Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



РОЛЬ И МЕСТО ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Submitted by Елена Анатольевна Бикеева on Fri, 09/12/2011 - 14:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лавренюк Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 

МОУ г.Бузулука "СОШ № 10", учитель русского языка и литературы 

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет &nbsp;не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль.&nbsp;</p>

Когда ученики заканчивают школу, мы должны быть уверены, что основные нравственные заповеди проникли в их души, стали убеждением.   Чтобы «не заплыла душа жиром», чтобы не забывали священных слов «отец» и «мать», чтобы не заработком, а работой научились жить, чтобы не превращали дом свой в некий храм вещей, чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значимости в нём - такими хочется видеть своих учеников в будущем.

    Традиция изучения гуманитарных дисциплин в любом вузе составляет одну из важнейших особенностей нашего высшего образования. В чем смысл этой традиции? Что несет ее сохранение будущему специалисту в области, например,  естественных и технических наук? Кроме того, все эти дисциплины составляют некий набор независимых в сущности своей наук, или между ними существует некая связь, настолько принципиального характера, что ее следует осознать?

    Конечно, если понятно, с какой целью приходится осваивать тот или иной предмет, насколько эта цель согласуется с собственными профессиональными и в целом жизненными устремлениями, то появляется особый познавательный интерес, порождающий немало вопросов, для ответа на которые требуются все более глубокие знания.

     Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей. Они всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

    Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет  не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.

    Нет особой необходимости доказывать, насколько привлекательны для человека искусство, история, психология, философия и т.д. своим содержанием, теоретическими сюжетами, неожиданными поворотами мысли, своими отличиями от естественных и технических наук. Мир гуманитарного знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарная культура имеет своим предметом человека, человека в его человеческом обществе с проблемами человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.

В последние годы стала гораздо заметнее роль религии в жизни нашего общества. И люди старшего поколения и молодёжь всё чаще обращаются к тому источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают всё больший интерес у наших учеников, и это естественно - хотя бы потому, что религия - это часть культуры русского народа, связанная великими страницами нашей истории. Когда человек силою искусства слова присоединяется к чужой судьбе, научится чувствовать чужую радость или боль, как свою собственную, ему уже мучительно больно совершить зло.

     Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями.   Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Такому пониманию может способствовать только истинное знание, то есть такое  знание, которое адекватно в соответствующих пределах и ракурсах отражает реальные процессы. Человеческая культура развивалась сложными путями, осмысливая общественную жизнь и человека, преодолевая различные, в том числе и великие, заблуждения, выдвигая массу разнообразных по своей значимости гипотез, соотнося результаты своих исследований с реальностью, осмысливая свой собственный опыт.

          Современный этап развития общественных и гуманитарных наук связан с поиском путей решения глобальных проблем человечества, которые также имеют комплексный междисциплинарный характер. При этом доля социально-гуманитарных компонентов глобальных проблем, связанная с увеличением масштабов и глубины антропогенного воздействия на среду, неуклонно возрастает. Расширяется и сам спектр проблем: наряду с проблемами международной безопасности, борьбы за разоружение, демографической и экологической проблемами появились проблемы преступности, терроризма, наркомании, «вандализации» культуры. Процессы глобализации и информатизации еще более стимулируют интеграцию социально-гуманитарных наук.

    Гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художественным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.  

     В самом деле, гуманитарные науки обращаются к человеку постольку, поскольку он живет, говорит, производит. Будучи живым существом, человек растет, функционирует, имеет потребности, видит, как перед ним раскрывается пространство, подвижные координаты которого пересекаются в нем самом; иначе говоря, его телесное существование так или иначе пересекается с остальной живой природой; производя продукты и орудия труда, выменивая то, в чем он нуждается, организуя всю систему обращения, по которой проходит все то, что он способен потреблять, и в котором сам он является лишь неким функциональным узлом, человек и все его существование оказываются непосредственно сплетенными с существованием других людей; наконец, обладая языком, он может построить себе символический мир, внутри которого он вступает в отношения со своим собственным прошлым, с вещами, с другими людьми, на основе которого он только и может построить какое-то знание (и особенно знание о самом себе, одной из возможных форм которого являются гуманитарные науки).

      Современное гуманитарное знание должно служить той базой, на которой необходимо наладить междисциплинарный диалог между науками естественными, точными, социальными - одним словом, создавать условия для возникновения современного общества, основанного на знаниях, ориентированного на устойчивое развитие.

 

Список литературы

  1. Бодина Е. Жизненность знаний как условие обновления содержания образования. // «Воспитание школьников. – 1997. - № 4.
  2. Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.
  3. Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.
  4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX в. -М., 1995.
  5. Федоров Н. Сочинения. М.: Мысль, 1982.
  6. Шестов Л. Собрание сочинений, т. 2. М.: Наука, 1993.

  


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн