формирование эмпатии у учащихся к детям с нарушением речи.
Submitted by Татьяна Геннадьевна Бузина on пн, 12/12/2011 - 22:42
Содержание занятия:
1. диагностический этап:
-Здравствуйте, друзья.
-Вы знаете, что заболевания у людей могут быть разными. Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, и вы поймете, о чем пойдет речь.
Раздаю карточки со строчками стихотворения.
« Мальчик Миша мается
Миша заикается
Как другие – чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «КА»
На ребята не смеются –
Дружба классная крепка
- Ты, Мишутка, не теряйся!
-Ты с других пример бери!
-Молча с духом собирайся,
-И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно, подождать!»
Так о чем мы будем сейчас говорить на занятии?
Ответы детей. …….
Да, вы правы, о проблемах с речью.
2 Поисковый этап
Сент – Экзюпери сказал: « Самая главная роскошь – общение».
Что такое общение?
Со всеми ли вы общаетесь?
Когда человек испытывает трудности с общением?
3. Договорный этап
Чтобы помочь человеку, испытывающему трудности с общением, нужно знать причины, особенности и разработать тактику поведения.
Предлагаю вам построить мост помощи. От одного берега до другого протянулись дощечки, и если мы их заполним, то мы сможем встретиться с друзьями, у которых нарушена речь, и помочь им, согласны? (раздаю карточки с номерами на одной стороне и вопросом на другой).
4. Деятельный этап
Итак, первая дощечка - Проблемы с речью.
Они бывают самые разные.
Дислалия, неправильная артикуляция, ребенок опускает или заменяет звуки, которые ему трудно произнести. Так, «стекло», превращается в «стекье», «цветок» – в «тетёк». Могут путать согласные или переставлять их местами, пропускать слоги. Вместо «шарик» - сарик, «пополам» - «полалам», «крокодил» - «дил».шепелявость тоже относится к дислалии. Дети могут неправильно строить предложения, или пропускать слова, например « иду маме» или «хочу не пить молоко».
Дизартрия- ребенок не управляет свом языком.
Тахилалия – убыстренная речь.
Брадилалия – замедленная речь.
Заикание - ребенок «застряв» на первом слоге, долго не может продолжить говорить дальше.
Наконец, встречается и такое тяжелое заболевание, как алалия - неспособность говорить, вследствие патологии мышц речевого аппарата, ребенок может только гулить, как младенец.
Вторая дощечка -
- Какими могут быть причины возникновения дефектов речи? …...ответы детей
Как правило, в основе дефекта речи лежит целый ряд причин. Обычно различают причины эмоционального характера (испуг, страх, стресс) и органического (нарушение слуха, мозговые дисфункции).
Третья доска - Последствия
- К каким последствиям могут привести нарушения речи? Ваши предположения мы выложим в форме ступенек.
(Трудности с речью, если на них вовремя не обратить внимание, могут привести к серьезным проблемам. Если ребенок говорит плохо, другие дети могут не захотеть с ним дружить. Дети хуже учатся в школе, стараются больше молчать, замыкаются в себе.)
Четвертая доска - Как помочь детям с нарушениями речи?
Давайте создадим книгу помощи! Каждая группа создает свою страницу, где записывает формы помощи. Представление страниц.
Пятая дощечка - Как вести себя с такими детьми?
Ответы детей …..
Доброжелательное отношение, не смеяться, спокойно слушать, не торопить, не досказывать за ребенка.
Шестая доска - Как вы думаете, в какие игры можно поиграть с такими детьми, чем занять досуг? ... ответы детей
Сейчас я перечислю игры, а вы скажете, которые подойдут для детей с дефектами речи, а какие нет:
• Жмурки
• Кричалки
• Шашки
• Окончи предложение
• Прятки
• Чтение стихов
• Города
• Нарисуй карикатуру.
Давайте поиграем в игры, которые подойдут для детей с нарушениями речи.
Сомни газету (дети держат газету в вытянутой руке, и сминают ее в комок, кто быстрей).
Попади в цель (комок из бумаги кидают в коробку)
Бег в калошах (дети бегают в больших калошах на скорость)
Найди фигурку (дети в мешочке с горохом ищут мелкие предметы)
5. Рефлексивный этап
Подведение итогов:
Про какие заболевания мы сегодня говорили?
Вы сможете помочь детям с дефектом речи?
Почему вы сможете это сделать после занятия
В чем заключается ваша главная помощь детям с ОВЗ?