Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дидактические игры с применением Монтессори – педагогики и доминантной модальности с детьми имеющими ОНР 1-2 уровень.

Фото пользователя Елена Васильевна Садыкова
Submitted by Елена Васильевна Садыкова on Wed, 14/12/2011 - 09:29

Дидактические игры с применением Монтессори – педагогики

и доминантной модальности с дошкольниками имеющими ОНР 1-2 уровень.

 

 

Игра «Кто? Куда?»

(Метод акватерапии. Приём контраста.)

 

Цель:

  • Упражнение в различении существительных мужского рода и женского рода;
  • Развитие тактильных ощущений.

 

Ход игры:

 

    На столе стоят 2 таза с холодной и горячей водой. Ребенку предлагают из коробки с предметами выбрать предмет, про который можно сказать «она», и опустить его в таз с горячей водой. Предметы, про которые можно сказать «он», опускают в таз с холодной водой.

 

Игра «Я – он»

( Игровой метод. Прием образного представления.)

 

Цель:

  • Образование и различение глаголов настоящего времени 1-го и 3 –го лица единственного числа.
  • Развитие образного мышления, умения замещать реальные изображения символами.

Ход игры:

 

На наборном полотне расположены картинки – символы, и изображениями действий человека. Дети отвечают на вопрос: «Что делает дядя?» А затем педагог предлагает выполнить  такое же действие ребенку и ответить на вопрос: «Что ты делаешь?»

Игра «Одинаковые песенки»

(Комбинированный прием «Игры-потягушки»)

Цель:

  • Преодоление твердой атаки голоса. Выработка правильной артикуляции гласных звуков [а], [у].
  • Развитие мелкой моторики рук. Совершенствование хватательных движений с помощью большого и указательного пальцев.
  • Упражнение в соотнесении по цвету.

 

Ход игры:

Взрослый пропевает гласный звук и одновременно вытягивает одну ленточку любого цвета тренажера «Потягушки». Ребенок должен повторить гласный звук и вытянуть ленточку соответствующего цвета на своем тренажере.

 

         Игра «Обезьянки»

(Игровой метод.  Приём имитации)

Цель:

  • Формирование умения подражать действиям взрослого.
  • Развитие зрительного внимания.

 

Ход игры:

Взрослый  выполняет роль обезьянки – мамы, ребенок – обезьянки детеныша. Взрослый имитирует действия с игрушками (складывает кубики, качает куклу и т.д.), а ребенок точно повторяет данные действия.

 

 

Игра «Ку-ку»

( Метод сравнения.  Приём внезапного появления и исчезновения предмета)

Цель:

  • Активизация зрительного внимания.
  • Обучение  опознаванию игрушки среди других игрушек.

Ход игры:

На столе стоят  игрушки. Ребенок садится напротив ширмы, а педагог за ширму.  Медленно из-за ширмы появляется игрушка и говорит: «Ку-ку». Затем эта игрушка прячется за ширму. Педагог предлагает ребенку показать соответствующую игрушку на столе.

 

 

Игра «У кого картинка?»

(Игровой метод.  Приём парности)

Цель:

  • Обучение пониманию вопроса: У кого?

 

Ход игры:

Детям раздают листы лото, на которых изображены игрушки. Дети рассматривают данные изображения. Педагог достает маленькую карточку, показывает ее детям и спрашивает:  «У кого такая же картинка?» Карточка отдается тому ребенку, который поднял руку. Игра заканчивается, когда все карточки на больших листах будут закрыты  маленькими карточками.

 

Игра «Прятки»

(Комбинированный приём закрытых изображений)

Цель:

  • Обучение пониманию вопроса: Где?
  • Упражнение в узнавании зашумленных изображений.
  • Развитие мелкой моторики. Совершенствование хватательных движений с помощью большого и указательного пальцев.

 

Ход игры:

На доске располагаются предметные картинки с изображением игрушек (3-4шт.), которые закрыты полупрозрачной бумагой.  Педагог  говорит название игрушки и предлагает детям найти соответствующую игрушку среди закрытых  изображений.  Ребенку предлагается ответить на вопрос педагога: «Где мяч (кукла)?»  -  «Вот»  и самостоятельно открыть полупрозрачную бумагу    с изображения.

        

Игра  «Продолжай»

(Комбинированный приём закрытых изображений)

Цель:

  • Обучение  договариванию за взрослыми слов.
  •  Формирование умения  узнавать зашумленные изображения.
  • Развитие мелкой моторики. Совершенствование хватательных движений с помощью большого и указательного пальцев.

 

Ход игры:

 Детям предлагают рассмотреть картинки (2-3шт.), изображения которых закрыты полупрозрачной бумагой. Педагог недоговаривает фразу. Договорить  фразу должен ребенок с опорой на закрытые изображения, предварительно сняв с изображения бумагу.

Ом-ом-ом – я строю (дом)

Ач-ач-ач – я ловлю (мяч)

Ла-ла-ла – спит в кроватке (кукла)

 

Игра  «Сколько?»

(Комбинированный приём зрительного руководства)

Цель:

  • Совершенствование  движений руки.
  • Обучение согласованию числительного «один» с существительным мужского рода.
  • Развитие зрительно-моторной координации.

 

Ход игры:

 На полу располагаются картинки с изображением одного и множества предметов. Ребенку предлагают с помощью тренажера  «удочки» «выловить» картинки, на которых изображен один предмет». Каждая картинка обговаривается ребенком:

«Сколько домов? – один дом»

«Сколько слонов? -  один слон»

 

Игра  «Звуковая дорожка»

(Комбинированный приём сопряженного рисования)

Цель:

  • Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания.
  • Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [и].
  • Соотнесение звука с его графическим изображением.
  • Развитие  мелкой моторики рук.

 

Ход игры:

 Педагог схематично (заранее) на листе бумаги рисует символы гласных звуков: «а» - окно, «о»- колесо, «у» - слон, «и» - лягушка.

Ребенку предлагают по инструкции педагога находить символ звука, плавно пропевать его, затем соединять чертой предыдущий символ с последующим.

 

« Самомассаж рук»

(Метод су-джок терапии. Приём самомассажа.)

Цель:

  • Обучение договариванию за взрослым слов.
  • Нормализация мышечного тонуса рук.

 

Ход игры:

 

 Я снежок в руке катаю                                               В руки шарик я беру

Свои пальцы разминаю.                                 Свои  пальчики колю.

Ох, как холодно рукам,                                  Я колю, а мне не больно,

Заморозил я их сам.                                        Только  пальчикам щекотно.

 

 

Игра «Обведи кружок»

( Комбинированный приём сопряженного рисования)

 

Цель:

  • Упражнение в различении гласных звуков по принципу контраста [у=и, а=э, а=о=у];
  • Формирование  умения рисовать округлые линии;
  • Соотнесение артикуляции и условного обозначения звука.

 

Ход игры:

На листе бумаги изображены символы гласных звуков. Педагог произносит гласный звук, а ребенок должен найти на листе бумаги соответствующее изображение – символ и обвести его в кружок.

 

Игра « Слушай и выбирай»

( Игровой метод. Приём парности.)

Цель:

  • Различение двух звучащих игрушек.

 

Ход игры:

Ребенку предлагается послушать звучание двух музыкальных инструментов. Затем необходимо узнать звучание данных инструментов на слух и соотнести их с соответствующим изображением на картинках.

 

Игра «Телевизор»

(Комбинированный приём закрытых изображений.)

Цель:

  • Развитие диалогической речи;
  •  Развитие мелкой моторики рук;
  • Упражнение в соотнесении цветов.

 

 

Ход игры:

На столе стоит макет телевизора, на экране которого изображены цветные окошки. Ребенку сообщают: «Телевизор будет работать, если правильно ответить на вопрос.  Ответ – подсказка находится за карточками одинакового цвета».  Педагог задает вопрос: «Кто?» и показывает карточку определенного цвета.  Ребенок должен найти в телевизоре окошко соответствующего цвета, открыть его и, опираясь  на изображение, ответить на вопрос. Аналогично ребенок отвечает на вопрос «Что делает?».

 

« Нарисуем дорожки»

(Метод песочной терапии. Прием поддувания.)

Цель:

  • Воспитание правильного физиологического дыхания.
  • Выработка длительного выдоха.

 

Ход игры:

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительно плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.

 

Игра «Одинаковые»

( Игровой метод. Прием парности.)

Цель:

  •  Обучение на ощупь ориентироваться в фактуре одежды.

 

Ход игры:

Ребенку предлагают обследовать (пощупать) образец ткани. Педагог говорит: «Тебе нужно купить такую   же ткань в магазине». Ребенок выбирает парную ткань на ощупь из 2-3 других тканей.

 

Игра «  Подбери одежду»

( Игровой метод. Приём парности.)

Цель:

  • Формирование умения соотносить предметы одежды, отличать по материалу.

 

Ход игры:

Педагог сообщает детям: «Девочка Оля нарисовала одежду, которую хочет купить в магазине. Помогите Оле  купить такую же одежду, что она нарисовала». На одном столе лежат плоскостные изображения предметов одежды из бумаги. На другом столе лежат похожие по цвету и размеру предметы одежды, сшитые из ткани. Дети называют каждый предмет одежды из бумаги, ткани. Затем дети подбирают парные предметы одежды из бумаги и ткани, и накладывают их друг на друга.

 

Игра «  Потрогай и узнай»

( Игровой метод. Приём ограничения деятельности анализаторов)

 

Цель:

  • Формирование умения соотносить парные предметы на ощупь.

 

Ход игры:

На столе лежат 2 предмета одежды (колготки и шапка). Ребенку предлагают рассмотреть, пощупать и назвать и назвать их. Затем ребенку завязывают глаза и просят выбрать из данных предметов одежды определенный предмет. Например: колготки. Затем ребенок открывает глаза и проверяет правильность своего выбора.

 

Игра «  Юбка в горошек»

(Комбинированный приём сопряженного рисования)

 

Цель:

  •  Упражнение в выделении частей одежды;
  • Развитие  зрительного восприятия (соотнесение по цвету);
  •  Закрепление умения правильно держать карандаш.

 

Ход игры:

Педагог сообщает ребенку: «Кукла Катя плачет.  У нее нет юбки.  Давай ей нарисуем юбку?» Педагог в присутствии ребенка рисует юбку, обговаривая с ребенком ее детали (пояс, карман). Затем педагог предлагает украсить юбку («Давай нарисуем горошины на юбке»). На столе лежат цветные карандаши (каждого цвета по 2). Педагог: «Возьми карандаш такого же  цвета и нарисуй горошину на юбке». Ребенок с помощью педагога выполняет задание.

 

Игра «   Карусель»

(Комбинированный  приём вращающихся изображений)

 

Цель:

  •   Развитие диалогической речи; Обучение ответам на вопросы: Кто это? Что делает?
  • Развитие быстроты реакции; совершенствование хватательных движений рук (щепотью);
  • Обучение прослеживанию за движением и перемещением предметов; соотнесение картинки по цвету.

 

Ход игры:

Педагог вращает зонтик, к которому на ленточках прикреплены картинки на цветовом фоне. По инструкции педагога дети ловят необходимую картинку («Поймайте картинку такого же цвета»). Затем детям предлагается ответить на вопрос с опорой на картинку: Кто это? Игра повторяется. Аналогично детям предлагают ответить на вопрос с опорой на картинки: Что делает?

 

Игра «   Кто в гости пришел?»

(Игровой метод. Приём образного представления)

 

Цель:

  •    Развитие модуляции голоса;
  • Обучение замещению реальных объектов условными.

 

Ход игры:

 Педагог показывает детям геометрические фигуры: 2 квадрата (большой и маленький,  2 круга (большой и маленький). Все фигуры красного цвета. Педагог просит детей: «Покажите квадрат. Покажите другой квадрат». Аналогично проводится работа с кругами. Затем с помощью детей педагог «превращает» геометрические фигуры в животных. Например: большой квадрат в медведя (приклеить ушки, нарисовать нос и глазки), маленький квадрат в лошадку (приклеить хвост, нарисовать глаза), большой круг в слона (приклеить хобот, нарисовать глаз и уши), маленький круг в птичку (приклеить клюв, нарисовать глаз). Затем педагог сообщает: «Сегодня у куклы день рождения. Кто в гости пришел?» Дети должны назвать (показать) полученных образных животных. Педагог: «Каждый из животных приготовил песенку. Медведь поет грубым голосом: «О-о-о», птичка поет  тоненьким голосом: «А-а-а». Слон поет грубым голосом: «У-у-у», лошадка поет тоненьким голосом «И-и-и». Как поет слон? Как поет лошадка?  т.д. При исполнении песенок детьми педагог следит за артикуляцией губ и модуляцией голоса.

 

Игра «   Чей дом?»

(Комбинированный  прием  использования су-джок массажеров в сочетании с упражнениями по развитию речи)

 

Цель:

  •    Выработка правильного диафрагмального дыхания; уточнение артикуляции звука   [о];
  • Нормализация мышечного тонуса и стимуляция речевых областей в коре головного мозга;
  • Соотнесение предметов по цвету;
  • Развитие зрительной памяти.

 

Ход игры:

Для игры используются массажные шарики двух цветов: красный, синий. Все шарики разделены на половинки и лежат на столе. Под каждой половинкой спрятана маленькая игрушка из киндер-яйца. Педагог говорит: «Посмотри, грибочки выросли на полянке.  А под грибочками кто-то сидит. Оля, подними грибок такого же цвета (образец - фонарик)». Ребенок поднимает «грибок». Педагог вызывает у ребенка возглас: «О». Аналогичная работа проводится с каждым  «грибком». Можно продолжить игру, усложнив ее. Когда ребенок знает, какая игрушка находится под каждым «грибком» педагог спрашивает: «» Где сидит белка? Ребенок вспоминает, по каким «грибком» сидит белка и открывает его. Если ответ правильный – произносится возглас удивления «О», если ответ неправильный – слово-отрицание «нет».

Игра « Подбери и сложи»

(Комбинированный приём  создания целостного образа с опорой на сенсорный эталон)

 

Цель:

  •  Развитие целостного восприятия;
  • Развитие действий  пальцев рук;
  • Упражнение в группировке предметов по величине.

 

Ход игры:

На столе лежат картинки, изображающие большие и маленькие предметы. Педагог предлагает детям найти картинки, изображающие парные предметы (большой мяч – маленький мяч). Затем необходимо перевернуть каждую пару картинок и с помощью их сложить целую картинку. Сложив картинку из разрезных частей, ребенок называет изображение на ней.

 

Игра «   найди пару»

(Комбинированный  приём. Игры на расстоянии)

 

Цель:

  •    Обучение на ощупь ориентироваться в фактуре  предметов обуви;
  • Пополнение пассивного атрибутивного словаря;
  • Развитие тактильных ощущений и мышечной памяти.

 

Ход игры:

Перед детьми лежат плоскостные заготовки в форме ботинка, без своих пар. Каждый ботинок имеет свое покрытие (резина, мех, кожа). Педагог обозначает, словом каждое покрытие. Пары лежат на столе в 1-2 м от места, где сидят дети. Педагог предлагает ребенку ощупать одну из заготовок, не глядя на нее. После ощупывания заготовки ребенок подходит к столу, чтобы поискать точно такую же заготовку. Когда пара на столе найдена, ребенок приносит ее детям и все вместе сравнивают, что принес ребенок.

 

Игра «   Что ты делаешь?»

(Комбинированный  прием зрительного руководства)

 

Цель:

  •    Упражнение в употреблении глаголов Iлица ед. числа изъявительного наклонения;
  • Совершенствование сгибательных, разгибательных движений руки, развитие зрительно-моторной координации;
  • Упражнение в соотнесении геометрических фигур (круг, квадрат).

 

Ход игры:

На полу лежат карточки с изображение круга и квадрата. Ребенку предлагается с помощью тренажера «удочки» «выловить» картинки по заданию педагога («Лови такую же карточку» - педагог показывает круг или квадрат). Каждую карточку ребенок переворачивает и с опорой на картинку отвечает на вопрос: «Что ты делаешь?» («Я пою. Я иду и т.д.»)

 

Игра «Чья песенка?»

( Игровой метод. Приём образного представления)

 

Цель:

  •    Закрепление правильной артикуляции гласных звуков [а, о, у, и,у];
  • Обучение замещению реальных объектов, предметов условными (контурными).

Ход игры:

 

Ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением дудки, утюга, лошадки, лягушки, колеса, мишки, ляли, птички. Затем ребенку предлагают соотнести данные картинки с их условными (контурными) изображениями. Педагог просит  ребенка спеть песенку для каждого изображения.  (Дудка, утюг –«у»; лошадка, лягушка – «и»; колесо, мишка – «о»; ляля, птичка – «а») .

 

Игра «Помоги Тане»

(Комбинированный приём сопряженного рисования)

 

Цель:

  •  Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных звуков и их сочетаний;
  • Упражнение в выполнении свободных дугообразных движений карандашом на бумаге;
  • Упражнение в соотнесении предметов по цвету (красный-синий.)

 

Ход игры:

Педагог говорит ребенку: «Таня пошла в лес и заблудилась.  Она стала звать на помощь и кричать «АУ». Чтобы ее услышали и помогли ей, нужно начертить дорожки». На листе бумаги изображена девочка. На противоположной стороне листа изображены дом, папа, собака. От девочки к дому, папе и собаке нарисованы слабым нажимом цветного карандаша (красный, синий) дугообразные дорожки. Ребенку предлагается обвести дорожки карандашом соответствующего цвета и пропеть песенку Тани: «Ау».

Игра « Одежда - обувь»

(Комбинированный приём вращающихся изображений)

 

Цель:

  •   Закрепление обобщающихся понятий «одежда», «обувь» (в пассивном словаре);
  • Развитие быстроты реакции; совершенствование хватательных движений рук (щепотью);
  • Обучение подбору картинок определенного цвета по словесной инструкции.

 

Ход игры:

Педагог вращает зонтик, к которому прикреплены картинки на цветном фоне. По инструкции педагога дети ловят необходимую картинку («Поймайте картинку красного (синего) цвета»). Затем педагог просит детей показать только те картинки, на которых изображена «обувь («одежда»).  Игра повторяется.

 

 

Игра «Купим в магазине»

(Игровой метод. Прием сортировки)

 

Цель:

  •   Упражнение в группировке предметов обуви по цвету (красный - синий);
  • Активизация предметного словаря по теме: «Обувь».

 

Ход игры:

 

Ребенку предлагают рассмотреть и назвать предметы обуви. Затем педагог говорит: «Таня и Ваня идут в магазин.  Помоги им купить обувь. Тане – красного цвета, Ване – синего цвета». Ребенок выполняет задание.

 

Игра « Что обуваешь?»

(Комбинированный при`м притяжения)

 

Цель:

  •   Активизация предметного словаря по теме: «Обувь»;
  • Развитие мелкой моторики рук, формирования навыка перебирания пальцами;
  • Упражнение в установлении местонахождения предметов в направлениях «впереди» - «сзади».

 

Ход игры:

Дети сидят на полу. Впереди детей лежат катушки, к которым прикреплены ленточки. На концах ленточек прикреплены картинки, картинки лежат рисунком вниз. Аналогичные катушки лежат на полу сзади от детей. По инструкции педагога дети выполняют задание: «Возьми катушку сзади». Ребенок берет в руки катушку и начинает наматывать ленточку на нее, тем самым приближая к себе картинку. Когда ребенок подтянул картинку, переворачивает ее и отвечает на вопрос: «Что ты обуваешь?»

 

 

Игра «Маша - растеряша»

( Метод песочной терапии. Прием раскапывания)

 

Цель:

  •   Обучение образованию существительных в форме родительного падежа единственного числа (со значением отсутствия);
  • Развитие моторики рук, снятие мускульного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • Развитие зрительной памяти.

 

Ход игры:

 

Педагог предлагает ребенку познакомиться с куклой  Машей.  «У куклы Маши много игрушек». Ребенок рассматривает, называет игрушки. Затем педагог предлагает ребенку закрыть глаза. В это время педагог закапывает одну из игрушек в песок.  Ребенок открывает глаза и отгадывает: «Какой игрушки нет у Маши?»  Затем ребенок раскапывает игрушку в песке. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной, то ребенок получает возможность поиграть с этой игрушкой.

 

Игра «Снежки»

(Комбинированный приём помятых изображения)

 

Цель:

  • Формирование умения различать и воспроизводить заданный ритм: один - много;
  • Развитие глазомера при бросании в цель;
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие мелкой моторики рук.

 

Ход игры:

Ребенку предлагают поиграть в снежки, покидать снежки в цель (корзину). Снежки – это скомканные карточки с ритмами. Затем педагог предлагает оставить в корзине столько комочков, сколько раз я хлопну в ладоши (один - много). Потом ребенок разворачивает каждый комочек и хлопает столько раз, сколько кружков изображено на карточке.

 

Игра «Расставим мебель»

(Игровой метод. Приём ограничения поверхности)

 

Цель:

  • Активизировать словарь по теме: «Мебель»;
  • Развитие ориентировки в пространстве.

 

Ход игры:

Ребенку предлагается расставить  кукольную мебель в «комнате» (по подражанию). Педагог расставляет кукольную мебель на листе бумаги, а ребенок  в коробке (по подражанию). Коробка должна быть широкой и низкой.  По возможности ребенок комментирует свои действия.

 

 

Игра «Кручу - верчу»

( Комбинированный прием создания целостного образа с опорой на сенсорный эталон.)

 

Цель:

  • Активизация движений артикуляционного аппарата;
  • Развитие целостного восприятия;
  • Развитие тонких движений пальцев рук.

 

Ход игры:

Ребенку предлагают подобрать парные картинки (изображения узора). Затем ребенок переворачивает каждую пару картинок и складывает из разрезных картинок целостное изображение. Когда все изображения сложились, ребенок называет изображение на каждой картинке и выполняет соответствующе артикуляционное движение. 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн