Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Формирование коммуникативных компетентностей в условиях коррекционной школы VIII вида"

Фото пользователя Анна Евгеньевна Федосова
Submitted by Анна Евгеньевна Федосова on Fri, 09/12/2011 - 17:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федосова Анна
Место работы, должность: 

ГОУ ЛО "Сиверская специальная школа-интернат"

Должность: учитель русского языка

 

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Проект &laquo;Формирование коммуникативных компетентностей в условиях школы VIII вида&raquo; - исследовательский и предназначен для учителей и методистов. Данный проект долгосрочный.</p> <p> В рамках проекта осуществляется творческий мини-проект - &laquo;Благодарность &ndash; признак благородства души<em>&raquo;</em><a href="#_ftn2" name="_ftnref2" title=""><em><strong>[2]</strong></em></a>, предназначенный для учащихся 5 класса школы VIII вида и ориентирован на психофизические возможности детей с недостатками интеллекта и на дифференцированный подход.</p>

Формирование коммуникативных компетентностей в условиях коррекционной школы VIII вида.

Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Л.Н. Толстой[1]

В современном обществе для эффективного общения, построения карьеры, для успешной реализации своих целей человек должен владеть большим количеством коммуникативных навыков. Именно от умения общаться, умения грамотно выражать свои мысли и понимать обращенную речь, умения договариваться зависит наша успешность в социуме.

Коммуникативная компетентность – одна из самых главных компетентностей современного человека. Она включает овладение всеми видами речевой деятельности: слушанием (аудированием), чтением, говорением, письмом. В само понятие коммуникативной компетенции входит не только усвоение знаний - речевых и языковых, но и практическое их применение в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по развитию социально активной личности. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведет к повышению общей культуры человека, в том числе и к формированию поведенческих качеств.

Формирование коммуникативных компетентностей – одна из самых приоритетных задач нашей школы. Это связано с тем, что ученики школы – дети с интеллектуальной недостаточностью (VIIIвид). У данных детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей и другие. В силу общего недоразвития психики любая деятельность – практическая и познавательная – развивается у таких детей медленно, ущербно и аномально. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся в специальной /коррекционной/ школе VIIIвида – процесс очень сложный. Он осуществляется на всех школьных занятиях, но особая роль отводится предметам: русский язык, чтение и развитие речи.

Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетентность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Так как активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными, метод проектов открывает новые возможности для формирования коммуникативной компетентности и повышения качества знаний учащихся по предмету и имеет свои специфические особенности и подходы к организации.

Проект «Формирование коммуникативных компетентностей в условиях школы VIII вида» - исследовательский и предназначен для учителей и методистов. Данный проект долгосрочный.

В рамках проекта осуществляется творческий мини-проект - «Благодарность – признак благородства души»[2], предназначенный для учащихся 5 класса школы VIII вида и ориентирован на психофизические возможности детей с недостатками интеллекта и на дифференцированный подход.

Характеристика класса. В 5 классе обучается 15 человек, из них 1 учащийся находится на надомном обучении. По психофизиологической характеристике класс неоднороден: 1) возраст детей от 10 до 14 лет; 2) 4 учащихся имеют диагноз F. 71.0 + 83.0 и рекомендованы в группу «особый ребенок». Также из 15 человек 6 учащихся занимаются в логопедической группе.

 

Тема проекта – «Благодарность – признак благородства души»

Данный проект рассчитан на пополнение и активизацию словаря учащихся 5 класса по темам: «Приветствие», «Прощание», «Обращение», «Благодарность», а также на развитие связной письменной и деловой речи учащихся.

Цель проекта: продолжать развивать коммуникативные компетентности не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия учащихся, но и как ресурса эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Задачи:

I.             Формирование творческо-поисковой и самостоятельной активности учащихся.

II.           Пополнение и активизация словаря учащихся 5 класса по темам: «Приветствие», «Прощание», «Обращение», «Благодарность», развитие связной письменной и деловой речи.

III.        Воспитание нравственных качеств личности, культуры общения.

Предмет проекта: спланированная творческо-поисковая деятельность детей.

Проект по продолжительности рассчитан на 1 месяц.

 

Режим работы: урочное и внеурочное время.

 

Доминирующая деятельность: творческо-поисковая.

 

Участники проекта: учитель русского языка, учащиеся 5-го класса специального (коррекционного) учреждения, библиотекарь, родители.

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:

·              составление плана работы;

·              наличие и подбор необходимых материалов;

·              наличие компьютерной техники (компьютер и принтер);

·              стремление и желание участников проекта.

В результате осуществления проекта будут продолжать формироваться следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая готовность к работе, коммуникабельность, творческая активность, вежливость.

 

План осуществления проекта

I этап включает в себя:

– просмотр презентации «Дед Мороз в гостях у Маши и Медведя»;

– совместное продумывание работы, обсуждение возможных вариантов работы;

– распределение по группам;

– подбор необходимых слов по темам: «Приветствие», «Прощание», «Обращение», «Благодарность»;

– работа с образцами делового письма (в частности открытки, письма);

– подготовка учащихся к предстоящей работе, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу;

II этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:

1.     Составление текста-благодарности

2.     Оформление текста благодарности.

3.     Составление альбома.

III этап – предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности учащихся, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами.

 

Ход проекта:

I этап.

Классный час.

Тема: «Благодарность – признак благородства души»

Задачи:

I.                   Образовательная: познакомить учащихся с понятием «благодарность»;

II.                Развивающая (коррекционная): развитие представлений о благодарности как коммуникативном умении;

III.             Воспитывать: нравственные качества личности, культуру общения.

 

Ход классного часа:

I.                   Орг. момент.

II.                Основная часть.

1.          Просмотр и анализ презентации «Дед Мороз в гостях у Маши и Медведя». (Создание проблемной ситуации).

1) Беседа.

Вопросы, которые были заданы перед просмотром презентации:

- Какой праздник скоро мы будем отмечать?

- Почему этот праздник любят дети?

- Какие подарки вы хотите получить от Деда Мороза?

2) Просмотр презентации «Дед Мороз в гостях у Маши и Медведя».

3) Беседа.

Вопросы, которые были заданы после просмотра презентации:

- О каком празднике шла речь в презентации?

- Как лесные звери готовились к встрече Нового года?

- Что случилось с Дедом Морозом?

- Кто ему помог?

- Кому предназначались подарки?

- Почему Маша не хотела отдавать подарки?

- Почему Дед Мороз не приготовил девочке подарок заранее? Как он это объяснил?

- Какой совет дал Дед Мороз Маше?

- Какой подарок получила девочка?

- О чем вас попросила Маша?

- Как вы можете ей помочь?

Результат: учащиеся предложили следующее решение проблемы: написать письмо Деду Морозу, послать открытку, сделать рисунок, тем самым отблагодарить Дедушку Мороза.

- А кто из вас уже писал письмо или открытку?

- Как вы понимаете слово «благодарить»?

4) Морфемный анализ слова «благодарность» и семантический анализ слова «благодарить» учителем.

- Благодарить – от«благо дарить» (указываются корни и соединительная гласная)

Благодарность — чувство признательности за сделанное добро, например, за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства. Кроме того, благодарность — это позитивное чувство. Испытывая благодарность, человек перестает сосредоточиваться на себе, обращает внимание на других людей и легче налаживает отношения с окружающими. Умение благодарить – это искусство.

- Давайте попробуем к слову «благодарность» подобрать прилагательные. Ответьте на вопрос: какой может быть благодарность? Учащиеся отвечают на вопрос (дают свои варианты ответов), после чего учитель предлагает следующие варианты:

Благодарность может быть безграничной, безмерной, бесконечной, большой, вечной, восторженной, глубокой, горячей, душевной, искренней, молчаливой, огромной, сердечной, трогательной и т.п. [3] (значение всех слов уточняет учитель)

- Устно составьте предложение с любым из предложенных слов.

- А какие слова или сочетания слов говорят, когда благодарят? Запишите эти слова на бумажках (бумажки выдаются учителем (размер: ш. - 7см и дл. - 12см)

5) Самостоятельная работа учащихся (активизация словаря)

Слова записываются и прикрепляются к доске при помощи магнитов, зачитываются. Повторяющиеся слова не используются.

6) Пополнение словарного запаса.

Учителем предлагаются слова и сочетания слов (могут встретиться и те слова, которые были уже написаны учащимися):

Спасибо, благодарю, большое спасибо, огромное спасибо, безгранично Вам благодарен, сердечно Вас благодарю, искренне Вас благодарю, от души Вас благодарю, благодарю Вас от всего сердца.

Обращается внимание на то, что местоимение Вас пишется с большой буквы, как знак глубокого уважения. Само понятие местоимение не называется.

5) Работа на компьютере.

Подбор рисунков (из предложенных учителем и самостоятельно) по теме «благодарность».

При распределении учащихся на группы учитывались следующие особенности учащихся:

1.     обучаемость;

2.     учебные умения и навыки;

3.     индивидуальные особенности;

Таким образом, учащиеся были распределены на три группы:

1 группа учащихся характеризуется очень низкой сформированностью психических процессов и общеучебных умений и навыков. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. Сюда вошли дети с умеренной степенью умственной отсталости.

2  группа учащихся также имеет низкие показатели обучаемости, но справляется с программой коррекционной школы VIII вида. Контроль со стороны учителя также необходим.

3 группа учащихся справляется с программой коррекционной школы VIII вида и имеет показатели выше, чем I и II группа учащихся. Контроль учителя - частичный.



[1] http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post116604213/

[2] Эзоп

[3]http://www.slovopedia.com/24/193/1648009.html

 

Прикрепленный файл Size
Презентация.ppt 3.23 MB


Фото пользователя Анна Евгеньевна Федосова

На: "Формирование коммуникативных компетентностей в условиях кор


Уважаемые коллеги! Здесь представлена организационная часть учебного проекта. В данный момент проект реализуется с учащимися в классе. По мере выполнения проекта буду выставлять дальнейшие материалы. Буду признательна за ваши советы!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн