Степень окисления. Составление химических формул бинарных соединений.
Submitted by Татьяна Евгеньевна Леонтьева on Sat, 10/12/2011 - 16:46
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Ребята, мне нравится ваш класс, активный, любознательный. Сенека Младший говорил: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». (Слайд №2)Желаю, чтобы сегодня на уроке вы не только добыли новые знания, но и лучше раскрыли свои способности.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Учитель – Мы знаем, что химия изучает вещества, их свойства и превращения.
Но изучение свойств невозможно без умения записывать формулы веществ. Ваша задача на сегодняшнем уроке научиться составлять формулы веществ по степеням окисления.
Вспомним, откуда берется степень окисления и что это такое.
(Слайд №3)
- Магний легко отдает два электрона, превращаясь в ион со степенью окисления +2, азот легко присоединяет 3 электрона, превращаясь в ион со степенью окисления -3. Между ионами возникает связь, в результате чего образуется молекула, которую вы видите на экране. Назовите это вещество. (Ответ: нитрид магния)
- Что же такое - степень окисления? (Учащиеся формулируют правило, затем оно высвечивается на экране.)(Слайд №3)
2) - Вспомним некоторые характеристики степени окисления. (Слайд№4.)
- Какая бывает степень окисления? (Ответ: постоянная и переменная.) Причем не существует правила, по которому вы могли бы определить постоянство с.о., это нужно постепенно запоминать.
- По заряду, какая бывает с.о.? (Ответ: положительная и отрицательная, а у простых веществ она равна нулю.)
3) -На прошлом уроке вы учились определять с.о. по формуле. Проверим, как вы усвоили этот материал. (Слайд № 5)
4) – Закрепим умение называть бинарные соединения. (Слайд №6).
Учащиеся получают задание назвать бинарные соединения с последующей проверкой.
III. Изучение нового материала.
- Ребята, вы научились называть бинарные соединения, научились определять степени окисления по формулу. Сегодня вы должны научиться, наоборот, по известной степени окисления составлять формулу вещества.
Запишем тему урока: «Составление формул бинарных соединений по степени окисления». (Слайд № 7).
- Вспомним, что такое химическая формула?
(Ответ: «Химическая формула – это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов.)
- Т.е. наша задача состоит в том, чтобы записать химические знаки и найти к ним индексы.
Допустим, нам нужно составить формулу сульфида алюминия.
Запишем алгоритм составления формулы.
По ходу вспоминаем правило определения с.о. у электроотрицательного элемента в бинарном соединении: «Чтобы определить с.о. у электроотрицательного элемента, нужно найти разность (N-8), где N – номер группы электроотрицательного элемента.
IV. Первичное закрепление под руководством учителя.
Заполняем кроссворд. По мере заполнения кроссворда, учащиеся составляют формулы бинарных соединений. (Слайд № 8).
- Теория всегда мертва, если у нее нет практического применения. Рассмотрим значение некоторых бинарных соединений. (Слайд №9). Обсуждаем применение каждого бинарного соединения, представленного на слайде. В конце задается вопрос: «Что общего между всеми этими веществами?» (Ответ: все они относятся к бинарным соединениям.)
V. Контроль результатов первичного запоминания.
- А сейчас, чтобы узнать, как вы поняли новую тему, проведем небольшой тест. (Слайд №10). (Раздаю листочки.)
- А теперь попробуем вместе ответить на вопросы теста. (Слайды № 12-17).
VI. Практическое задание.
Учитель – А сейчас вам предстоит выполнить небольшое практическое задание, получить бинарное соединение - углекислый газ. Кто из вас помнит его формулу? (На столах имеется пробирка с питьевой содой и пробирка с уксусной кислотой.) Давайте вспомним правила ТБ при работе с кислотами. Вопрос для учащихся: «Для чего хозяйки используют эту реакцию на кухне?»
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель – Пришло время узнать ваше мнение об уроке. Опорой вам будут эти предложения:
1. Я узнал(а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня вопросы, я получил(а) ответы.
Татьяна Евгеньевна! А вам не стыдно использовать мою презентацию ( я ее лично составляла и выложила еще в 2007 году на сайте "Фестиваля педагогических идей" и к вашему сведению имею за это диплом и сертификат). Об авторских правах не хотите ли поговорить? Какой же вы учитель, да еще зам директора по воспитательной работе, что воспитываете?
Да, я тоже видела разработку, подобную той, что напечатана здесь. Вот ее адрес: http://festival.1september.ru/articles/504245/. Автор указанного мною материала - Гибадуллина Зульфия Мухаметгалиевна.
Необходимо соблюдать закон о соблюдении авторских прав!!!
На: Степень окисления. Составление химических формул бинарных со
Татьяна Евгеньевна! А вам не стыдно использовать мою презентацию ( я ее лично составляла и выложила еще в 2007 году на сайте "Фестиваля педагогических идей" и к вашему сведению имею за это диплом и сертификат). Об авторских правах не хотите ли поговорить? Какой же вы учитель, да еще зам директора по воспитательной работе, что воспитываете?
На: Степень окисления. Составление химических формул бинарных со
Да, я тоже видела разработку, подобную той, что напечатана здесь. Вот ее адрес: http://festival.1september.ru/articles/504245/. Автор указанного мною материала - Гибадуллина Зульфия Мухаметгалиевна.
Необходимо соблюдать закон о соблюдении авторских прав!!!
С уважением, Л.Пятко.