означает, что учащихся нужно загружать изу­чением всех правил. Они прежде всего должны усвоить их глав­ное содержание. Учащиеся обязательно должны знать следующие правила поведения: на пятна жидкостей, разлитых на полу, не наступать; аппараты и сосуды не трогать; образцы без разреше­ния начальника цеха или мастера не брать.

Вся подготовительная работа должна строиться так, чтобы вы звать у учащихся интерес к экскурсии. Четкие указания о том, на что следует обратить внимание, предупреждают расплывчатость и бессодержательность наблюдений, обеспечивают избирательность и способствуют установлению логических связей между самыми важными производственными явлениями. План экскурсий по эта­пам, указания о наблюдениях и вопросы, которые следует выяс­нить, учащиеся записывают в тетради, оставляя под каждым во­просом место для записей во время экскурсии.

Значительно проще подготовить экскурсию в заводской музей, ПТУ, где имеются аппараты-тренажеры, в Дом техники, где есть действующие модели и макеты заводских установок. Для прове­дения подобных экскурсий также необходима тщательная подго­товка. На последнем перед экскурсией уроке учитель системати­зирует знания о химических реакциях, лежащие в основе данного производства, дает подробные инструкции для изучения в музее макета или модели заводской установки. Объяснение возле экспо­натов может проводить и сотрудник музея, и учитель. Хотя впе­чатление от экскурсии в музей беднее и результаты ее значитель­но менее эффективны, все же и такая экскурсия имеет познава­тельное значение и расширяет кругозор учащихся.

Менее богаты впечатлениями экскурсии на склад минераль­ных удобрений (IXкласс) или в красильный цех текстильной фабрики (XIкласс). Но они тоже дают возможность учащимся увидеть определенный участок производства, где химические процессы имеют большое значение, увидеть труд взрослых, позна­комиться с различными профессиями, связанными с применением знаний по химии.

3. Метапредметные экскурсии

Учебные экскурсии подразделяются на тематические и метапредметные.

На тематических экскурсиях учащиеся знакомятся с конкрет­ными производствами, например с производством серной кислоты или синтетического аммиака, используя знания, получаемые на уроках химии. На комплексных экскурсиях учащиеся изучают при­родные или производственные объекты, используя знания различ­ных учебных предметов (химии, физики, географии и др.).

Учебные производственные экскурсии по химии целесообразнее проводить как комплексные. Такие экскурсии позволяют эконо­мить учебное время учащихся. Они проводятся совместно учите­лями 2—3 предметов на одно предприятие. Перед учителями рас­крываются большие возможности для осуществления метапредмет­ных связей химии с физикой, биологией, географией, историей и другими предметами. В результате учащиеся глубоко понимают устройство и действие различных аппаратов, ход технологического процесса и получают, таким образом, разностороннее представле­ние о производстве, усваивают его научные основы с разных точек зрения, что способствует успешному формированию общих для раз­личных наук понятий и на этой основе лучшему усвоению общих научных закономерностей. А это, как известно, имеет важное зна­чение для формирования у учащихся единой научной картины ми­ра, элементов диалектико-материалистического мировоззрения. Межпредметный подход к проведению экскурсий важен еще и потому, что хотя современное производство и подразделяют на ряд главных отраслей (энергетическое, механическое, химическое, сельскохозяйственное и др.), но на практике все отрасли производ­ства теснейшим образом связаны между собой.

Так как между физическими и химическими процессами на­блюдается тесная связь, производственные экскурсии чаще всего проводятся как комплексные по химии и физике. Например, экс­курсия на машиностроительный завод может быть проведена при изучении на уроке химии металлов и металлургии, а на уроках физики — электрического тока. При наблюдении на заводе за ра­ботой вагранки учащиеся знакомятся с составом шихты и про­цессами, происходящими в вагранке, привлекая материал по хи­мии, и в то же время узнают о том, как определяется температура выпускаемого из вагранки чугуна с помощью оптического пиро­метра, с устройством которого они познакомились на уроках фи­зики. В отделе термической обработки металлов учащиеся на прак­тике знакомятся с закалкой и отпуском стали, т. е. с теми вопро­сами, которые изучали на уроках химии. Термическая обработка производится с целью придания определенных механических свойств металлам; учащиеся наблюдают, как на специальном при­боре испытывается твердость деталей. Для разбора этого процесса используют знания по физике. Подобные примеры связи химии с физикой (и другими предметами) на различных производствах приводятся в разделе IIданного пособия, где представлена ме­тодика целого ряда комплексных экскурсий.

 4. Проведение экскурсий

Тщательная подготовка учащихся в классе к предстоящей экс­курсии— необходимое, но еще недостаточное условие для ее ус­пешного проведения. Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута и учащиеся при посещении предприятия приобрели но­вые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии. Прежде всего следует разработать ее план, который может быть следующим:

1. Краткая характеристика данного производства в целом (ис­тория возникновения, развитие за годы Советской власти, задачи производства и перспективы дальнейшего развития).

2. Продукт производства, его народнохозяйственное значение.

3. Сырье и его подготовка.

4. Химические реакции, лежащие в основе переработки сырья в готовый продукт, условия их протекания и управление ими.

5. Деление производственного процесса на стадии.

6. Важнейшие аппараты, в которых происходят технологиче­ские процессы каждой отдельной стадии, их устройство и принцип действия.

7. Общие научные принципы химического производства, осу­ществляемые при получении данного продукта.

8. Массовые рабочие профессии химического профиля, краткая характеристика основных трудовых функций работников, психо­физиологические требования, предъявляемые к работнику данной профессии.

9. Научно-технический прогресс в данной отрасли. Передовики производства и их роль в повышении эффективности производст­ва и качества вырабатываемой продукции.

Безусловно, этот план является ориентировочным. Ознаком­ление с производством может быть более или менее полным в за­висимости от объекта экскурсии. Нет необходимости подробно зна­комить учащихся со всеми участками производства, поскольку это вызовет их перегрузку. Поэтому в предложенном плане допуска­ются коррективы в зависимости от объекта экскурсии; при этом следует учитывать программные требования, предъявляемые к изу­чению данного производства. В ряде случаев первый пункт плана можно перенести в конец.

Методика проведения экскурсии во многом зависит от того, можно ли на данном предприятии давать подробные разъяснения возле самих аппаратов или необходимо предварительно расска­зать и лишь затем показать. В любом случае следует предложить экскурсоводу до начала экскурсии провести с учащимися краткую вводную беседу (15—20 мин), в которой он может рассказать об истории предприятия, о свойствах выпускаемого продукта, позна­комить вкратце с общей технологической схемой производства, на­помнить правила по технике безопасности на территории завода.

Вводную беседу, чтобы не отвлекать внимание учащихся, лучше проводить в помещении, например в музее предприятия или тех­ническом кабинете. Местом проведения вводной беседы могут быть и клуб предприятия, учебная аудитория, если только они снаб­жены нужными иллюстрациями, схемами, макетами, моделями и прочими наглядными пособиями.

Для проведения экскурсии класс делится на две группы, по 15—20 человек. Каждая группа посещает предприятие отдельно или одновременно. В этом случае одну группу ведет работник предприятия, а другую — учитель. В начале и в конце экскурсии обя­зательно следует проверить учащихся по списку и осведомиться об их самочувствии. Учащихся предупреждают, что во время экс­курсии нельзя отходить от группы, задерживаться возле отдельных аппаратов, особенно в химических цехах, так как в аппаратах, ра­ботающих под давлением, возможна утечка продуктов, вредно дей­ствующих на организм человека. Соблюдение всех предупредитель­ных мер позволит избежать несчастных случаев во время экс­курсий.

При осмотре объекта учащимся следует расположиться полу­кругом в два ряда на некотором расстоянии от экскурсовода.

Учебная производственная экскурсия строится на сочетании рассказа с показом. После напоминания о технике безопасности начинается более подробное ознакомление по схеме с важней­шими технологическими узлами всех стадий производства от ис­ходного сырья до готового продукта. При этом учащимся вначале показывают действующий объект в целом, после чего экскурсовод переходит к разбору частных вопросов. Тем самым определяется логика его рассказа, касающегося сначала самого объекта, а за­тем его функций, назначения и т. д.

Переход при объяснении от одного вопроса к другому должен быть логичным, отражать переход от одной стадии производства к последующей в полном соответствии с технологическими про­цессами. После разбора некоторых вопросов в зависимости от их содержания и значения могут быть сделаны частные выводы. Так, находясь в машинном зале кислородного цеха, где установлено множество агрегатов и почти отсутствует обслуживающий персо­нал, или показывая установку синтеза аммиака, оснащенную контрольно-измерительными приборами, показания которых пере­даются на общий щит управления и там регистрируются, следует обратить внимание учащихся на автоматизацию контроля и управ­ления процессом синтеза. Благодаря этому удается устойчиво под­держивать заданный режим, повышать выход продукта и произво­дительность аппаратов, увеличивать производительность труда. Надо напомнить школьникам о значении технического прогресса, о задачах дальнейшей автоматизации производства.

Во время экскурсии внимание учащихся обращают на следую­щие особенности современного химического производства: а) не­прерывность процессов, автоматизация работы каждого аппарата и согласованность действий всех аппаратов изучаемой установки; б) незначительное число людей, обслуживающих аппараты, и по­вышенная квалификация работников; в) роль общезаводских и це­ховых лабораторий в осуществлении физико-химического контроля над производством.

В плане идейно-политического воспитания учащихся отмечают перспективы развития предприятий: непрерывный рост производ­ства, расширение заводских помещений, оснащение их более со­временными аппаратами и машинами, улучшение условий труда рабочих и охрана их здоровья.

Учащихся при проведении учебной производственной экскурсии необходимо познакомить с основными профессиями данного про­изводства. Школьники должны увидеть работу представителей ве­дущих профессий химических производств — операторов, аппарат­чиков, лаборантов, мастеров цеха и инженеров. Так, в доменном цехе необходимо рассказать о работе горнового и его подручных, дать представление об их труде, рассказать об их обязанностях,

В конвертерном цехе учащихся следует познакомить с работой сталевара, с его основными трудовыми обязанностями. При этом важно показать значение химического образования в овладении специальностью, повышении квалификации, рационализации про­изводственных процессов, повышении производительности труда, использовании оборудования на полную производственную мощ­ность. Если экскурсовод показывает агрегат, у которого работает новатор производства, то следует обратить внимание ребят на при­емы его работы, подготовку рабочего места, объяснить сущность внедренные им рационализаторских предложений. Можно заранее договориться с одним из передовых кадровых рабочих, чтобы он сам рассказал учащимся во время экскурсии о своей работе, пока­зал приемы выполнения отдельных производственных операций, подчеркнул особую важность химических знаний в овладении про­фессией.

В связи с тем что большинство аппаратов на химических пред­приятиях закрыты, учащиеся вынуждены наблюдать лишь их внеш­ний вид. Поэтому если представляется возможность осмотра во время экскурсии аппаратов, остановленных на ремонт, то следует дать учащимся рассмотреть внутреннее устройство аппарата.

Не следует забывать и о посещении химической лаборатории предприятия. Возможно, не вся работа лаборатории будет понят­ной учащимся; потому не надо стремиться объяснять все химиче­ские реакции, проводимые там в процессе анализов. Но назначе­ние лаборатории, основные виды работ, роль в определении со­става и качества сырья, в контроле готовой продукции, а также в установлении технологического режима действия аппаратов должны быть разъяснены школьникам. Знакомство с работой ла­боратории убеждает учащихся в значимости химических знаний для успехов производства, поэтому они будут более серьезно от­носиться к изучению предмета.

В завершение экскурсии проводится краткая заключительная беседа, во время которой экскурсовод отвечает на вопросы уча­щихся и учителя, знакомит их с планом и перспективами развития производства, отмечает значение данной отрасли промышленности в народном хозяйстве и конкретное значение данного завода. При этом большой эффект дает метод сравнения. Например, можно сравнить наиболее значимые для раскрытия темы производствен­ные показатели одного и того же объекта или нескольких объек­тов между собой. Следует помнить, что цифровые данные, используемые при показе достижений промышленности, отбирать надо вдумчиво: только те, которые действительно необходимы.

В процессе заключительной беседы, если об этом не говорилось в вводной части, следует рассказать учащимся о смежных пред­приятиях, с которыми связан данный завод непосредственно (по­ставщики сырья, потребители продукции); отметить, какие меры принимаются на заводе по охране труда и окружающей среды, по рациональному использованию водных ресурсов и отходов про­изводства.

После краткого обобщения содержания экскурсии учащиеся по­лучают ответы на вопросы. Затем экскурсовод может и сам пред­ложить школьникам несколько вопросов с тем, чтобы убедиться, поняли ли они самое главное из того, что наблюдали в процессе экскурсии, особенно то, что не является предметом изучения в шко­ле. Дополнительные вопросы учащимся может поставить и учитель.

5. Подведение итогов экскурсии

Заключительная беседа экскурсовода не завершает подведе­ние итогов экскурсии. Знания, приобретенные учащимися на про­изводственной экскурсии, требуют систематизации, развития, за­крепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалами экскурсии.

К первому после экскурсии уроку химии, пока еще свежи в памяти впечатления, учащиеся должны оформить свои записи, сделанные по ходу экскурсии, и подготовиться по ним отвечать.

На итоговом уроке проводится обобщающая беседа, первый этап которой строится в основном по тому же плану, что и экскур­сия. На подготовительном к экскурсии уроке учитель рассказал учащимся о том, что они увидят на производстве, на что им сле­дует обратить внимание, проверяя при этом знания химических основ того производства, которое является объектом предстоящей экскурсии. На итоговом уроке рассказывают о производстве преи­мущественно сами учащиеся, а учитель лишь направляет беседу постановкой вопросов, делает необходимые уточнения, дополнения и обобщения. Обсуждаются вопросы из числа тех, которые были даны на подготовительном уроке перед экскурсией; опрашивать при этом следует учащихся всего класса независимо от того, в со­став какой группы они входили.

Подводя итоги экскурсии, учитель проверяет: а) знание сырья, используемого на предприятии, получаемого продукта, основной аппаратуры, принципов ее устройства и работы; б) понимание важ­нейших химических процессов, условий их осуществления и спосо­бов управления ими; в) знание основных трудовых функций ра­ботников ведущих профессий химических производств.

Чтобы приучить учащихся во время экскурсии внимательно на­блюдать, следует проверять степень усвоения преимущественно экскурсионного материала. Поэтому вопросы надо формулировать так, чтобы учащиеся рассказывали обо всем, что они увидели, что узнали, в той последовательности, в какой проходила экскурсия.

При этом важно, чтобы ответы представляли собой подробный и связный рассказ. Например, подводя итоги экскурсии, можно об­судить следующие вопросы: 1. Почему необходима очистка печного газа на сернокислотном заводе и как она осуществляется? 2. Рас­скажите об устройстве и работе доменной печи. 3. Какие научные принципы современного производства используются на мылова­ренном заводе? И др. Учащихся следует ориентировать на то, что­бы их ответы строились преимущественно на том материале, ко­торый они непосредственно увидели на производстве, и иллюстри­ровались наглядными пособиями: таблицами, схемами, коллекция­ми, собственными схематическими зарисовками отдельных объ­ектов.

Перед экскурсией учитель не имеет возможности останавли­ваться на деталях производства; поэтому в данном случае будет целесообразно ставить перед учащимися такие дополнительные во­просы, ответы на которые должны быть конкретными. Например, после экскурсии на стекольный завод можно опрашивать учащихся по следующим вопросам: 1. В чем заключается подготовка песка, извести и соды к варке стекла? 2. Расскажите о принципе действия дробилки известняка, сушильной печи. 3. Как часто и с помощью каких устройств осуществляется загрузка исходных материалов в ванную печь? 4. Какие добавки применяют, чтобы придать стеклу те или иные свойства? 5. Как осуществляется ручное изготовле­ние стеклянных изделий? 6. Какие операции выполняет машина автоматического производства продукции? 7. Как контролируется температура в различных местах ванной печи и какими способами она регулируется? Такие вопросы дают возможность проверить, все ли учащиеся умеют проводить наблюдения, могут ли составить при этом целостное и полное представление о производстве, позво­ляют конкретизировать знания.

Целью второго этапа обобщающей беседы, проводимой на ито­говом уроке, является анализ фактического материала, связь его с ранее изученным и выявление общего в химических производст­вах. Это возможно в тех случаях, когда учащиеся уже посетили одно или несколько предприятий и в классе изучили несколько отдельных производств. Для обсуждения можно предложить вопро­сы о том, какие аппараты, машины, печи из тех, которые видели учащиеся на данной экскурсии, уже встречались им во время посещения других производств или при изучении в классе. В зави­симости от того, на каком этапе изучения химии находятся школь­ники и какова их предшествующая подготовка, они могут выявить целый ряд аппаратов, имеющих общее устройство. Например: ван­ные печи и регенераторы в стекольном и мартеновском производ­стве; промывные и поглотительные башни в производстве различ­ных кислот; газоочистные сооружения в сернокислотном и метал­лургическом производстве; цилиндрические вращающиеся печи в цементном, суперфосфатном, содовом и многих других производ­ствах; реакторы и автоклавы различных типов в гидролизном, гидрогенизационном, анилинокрасочном, мыловаренном и других производствах, а также часто встречающиеся в химическом производ­стве теплообменники, фильтр-прессы, транспортеры, дробилки, компрессоры. Понимание устройства и принципов действия аппа­ратов важно для политехнического образования и подготовки школьников к труду в сфере материального производства.

В этом случае можно разобрать следующие вопросы: 1. Какие общие черты можно отметить в работе реакторов сернокислот­ного, аммиачного, доменного производств? Чем различаются они между собой? 2. В чем, по-вашему мнению, заключаются сходство и отличие в технологической схеме синтеза аммиака и производ­ства этилового спирта гидратацией этилена?

Экскурсионный материал учителю следует дополнить тем ма­териалом, который нецелесообразно было объяснять на предприя­тии, чтобы не удлинять экскурсию. Если в процессе экскурсии не были выявлены общие принципы современного производства, а уча­щиеся знакомы с этим материалом по предыдущим урокам, соот­ветствующее обобщение можно провести в процессе разбора от­ветов на вопросы учителя. Если эти вопросы вызывают затруд­нения у учащихся, то учителю самому следует выявить общие принципы производства после того, как основные фактические сведения о производстве будут повторены в классе. Освещая тот или иной принцип, непременно следует сопоставлять те производства, где использование данного принципа достаточно ярко проявляется.

На протяжении всего итогового урока перед глазами учащих­ся должны быть общая технологическая схема производства, мо­дели, макеты или схемы отдельных аппаратов. Желательно, чтобы эти схемы были выполнены с максимальным приближением к тем объектам, которые учащиеся наблюдали. Можно провести про­смотр кинофильма, кинофрагмента, диапозитивов.

Более сложным способом подведения итогов экскурсии явля­ется ученическая конференция. Ее следует проводить за счет учеб­ного времени как урок-конференцию или во внеурочное время как внеклассное мероприятие.

Чтобы конференция прошла успешно, ее следует тщательно подготовить. Учащиеся составляют письменные рефераты, докла­ды на 5—7 мин, подбирают иллюстративный материал (общая схе­ма производства, схемы, макеты, модели отдельных аппаратов, коллекция сырья, полупродуктов и готовой продукции). Учитель консультирует учащихся, рекомендует дополнительную литерату­ру, учит с ней работать, проверяет содержание и оформление ре­фератов и иллюстрации к ним. Ко дню конференции можно вы­пустить стенгазету или бюллетень, а из иллюстративных материа­лов и письменных докладов подготовить выставку, отражающую результаты экскурсии. Подобная выставка материала, собранного во время экскурсии, будет не просто наглядной демонстрацией проделанной работы, но и одним из способов накопления учебных пособий для кабинета химии. Этот материал можно применить при изучении данной темы в следующем учебном году, а также исполь­зовать для составления и решения задач с производственным содержанием. Все это способствует более глубокому изучению по­следующего программного материала на политехнической основе.

Конференция обычно начинается кратким вступительным сло­вом учителя. Затем с докладами выступают учащиеся. Они демон­стрируют свои экспонаты, записывают формулы и уравнения на доске, используют и другие приемы для объяснения положений, которые освещаются в докладе. После каждого доклада учащиеся могут задать вопросы докладчику, внести поправки и дополнения. Желательно пригласить на конференцию представителя завода. Он может рассказать о перспективах развития данного производ­ства, о характере труда, о значении общего химического и поли­технического образования для овладения основными профессиями химических производств, для дальнейшего технического совершен­ствования производства. В заключение конференции учитель про­водит обобщение рассмотренного материала.

Итоги экскурсии можно подвести и на специальном школьном вечере, пригласив на него специалистов завода, передовиков про­изводства, родителей, представителей местных общественных ор­ганизаций.

Поскольку подготовка к таким конференциям и вечерам тре­бует от учащихся больших затрат времени, то конференции и ве­чера часто проводить не следует.

 

 

 

5. Методическая разработка итогового учебного занятия

 

Тема:   «Русский фарфор – через века, в далекое завтра»

(урок- конференция, 9класс)

 

Предметы:   химия, информатика

 

Форма:   итоговая конференция (по экскурсии на фарфоровый завод в г.Сысерть) с                       применением информационных технологий

 

Цель:   обобщить и расширить знания учащихся о деятельности предприятий силикатной промышленности (на примере сысертского фарфорового завода)

 

Задачи

 

Образовательная

  1. Закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по деятельности сысертского фарфорового завода, основных технологических стадий и химических процессов, лежащих в основе производства фарфорового завода, а также с продукцией, выпускаемой данным предприятием (на примере промышленного предприятия Уральского региона)
  2. Приобретение технологических  навыков работы с программным инструментарием и использования его как при моделировании объектов и процессов, так и при создании информационных продуктов

Воспитательная:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения, при изучении технологических стадий производства фарфора
  2.  Продолжить формировать чувство гражданской ответственности за экологическое состояние родного края, используя краеведческий материал
  3. Формирование системно-информационного подхода в воспитании гражданина с использование ИКТ компетентности

Развивающая:   Продолжить развитие логического мышления учащихся, развитие умения устанавливать причинно – следственные связи, умения проводить наблюдения, на основе которых делать выводы и обобщения, работать с научной и научно – популярной литературой

Реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования программных продуктов.

Методы: проблемный, исследовательский, эвристический, объяснительно – иллюстративный

Обеспечение урока:

 1. Выставка фарфора (китайского, европейского, русского, императорского, сысертского фарфорового завода)

 2.  Использование  программного обеспечения:  ОС WindowsXP и его стандартное приложение WindowsMovieMaker, WindowsMedia, MicrosoftPowerPoint, для оформления отдельных слайдов  использовалась  мощная графическая система AdobePhotoshop 6.0.

  1. Карта уральского региона

 

I. Ориентировочно- мотивационный этап

 

 

Учитель:  С фарфором все хорошо знакомы. Ведь, прежде всего это имеющаяся в каждом доме чашка и столовая посуда, вазы и статуэтки. Фарфор в наше время стал на столько массовый и общедоступный, что с трудом можно поверить, что когда-то он ценился на вес золота, и был предметом самой расточительной роскоши. Он практичен и красив, что не имеет пока конкурентов. Только стекло может сравниться в какой-то мере с фарфором. Но попробуйте представить, что на столе стоит стеклянный чайник. Это было бы странно и некрасиво. Бытовое стекло, и художественный хрусталь дополняют фарфор. Но они не соперники, а союзники.

 

Далее учитель озвучивает тему конференции.

 

Русский Фарфор - через века в далекое завтра

 

Затем проговаривает план конференции.

План:

1 История возникновения фарфора.

2 Производство фарфора на сысертском фарфоровом заводе.

а) Основные месторождения, состав и свойство сырья для производства фарфора.

б) Стадии производства фарфора.

в)Экологические проблемы, связанные с производством фарфора.

 

3. Близкое и далекое завтра фарфора. (Применение фарфора. Продукция Сысертского фарфорного завода.) (Фрагмент съемки фильма  о производстве фарфора)

 

Анализируя план мероприятия, сформулируйте цели?

 

Ученики:Обобщить и расширить знания о производстве фарфора, его                            практической значимости в деятельности человека.

 

  1.  Операционно-исполнительский этап

 

Учитель:  Мы побывали на экскурсии в городе Сысерь, посетили сысертский фарфоровый завод. Многим из вас  были даны темы для подготовки к итоговому занятию. Кроме того, используя совершенные информационные технологии, каждый к своему сообщению должен был подготовить презентацию.

Ученик:    С этого года,  мы начали заниматься в творческой лаборатории информатизации изучая элективный курс «Основы Интернет-технологий» , которая учит использовать компьютер как средство для выполнения творческих работ , способствует  формированию у каждого из вас веру в свои собственные силы, знания и талант, веру в культурное наследие своего народа, знание этой культуры и   воспитание гражданина  России.

            Одним из последних результатов работы в творческой лаборатории  стало создание презентации по материалам экскурсии на Сысертский фарфоровый завод, в которую включены видеофрагменты, снятые во время экскурсии.

Использование компьютера как средства для выполнения творческих работ способствует решению проблемы  индивидуального развития каждого из нас. Информационные технологии пронизывают сейчас всю деловую жизнь современного общества.Поэтому идея создания данного проекта   возникла в нашей школе, как жизненная необходимость использования принципа связи обучения с жизнью коллектива,  как преподавателей, так и учащихся. Целью создания презентации было развитие познавательного интереса к истории возникновения фарфора в России, на Востоке и в Европе через стадии производства  фарфора ,а также экологические проблемы, связанные с производством фарфора,  воспитание уважения к деятельности человека в фарфоровой промышленности, к изделиям из фарфора, к их традициям и ценностям на основе эстетического воспитания.

Для создания презентации была использована программа MicrosoftPowerPoint. Для оформления отдельных слайдов  использовалась  мощная графическая система AdobePhotoshop6.0.,  анимационные эффекты, а также общие принципы композиции и культуры дизайна отдельных слайдов.

  Каждый слайд является мультимедийным, т.к.  иллюстрирован фотографиями, графикой, содержит ссылки на различные  объекты. Большое внимание уделялось при работе также общему дизайну самой презентации и её стилевого оформления. Суть данной работы заключается в создании школьного цифрового ресурса, его реализации, размещения на школьном сайте. В ходе создания данного цифрового ресурса было использовано и обработано множество теоретического материала, взятого из различных источников: из книг, журналов, Интернет об истории создания и возникновения фарфора в России. Работа над ним будет продолжаться в дальнейшем, он постоянно будет обновляться новыми слайдами о  развитии  фарфоровой промышленности в нашей стране и её дальнейших достижениях. 

 

Учитель:К какой отрасли, химической промышленности относятся производство фарфора?

Ученики:Силикатной промышленности, производства керамики( отрасль тонкой керамики.) (показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).

Учитель:Производство фарфоровых изделий начало развиваться на основе тысячелетней практики кустарного изготовления керамики. Какова история возникновения фарфора?

Ученики:Выступление учащихся по следующим темам:

“ Возникновение фарфора на Востоке”

“ Распространение фарфоровых изделий в Европе”

“ Русский Императорский фарфор”  (показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).

Учитель:Любое химическое производство начинается с сырья. Какое сырье используется для производства фарфора. Об особенностях химического состава сырья, а так же месторождениях следующие выступления.

Ученики:Тема выступления: “ Состав, свойства и основные месторождения сырья для производства фарфора в России и Уральском регионе” (показ презентации «Русский фарфор- через века», работа с картой Уральского региона).

После выступления учитель предлагает уч-ся ответить на вопрос: Почему именно такой состав был отобран для приготовления фарфоровой массы.

Учитель:Переходим к обсуждению технологических процессов производство фарфора на примере сысертского фарфорого завода. В своих выступлениях учащиеся используют  информационно-коммуникационные технологии  на основе созданных ими цифровых образовательных ресурсов в виде презентаций и фрагментов фильмов, созданных учащимися к конференции.

 

Темы выступлений учащихся:

 

  • Деятельность цеха по подготовке сырьевых материалов
  • Формовка фарфоровой массы и сушки
  • IОбжиг фарфоровых изделий
  •  Глазуровка
  • IIОбжиг фарфоровых изделий
  • Декорирование фарфоровых изделий и IIIобжиг.
  • Сортировка изделия

(показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).

 

После каждого выступления учителем задаются вопросы учащимся. Перечень вопросов:

  • С какой целью проводится обжиг?
  • Какие химические процессы  протекают в результате обжига?
  • Какие новые физические свойства приобретают изделия после глазуровки и 2 обжига?

-  Соответствует ли качеству сысертского фарфора необходимым требованиям, уступает ли по качеству европейскому и китайскому?

 

Учитель:Любое промышленное производство влияет на окружающую среду. С какими экономическими проблемами  связано производство фарфора?

Ученики:    Тема выступления «Экономические проблемы, связанные с производством фарфора” (показ на экране презентации «Русский фарфор – через века», работа с выставкой).

 

Характеристика основных экономических проблем:

1.Нрушение экосистем при открытом способе добычи каолина

2. Выделение в атмосферу большого количества СО2

3. Соприкосновение человека с вредными веществами на производстве.

4. Шум.

После выступления учитель с учащимися обсуждают пути решения экологических проблем.

Ученики:  Выступление по теме:

«Близкое и далекое завтра фарфора» ( Продукция сысертского фарфорового завода)

(показ фрагмента фильма о продукции Сысертского фарфорового завода)

 

III. Рефлексивно – оценочный этап урока

 

Учитель:Прежде чем увидеть великолепные предметы из фарфора, изделие должно пройти долгий путь. Подводя итоги давайте отметим, какие качества и свойства фарфора привлекают человека и используются в практической деятельности.

 

Ученики:Белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость.

 

Учитель:Реализованы ли цели мероприятия? Понравилась ли вам такая форма работы по изучению деятельности предприятия химической промышленности родного края?

Чем понравилась?

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн