Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реализация индивидуально-дифференцированного подхода с учётом доминантной модальности.

Фото пользователя Елена Васильевна Садыкова
Submitted by Елена Васильевна Садыкова on вс, 11/12/2011 - 10:07

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода

в  работе с дошкольниками с учётом доминантной модальности.

  

Американский психолог Лорен Брэдуэй  в своих исследованиях пришла к выводу, что способ познания у конк­ретного ребенка, установлен­ный путем выявления органа чувств — зрения, слуха, ося­зания — посредством которо­го этому ребенку предпочти­тельнее усваивать информа­цию об окружающем мире, является врожденной особен­ностью человека.

Способ познания мира ре­бенком в первые годы жизни оказывает непосредственное влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, его физическое раз­витие и успехи в учебе. Следо­вательно, определение способа познания у детей имеет огром­ное практическое значение, как для родителей, так и для педагогов, поскольку позволя­ет им построить занятия и игры с максимальной пользой.

Определение способа познания у детей описаны в экспериментальной диагнос­тике ведущей сенсорно-перцеп­тивной модальности Г.А. Ванюхиной (Логопед. 2005. № 3. С. 16—24).

  • Визуальный тип или визуалист: воспринимает инфор­мацию в виде зрительных об­разов, часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе пред­ставляемые образы, любит на­блюдать, внимательно рассматривает познаваемое, часто употребляет слова: посмотри, я видел, любуюсь; голову дер­жит прямо.
  • Аудиальный тип или аудиалист: внимателен к лю­бым звуковым проявлениям; должен не смотреть, чтобы слышать; использует слова: послушай, я слышал, тише, голова склонена набок.
  • Кинетико-кинестетический тип или кинетик: внима­телен к ощущениям движе­ний, использует слова: чув­ствую, взять, схватить тяжело, легко; вспоминает о событиях при воссоздании оп­ределенных положений тела, действий; голова опущена.


 

  • Тактильно-кинестетичес­кий тип или осязатель: ребе­нок с развитой тактильной чувствительностью; должен прикоснуться, чтобы понять; использует слова: холодно, тепло, уютно, поближе; ста­рается находиться рядом с познаваемым, опускает глаза.
  • Обонятельно-кинестетический тип или одорант: ре­бенок с обостренным чувством обоняния, часто принюхивает­ся, быстро реагирует на сме­ну запаха, тянет к носу но­вые предметы, использует слова: фу, пахнет; часто мор­щит нос, чуть вытягивает впе­ред шею.
  • Вкусо-кинестетический тип или вкусовик: ребенок с утонченным вкусом (на физи­ческом и эстетическом плане), аккуратный, несколько брез­гливый, пытается лизнуть незнакомый предмет, исполь­зует слова: вкусно, огорчился, надоело; часто покусывает губы, может держать во рту палец.
  • Эмоциональный тип или эмотивист: действует в зави­симости от симпатий, обид­чив, но уступчив во избежа­ние конфликтов; старается делать другим приятное, лег­ко поддается чужому влиянию и сам воздействует на других своим настроением, обладает обостренным чувством любви ко всему окружающему; ис­пользует восторженные, экс­прессивные, ласковые слова.
  • Мыслительный тип или логик: ориентирован на поря­док, закон; любит анализиро­вать, решать задачки, отгады­вать загадки; стабилен в своих чувствах, несколько скрытен, индифферентен к чувствам других людей; использует сло­ва: понимаю, знаю, интересно.
  • Речевой тип или вербалик: говорит много и подолгу; ограничены невербальные средства коммуникации; лю­бит рассуждать, спорить, со­провождать речью собственные и чужие действия; использу­ет слова: сказал, не замолчу.
  • Смешанный тип и поли­сенс: ребенок с гармонично развитой сенсорно-перцептив­ной системой».

Следовательно, коррекционное воздействие на детей с недостатками речи необходи­мо проводить с учетом их до­минантной модальности, что соответствует соблюдению принципа природосообразности и индивидуально-диффе­ренцированного подхода.

Проведя собственное психо­лого-педагогическое обследо­вание детей и ассоциативный эксперимент и получив ре­зультаты анкетирования родителей по Л. Брэдуэй, я оп­ределила в своей группе пре­обладающие типы детей по способу познания. Наиболь­шее количество составили визуалисты, кинетики, осязатели. Учитывая эти данные, я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях для развития лексики.

Визуалисты: для них эф­фективны игры, основанные на индивидуальной ориенти­ровке.

Осязатели: пригодны игры, основанные на тактильной чув­ствительности.

Кинетики: им важно ощу­щать движение во время игры. воспри­ятия, я убедилась в огромном положительном эффекте. Ребе­нок следует своей природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребенок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает материал.

Визуалы, аудиалы, кинестетики...

 

Занятия для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы- люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы- те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики- люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты- у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом дошкольник воспринимает информацию?

На занятии педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и ребенок, и взрослый - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок дошкольник, выводы делаются в основном по наблюдениям.

На что обязательно обращают внимание?

Словарь общения:

  визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.);

  для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.);

 словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший    нюх и пр.).
 

Направление взгляда:

у визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх;

у аудиалов по средней линии;

у кинестетиков - вниз.


      Особенности внимания:

кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;

аудиал легко отвлекается на звуки;

визуалу шум практически не мешает.    

    

Особенности запоминания:

визуал помнит то, что видел, запоминает картинами;

аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая;

кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.


        Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.      

Проводя логопедические за­нятия с детьми с учетом их доминантного канала воспри­ятия, отмечается их  огромный положительный эффект. Ребе­нок следует своей природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обу­чающими и коррекционными задачами занятия. Ребенок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает программный материал. 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн