Реализация индивидуально-дифференцированного подхода
в работе с дошкольниками с учётом доминантной модальности.
Американский психолог Лорен Брэдуэй в своих исследованиях пришла к выводу, что способ познания у конкретного ребенка, установленный путем выявления органа чувств — зрения, слуха, осязания — посредством которого этому ребенку предпочтительнее усваивать информацию об окружающем мире, является врожденной особенностью человека.
Способ познания мира ребенком в первые годы жизни оказывает непосредственное влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, его физическое развитие и успехи в учебе. Следовательно, определение способа познания у детей имеет огромное практическое значение, как для родителей, так и для педагогов, поскольку позволяет им построить занятия и игры с максимальной пользой.
Определение способа познания у детей описаны в экспериментальной диагностике ведущей сенсорно-перцептивной модальности Г.А. Ванюхиной (Логопед. 2005. № 3. С. 16—24).
- Визуальный тип или визуалист: воспринимает информацию в виде зрительных образов, часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе представляемые образы, любит наблюдать, внимательно рассматривает познаваемое, часто употребляет слова: посмотри, я видел, любуюсь; голову держит прямо.
- Аудиальный тип или аудиалист: внимателен к любым звуковым проявлениям; должен не смотреть, чтобы слышать; использует слова: послушай, я слышал, тише, голова склонена набок.
- Кинетико-кинестетический тип или кинетик: внимателен к ощущениям движений, использует слова: чувствую, взять, схватить тяжело, легко; вспоминает о событиях при воссоздании определенных положений тела, действий; голова опущена.
- Тактильно-кинестетический тип или осязатель: ребенок с развитой тактильной чувствительностью; должен прикоснуться, чтобы понять; использует слова: холодно, тепло, уютно, поближе; старается находиться рядом с познаваемым, опускает глаза.
- Обонятельно-кинестетический тип или одорант: ребенок с обостренным чувством обоняния, часто принюхивается, быстро реагирует на смену запаха, тянет к носу новые предметы, использует слова: фу, пахнет; часто морщит нос, чуть вытягивает вперед шею.
- Вкусо-кинестетический тип или вкусовик: ребенок с утонченным вкусом (на физическом и эстетическом плане), аккуратный, несколько брезгливый, пытается лизнуть незнакомый предмет, использует слова: вкусно, огорчился, надоело; часто покусывает губы, может держать во рту палец.
- Эмоциональный тип или эмотивист: действует в зависимости от симпатий, обидчив, но уступчив во избежание конфликтов; старается делать другим приятное, легко поддается чужому влиянию и сам воздействует на других своим настроением, обладает обостренным чувством любви ко всему окружающему; использует восторженные, экспрессивные, ласковые слова.
- Мыслительный тип или логик: ориентирован на порядок, закон; любит анализировать, решать задачки, отгадывать загадки; стабилен в своих чувствах, несколько скрытен, индифферентен к чувствам других людей; использует слова: понимаю, знаю, интересно.
- Речевой тип или вербалик: говорит много и подолгу; ограничены невербальные средства коммуникации; любит рассуждать, спорить, сопровождать речью собственные и чужие действия; использует слова: сказал, не замолчу.
- Смешанный тип и полисенс: ребенок с гармонично развитой сенсорно-перцептивной системой».
Следовательно, коррекционное воздействие на детей с недостатками речи необходимо проводить с учетом их доминантной модальности, что соответствует соблюдению принципа природосообразности и индивидуально-дифференцированного подхода.
Проведя собственное психолого-педагогическое обследование детей и ассоциативный эксперимент и получив результаты анкетирования родителей по Л. Брэдуэй, я определила в своей группе преобладающие типы детей по способу познания. Наибольшее количество составили визуалисты, кинетики, осязатели. Учитывая эти данные, я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях для развития лексики.
Визуалисты: для них эффективны игры, основанные на индивидуальной ориентировке.
Осязатели: пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности.
Кинетики: им важно ощущать движение во время игры. восприятия, я убедилась в огромном положительном эффекте. Ребенок следует своей природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребенок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает материал.
Визуалы, аудиалы, кинестетики...
Занятия для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
Визуалы- люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы- те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики- люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты- у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом дошкольник воспринимает информацию?
На занятии педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и ребенок, и взрослый - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок дошкольник, выводы делаются в основном по наблюдениям.
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения:
визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.);
для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.);
словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда:
у визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх;
у аудиалов по средней линии;
у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания:
кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
аудиал легко отвлекается на звуки;
визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания:
визуал помнит то, что видел, запоминает картинами;
аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая;
кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
Проводя логопедические занятия с детьми с учетом их доминантного канала восприятия, отмечается их огромный положительный эффект. Ребенок следует своей природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребенок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает программный материал.
|