В современном обществе для эффективного общения, построения карьеры, для успешной реализации своих целей человек должен владеть большим количеством коммуникативных навыков. Именно от умения общаться, умения грамотно выражать свои мысли и понимать обращенную речь, умения договариваться зависит наша успешность в социуме.
Коммуникативная компетентность – одна из самых главных компетентностей современного человека. Она включает овладение всеми видами речевой деятельности: слушанием (аудированием), чтением, говорением, письмом. В само понятие коммуникативной компетенции входит не только усвоение знаний - речевых и языковых, но и практическое их применение в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по развитию социально активной личности. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведет к повышению общей культуры человека, в том числе и к формированию поведенческих качеств.
Формирование коммуникативных компетентностей – одна из самых приоритетных задач нашей школы. Это связано с тем, что ученики школы – дети с интеллектуальной недостаточностью (VIIIвид). У данных детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей и другие. В силу общего недоразвития психики любая деятельность – практическая и познавательная – развивается у таких детей медленно, ущербно и аномально. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся в специальной /коррекционной/ школе VIIIвида – процесс очень сложный. Он осуществляется на всех школьных занятиях, но особая роль отводится предметам: русский язык, чтение и развитие речи.
Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетентность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Так как активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными, метод проектов открывает новые возможности для формирования коммуникативной компетентности и повышения качества знаний учащихся по предмету и имеет свои специфические особенности и подходы к организации.
Проект «Формирование коммуникативных компетентностей в условиях школы VIII вида» - исследовательский и предназначен для учителей и методистов. Данный проект долгосрочный.
В рамках проекта осуществляется творческий мини-проект - «Благодарность – признак благородства души»[2], предназначенный для учащихся 5 класса школы VIII вида и ориентирован на психофизические возможности детей с недостатками интеллекта и на дифференцированный подход.
Характеристика класса. В 5 классе обучается 15 человек, из них 1 учащийся находится на надомном обучении. По психофизиологической характеристике класс неоднороден: 1) возраст детей от 10 до 14 лет; 2) 4 учащихся имеют диагноз F. 71.0 + 83.0 и рекомендованы в группу «особый ребенок». Также из 15 человек 6 учащихся занимаются в логопедической группе.
Тема проекта – «Благодарность – признак благородства души»
Данный проект рассчитан на пополнение и активизацию словаря учащихся 5 класса по темам: «Приветствие», «Прощание», «Обращение», «Благодарность», а также на развитие связной письменной и деловой речи учащихся.
Цель проекта: продолжать развивать коммуникативные компетентности не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия учащихся, но и как ресурса эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Задачи:
I. Формирование творческо-поисковой и самостоятельной активности учащихся.
II. Пополнение и активизация словаря учащихся 5 класса по темам: «Приветствие», «Прощание», «Обращение», «Благодарность», развитие связной письменной и деловой речи.
III. Воспитание нравственных качеств личности, культуры общения.
Предмет проекта: спланированная творческо-поисковая деятельность детей.
Проект по продолжительности рассчитан на 1 месяц.
Режим работы: урочное и внеурочное время.
Доминирующая деятельность: творческо-поисковая.
Участники проекта: учитель русского языка, учащиеся 5-го класса специального (коррекционного) учреждения, библиотекарь, родители.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
· составление плана работы;
· наличие и подбор необходимых материалов;
· наличие компьютерной техники (компьютер и принтер);
· стремление и желание участников проекта.
В результате осуществления проекта будут продолжать формироваться следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая готовность к работе, коммуникабельность, творческая активность, вежливость.
План осуществления проекта
I этап включает в себя:
– просмотр презентации «Дед Мороз в гостях у Маши и Медведя»;
– совместное продумывание работы, обсуждение возможных вариантов работы;
– распределение по группам;
– подбор необходимых слов по темам: «Приветствие», «Прощание», «Обращение», «Благодарность»;
– работа с образцами делового письма (в частности открытки, письма);
– подготовка учащихся к предстоящей работе, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу;
II этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:
1. Составление текста-благодарности
2. Оформление текста благодарности.
3. Составление альбома.
III этап – предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности учащихся, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами.
Ход проекта:
I этап.
Классный час.
Тема: «Благодарность – признак благородства души»
Задачи:
I. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «благодарность»;
II. Развивающая (коррекционная): развитие представлений о благодарности как коммуникативном умении;
III. Воспитывать: нравственные качества личности, культуру общения.
Ход классного часа:
I. Орг. момент.
II. Основная часть.
1. Просмотр и анализ презентации «Дед Мороз в гостях у Маши и Медведя». (Создание проблемной ситуации).
1) Беседа.
Вопросы, которые были заданы перед просмотром презентации:
- Какой праздник скоро мы будем отмечать?
- Почему этот праздник любят дети?
- Какие подарки вы хотите получить от Деда Мороза?
2) Просмотр презентации «Дед Мороз в гостях у Маши и Медведя».
3) Беседа.
Вопросы, которые были заданы после просмотра презентации:
- О каком празднике шла речь в презентации?
- Как лесные звери готовились к встрече Нового года?
- Что случилось с Дедом Морозом?
- Кто ему помог?
- Кому предназначались подарки?
- Почему Маша не хотела отдавать подарки?
- Почему Дед Мороз не приготовил девочке подарок заранее? Как он это объяснил?
- Какой совет дал Дед Мороз Маше?
- Какой подарок получила девочка?
- О чем вас попросила Маша?
- Как вы можете ей помочь?
Результат: учащиеся предложили следующее решение проблемы: написать письмо Деду Морозу, послать открытку, сделать рисунок, тем самым отблагодарить Дедушку Мороза.
- А кто из вас уже писал письмо или открытку?
- Как вы понимаете слово «благодарить»?
4) Морфемный анализ слова «благодарность» и семантический анализ слова «благодарить» учителем.
- Благодарить – от«благо дарить» (указываются корни и соединительная гласная)
Благодарность — чувство признательности за сделанное добро, например, за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства. Кроме того, благодарность — это позитивное чувство. Испытывая благодарность, человек перестает сосредоточиваться на себе, обращает внимание на других людей и легче налаживает отношения с окружающими. Умение благодарить – это искусство.
- Давайте попробуем к слову «благодарность» подобрать прилагательные. Ответьте на вопрос: какой может быть благодарность? Учащиеся отвечают на вопрос (дают свои варианты ответов), после чего учитель предлагает следующие варианты:
Благодарность может быть безграничной, безмерной, бесконечной, большой, вечной, восторженной, глубокой, горячей, душевной, искренней, молчаливой, огромной, сердечной, трогательной и т.п. [3] (значение всех слов уточняет учитель)
- Устно составьте предложение с любым из предложенных слов.
- А какие слова или сочетания слов говорят, когда благодарят? Запишите эти слова на бумажках (бумажки выдаются учителем (размер: ш. - 7см и дл. - 12см)
5) Самостоятельная работа учащихся (активизация словаря)
Слова записываются и прикрепляются к доске при помощи магнитов, зачитываются. Повторяющиеся слова не используются.
6) Пополнение словарного запаса.
Учителем предлагаются слова и сочетания слов (могут встретиться и те слова, которые были уже написаны учащимися):
Спасибо, благодарю, большое спасибо, огромное спасибо, безгранично Вам благодарен, сердечно Вас благодарю, искренне Вас благодарю, от души Вас благодарю, благодарю Вас от всего сердца.
Обращается внимание на то, что местоимение Вас пишется с большой буквы, как знак глубокого уважения. Само понятие местоимение не называется.
5) Работа на компьютере.
Подбор рисунков (из предложенных учителем и самостоятельно) по теме «благодарность».
При распределении учащихся на группы учитывались следующие особенности учащихся:
1. обучаемость;
2. учебные умения и навыки;
3. индивидуальные особенности;
Таким образом, учащиеся были распределены на три группы:
1 группа учащихся характеризуется очень низкой сформированностью психических процессов и общеучебных умений и навыков. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. Сюда вошли дети с умеренной степенью умственной отсталости.
2 группа учащихся также имеет низкие показатели обучаемости, но справляется с программой коррекционной школы VIII вида. Контроль со стороны учителя также необходим.
3 группа учащихся справляется с программой коррекционной школы VIII вида и имеет показатели выше, чем I и II группа учащихся. Контроль учителя - частичный.
Размещено Fri, 16/12/2011 - 16:39 пользователем Анна Евгеньевна Федосова.
Уважаемые коллеги! Здесь представлена организационная часть учебного проекта. В данный момент проект реализуется с учащимися в классе. По мере выполнения проекта буду выставлять дальнейшие материалы. Буду признательна за ваши советы!
На: "Формирование коммуникативных компетентностей в условиях кор
Уважаемые коллеги! Здесь представлена организационная часть учебного проекта. В данный момент проект реализуется с учащимися в классе. По мере выполнения проекта буду выставлять дальнейшие материалы. Буду признательна за ваши советы!