МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. СОЧИ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ЦДТ г.Сочи
А.Ф. Агаджанян _____________
протокол педагогического совета
от «___» __________ 20 _ г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
Социально-педагогическое объединение
«Логика и математика»
срок реализации – 1 год
модифицированная программа
возраст детей – 6-7лет
педагог дополнительного образования:
Варава Галина Николаевна
г.Сочи
2011г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Логика и математика»имеет социально – педагогическую направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задачсоциально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, начиная с дошкольного возраста.
С 1998г. в нашем Центре детского творчества работает школа раннего развития - студия «РОСТ». Эта студия пользуется большим интересом у родителей дошкольников. Следует отметить, что в последние годы, резко возрос спрос на занятия для подготовки к школе детей дошкольного возраста, что вызвано более ранним физическим и умственным развитием, желанием родителей дать детям основы эстетической культуры, определить их склонности и дарования. В студию принимаются дети без специального отбора, в основном неорганизованные, то есть не посещающие детские сады, поэтому одной из основных задач педагогов является дифференцированный подход ко всему процессу обучения.
Программа «Логика и математика разработана на основе учебно – методического пособия «Математика от трёх до семи», автор–составитель Михайлова З.А.; книги «Логика и математика для дошкольников», авторы – составители Носова Е.А. и Непомнящая Р.Л.; пособия для детских садов и родителей «Математика до школы», под руководством Смоленцевой А.А. и Пустовойт О.В.; книги для воспитателей детского сада и родителей «Давайте поиграем», под редакцией Столяра А.А., Петерсон Л.Г. (дописать).
Разрабатывая эту программу, я опиралась на пожелания родителей, которые хотят видеть своего ребёнка подготовленным к школе, чтобы ребёнок умел адаптироваться в незнакомом коллективе, умел учиться и дружить. А также основой для моей программы послужило огромное желание дошкольников учиться – играя. Ведь дошкольное пространство – это и есть пространство сказки, игры, фантазии. Здесь всё не так, как в мире взрослых. Это у взрослых в замках живут короли, а на занятиях «Логика и математика» вполне могут поселиться цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, числа, знаки, в общем, всё, что угодно, лишь бы детям было интересно.
Главная отличительная черта этого возрастного этапа – формирование человеческих способностей, без которых не может состояться человек, как таковой, а также формирование математических способностей, без которых человеку трудно войти в «компьютерный век».
Чтобы дети с желанием и интересом шли на занятия я решила использовать в своей работе развивающие и логические игры, познакомить детей и родителей с уникальным по своим возможностям дидактическим материалом – логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и упражнений с этим материалом. Сегодня, когда широко используется личностно-ориентированная модель воспитания и развития ребенка, логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место.
В чём же заключается новизна и каковы основные принципы работы с развивающими логическими играми?
Новизназаключается в том, что материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала. Все 72 занятияобязательно проводятся с использованием дидактических, развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений.
Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.
Основные принципы работы с развивающими логическими играми:
- совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно - познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
- повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения ребёнка в игровой деятельности;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
Необходимо помочь ребенку подняться на каждую ступеньку, «перерасти» эту ступеньку и бежать по лесенке вперед и вперед.
С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через общение со взрослыми, через игрушки и предметы окружающие его, через игры и через речь, самостоятельно постичь суть окружающего мира. Задача эта непосильна для ребенка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребенка с другими детьми и роль этого общения в психическом, умственном развитии детей на разных ступенях.
Актуальность данной образовательной программы «Логика и математика» определяется запросом со стороны детей, их огромным желанием посещать этот кружок. Результат очевиден, с каждым годом желающих становится всё больше, посещаемость детей 100% (кроме уважительных причин). Родители радуются успехами своих детей, их настроением и постоянным желанием заниматься. Учителя начальных классов выражают свою признательность в том, что дети, посещающие кружок «Логика и математика»преуспевают в знаниях на уроках математики, умеют логически мыслить.
Актуальность заключается и в том, что развивающие логические игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников.
Программа «Логика и математика», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием и результатами работы востребованность личного опыта со стороны педагогов, родителей и детей.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. Они свободно могут соотнести число с определённым цветом или цвет с числом. Всё это дети выполняют с большим удовольствием с помощью цветных палочек Х.Кюизенера. Это великолепный материал, являющийся необыкновенным средством познания логики и математики в дошкольном возрасте, который является обязательным наглядным материалом на всех моих занятиях. Также я широко использую дидактический материал - логические блоки Дьенеша, который способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, дети легко решают логические задачи на разбиение по свойствам. У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три или четыре свойства.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что занятия кружка «Логика и математика» укрепляют интерес к математике, улучшают физическое развитие (физкультминутки, пальчиковые упражнения, прыжки, приседания, хлопки, наклоны, отбивание мяча и т.д.) и эмоциональное состояние детей; развивают гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений; способствуют формированию интереса к логике и информатике.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
Цель программы - создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.
Для реализации этой цели поставлены следующие
задачи:
сформировать и расширить ЗУН детей в области элементарных математических представлений.
развивать познавательный интерес
развивать интерес к логическим играм;
формировать культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих товарищей.
развивать личностные качества - активность, ответственность, аккуратность, самостоятельность; творческие способности; внимание; память; мышление; воображение;
формировать потребность в самопознании, саморазвитии.
На решение этих задач направлены содержание и методы подготовки мышления ребёнка к школьному обучению, в частности к математической подготовке.
Отличительные особенности данной программы от аналогичных существующих образовательных программ.
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности, немаловажную роль уделяя и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
В отличие от аналогичных существующих программ таких как
«Развитие», «Детство», «Радуга», система М.Монтессори
отличительные особенности программы «Логика и математика» заключаются в том, что в процессе разнообразных действий с развивающими логическими играми, дети овладевают не только различными мыслительными умениями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития, но и все занятия базируются на применении физкультминуток, физических упражнений, подвижных игр, игр – заданий (например: прыгнуть на одной ноге столько раз, какое число обозначает чёрная палочка; присесть -полное, медленное приседание, чтобы окружающие могли посчитать, столько раз, какое число обозначает оранжевая палочка, или используя математический круг с цифрами, наклеенный на полу прыгнуть на двух ногах, чтобы получить состав числа 8 и т.д.), которые благотворно влияют на здоровье детей, их настроение и желание ходить на занятия.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры общения, способность производить действия в уме. С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.
Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет (блок, палочку и т.д.), абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.
Для этого я специально оборудовала кабинет. На стенах и полу наклеила из цветной клеящейся бумаги (оракал) наглядные пособия, которые позволяют проводить с детьми различные игровые упражнения, как индивидуально, так и с подгруппами, и коллективно. На стенах- большое красивое дерево, рукавичка, паровозик, на полу – дорожки, домики, математический круг. Всё это очень увлекает детей, они свободно ориентируются в пространстве, выполняя при этом задания.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6-7 лет.
В основном это дети, не посещающие детские сады. Состав группы постоянный, количество детей – 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Кабинет соответствует формам работы с детьми (оформлен наглядными пособиями, достаточно места для различных игровых моментов, для индивидуальной, групповой, коллективной работы за столами, на полу, на коврике, у наглядно оформленной стены, у доски и т.д.).
Сроки реализации: 1 год обучения – 72 часа.
Формы и режим занятий
1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 учебному часу, всего - 72 часа.
Формы организации деятельности детей на занятии:
индивидуальная
работа в парах
работа по подгруппам, звеньям
групповая
Формы проведения занятий:
беседа
игра – соревнование
игра - путешествие
открытое занятие
мастер – класс
Ожидаемые результаты и способы определения
их результативности
Используемые методические приемы, сочетание практической игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений. Обучающиеся овладевают конкретными умениями, знаниями и навыками. Обучение включает как прямые, так опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников.
Для отслеживания результативности образовательного процессаиспользуются следующие виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь)
2. промежуточный контроль (январь)
3. итоговый контроль (май)
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети
будут знать:
место числа в числовом ряду
числа - соседи
виды счёта (прямой, обратный, порядковый)
как получить число первого десятка (путем +1)
как получить число второго десятка (один на – дцать и т.д.)
состав чисел первого десятка из двух и нескольких меньших
процессы сложения и вычитания
будут уметь:
строить «лесенку»
образовывать «семейки»
соотносить число и цвет, цвет и число
соотносить число и цифру, цифру и число
составлять и решать примеры на сложение и вычитание
составлять и решать задачи по схемам и карточкам
считать парами, тройками
делить целое на части
составлять «коврик» - состав числа
классифицировать фигуры по 3-4 признакам.
ориентироваться в пространстве
ориентироваться во времени
ориентироваться на листе бумаги
Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я использую мониторинг.
Для педагогического мониторинга использую диагностику личностного роста и продвижения, шкалу оценивания результатов.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы нужны для того, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа своей деятельности. Использую открытое занятие, как форму подведения итогов работы по программе.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
пп
|
Раздел, тема
|
всего
|
Количествочасов
|
теория
|
практика
|
1.
|
Введение в программу. Инструктаж: ТБ,ПБ, ПДД.
Знакомство с кружком «Логика и математика»
|
1
|
1
|
-
|
2.
|
Множества и совокупности
|
9
|
|
|
2.1
|
Понятие множества. Много и один.
|
2
|
1
|
1
|
2.2
|
Сравнение предметов
|
2
|
-
|
2
|
2.3
|
Сравнениепредметов и совокупностей
|
3
|
1
|
2
|
2.4
|
Игры-головоломки
Логически задачи и упражнения.
|
2
|
-
|
2
|
3
|
Пространственно-временныепредставления
|
3
|
|
|
3.1
|
Ориентация в пространстве
|
1
|
-
|
1
|
3.2
|
Ориентациявовремени
|
1
|
-
|
1
|
3.3
|
Ориентацияналистебумаги
|
1
|
-
|
1
|
4.
|
Числа и операции над ними
|
34
|
|
|
4.1
|
Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек»
|
3
|
-
|
3
|
4.2
|
Числа и цифры первого десятка
|
3
|
-
|
3
|
4.3
|
Виды счёта (прямой, обратный, порядковый)
|
3
|
-
|
3
|
4.4
|
Состав числа (от 2 до 10)
|
9
|
-
|
9
|
4.5
|
Сложение и вычитание
|
6
|
-
|
6
|
4.6
|
Составление и решение задач по схемам и карточкам
|
7
|
-
|
7
|
4.7
|
Числа второго десятка, двузначные числа
|
3
|
-
|
3
|
5.
|
Геометрические фигуры, величина
|
24
|
|
|
5.1
|
Выявление и абстрагирование свойств
|
6
|
-
|
6
|
5.2
|
Сравнение и составление
|
5
|
-
|
5
|
5.3
|
Классификация и обобщение
|
4
|
-
|
4
|
5.4
|
Логические действия и операции «не», «и», «или»
|
9
|
1
|
8
|
6.
|
Заключительное занятие
|
1
|
1
|
-
|
|
Итого часов
|
72
|
5
|
67
|
Содержаниепрограммы
1. Вводное занятие. Инструктаж: ТБ; ПБ; ПДД.
Знакомство с развивающими играми и дидактическим материалом: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Кубики для всех», «Кростики».
2. Множества и совокупности
Теория
Общие понятия множества. Основные операции над множеством.
Понятие «Множество». Много и один. Отношения «больше», «меньше», «равно».
Свойства предметов(цвет, форма, размер, толщина, материал). Объединение предметов в группы по сходным признакам (двум, трем, четырем). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, толщине и т.д.
Сравнение предметов и совокупностей.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов.
Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
Логические игры. Игры – головоломки.
Упражнения на внимание, память. Занимательные вопросы, игры, конкурсы.
Практика
Дидактические игры «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Два обруча», «Дорожки», «Найди пару», «Кто, где живёт?», «Найди лишнее», «Объедини по 2, 3,4 признакам», «Равно – неравно», «Два обруча».
Игры-головоломки «Танграмм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», развивающие кубики: «Хамелеон», «Сложи узор», «Кубик для всех».
3.Пространственно-временные представления
Ориентация в пространстве.
Теория
Понятия: вверху, внизу, слева, справа.
Предлоги: над, под, в, на, за, перед, между.
Представления: рядом, далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, в центре.
Ориентировка во времени.
Название дней недели и месяцев, с промежутками времени: утро, день, вечер, ночь. Времена года. Мера времени: секунда, минута, час.
Понятия: долго, дальше, скоро, скорее, потом, давно, быстро, медленно.
Ориентировка на листе бумагис клетчатой разлиновкой: клеточка, строчка, столбик клетки, страница, лист.
Практика
Дидактические игры: « Далеко – близко», «Высоко – низко», « Назови – где….», «Угадай время года?», «Неделя».
4. Числа и операции над ними
Количество и счёт
Теория
Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек». Знакомство с цветными палочками – числами в пределах 10.
Числа и цифры первого десятка путём прибавления 1.
Виды счёта (прямой, обратный, порядковый) в пределах 20.
Состав числа (от 2 до 10). Составление «коврика».
Числа – соседи. Предшествующее и последующее число.
Состав числа (от 2 до 10) . Составление «коврика».
Деление предметов на 2 и 4 равные и неравные части, нахождение части от целого, составление целого из частей.
Сложение и вычитание. Формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании, как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Понятия «целое – часть».
Составление и решение задачпо схемам и карточкам.
Решение задач на сложение предметов, фигур, палочек Кюизенера, используя числа в цвете. Понятия «слева, справа, посередине».
Задачи на вычитание. Работа с предметами, фигурами. Составление «коврика на вычитание» из палочек Кюизенера». Отношения между группами предметов (больше, меньше, одинаковое количество).
Математические знаки: +, -, =, =, <, >. Использование этих знаков при составлении и решении арифметических задач и неравенств.
Решение задач творческого характера.
Числа второго десятка.
Образование второго десятка (один – на – дцать – 11 и т. д.); двузначные числа – составляем из палочек. Счёт до 20. Счет двойками (парами) до 20, счёт тройками до 21.
Практика
Дидактические игры: «Поезд», «Построй лесенку»,«Вычислительные машины», «Алгоритм», «Составь коврик на сложение (вычитание)», «Веселый поезд», «Чудесный мешочек», «Заборчик», «»Жмурки», «Сломанная лесенка», «Для любознательных», «Сложение или вычитание», «Волшебные домики», «Домики разбежались», «Состав числа по признаку», «Математический круг», «Найди спрятанную фигуру по клеточкам», «Мозаика цифр», «Реши пример и найди фигуру».
5. Геометрические фигуры, величина, объем
Выявление и абстрагирование свойств
Теория
Развитие умений выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни свойства от других, называть их.
Первые представления о замещении свойств знаками-символами.
Осваивание умений строго следовать правилам при выполнении действий, понимание того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.
Практика
Игры: «Найди клад», «Угадай – ка», «Автотрасса», «Где чей гараж?», «Выращивание дерева».
Сравнение и составление
Теория
Развитие у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свойствам, видеть в них общее и различное.
Формирование умений сравнивать предметы и овладевать этим умением в разных ситуациях: когда в их поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.
Практика
Игры: «Дорожки», «Найди пару», «Две дорожки».
Классификация и обобщение
Теория
Формирование у детейумения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам: сначала по заданным свойствам, затем — по самостоятельно выделенным.
Переход от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.
Практика
Игры: «Где чей гараж?», «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок», «
Логические действия и операции «не», «и», «или»
Теория
Развитие у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам.
Развитие умений производить логические операции «не», «и», «или», умений с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Практика
Игры: «Угадай фигуру», «Построй дом», «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2», «Алгоритм», «Архитекторы», «Детская площадка», «Угостим медвежат», «На свою веточку», «Кто хозяин».
6. Заключительное занятия.
Игры – конкурсы.
Игры – соревнования.
Методическое обеспечение программы.
Методыиспользуемые при реализации программы:занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями, метода цикличности,т.е.возврата к ранее пройденному материалу, игры, как основного вида деятельности дошкольника.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:
коммуникативной направленности;
активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;
повышение мотивации учения;
индивидуальному подходу к детям;
техническому оснащению учебного процесса.
Формы занятий:
Игра
Беседа
Открытые занятия
Праздники, викторины
Соревнования, конкурсы
Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса
практические (игровые);
экспериментирование;
моделирование;
воссоздание;
преобразование;
конструирование.
Формы подведения итогов
Детский мониторинг: самооценка, оценка участия в занятии товарищами;
Педагогический мониторинг: диагностика
Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Логика и математика» в ЦДТ имеется:
отдельный кабинет, красочно оформленный для удобства в работе,на стенах и полу наклеены из цветной клеящейся бумаги наглядные пособия;
комплект столов и стульев для дошкольников на 16-18 посадочных мест;
доска;
стол для педагога;
раздаточный материал (счетный материал, цветные карандаши; дидактические игры и пособия ит.д.);
магнитофон с комплектом аудиозаписей;
Дидактический материал: таблицы, дидактические карточки, раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы, головоломки («Танграмм», «Монгольская игра», «Коломбово яйцо», «Пифагор»), логико – математические игры(«Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры»), развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»)
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, презентации.
Дидактические игры
раздел 2. Множества и совокупности
Д/игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Дорожки», , «Кто, где живёт?», «Назови друзей».
Наклеенные на полу или на стене схемы («Дорожки», «Дерево»), позволяют играть в данные игры с блоками Дьенеша, лишь меняя правила игры. Например: из домиков разбежались «муравьишки» (блоки), надо помочь попасть им домой, для этого на дорожки положить карточки – задания, дети по определённому признаку выбирают блоки и отправляют их в нужный домик (играют парами, звеньями, подгруппами). Или назови друзей данных героев.
Д/игра «Два обруча»
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча находились все красные фигуры, внутри синего – все квадратные (играют парами, группами, звеньями). Познакомить с тремя областями, доказать почему в общей области находятся только красные квадраты.
Д/ игра: «Украсим ёлочку»
Дети по схеме заданию, украшают «ёлочку, выбирая нужный блок. Можно играть парами, звеньями, индивидуально.
Игры-головоломки: «Танграмм», «Пифагор»,
«Монгольская игра», «Колумбово яйцо»
Из разрезанных фигур составить любой силуэт (сначала по образцу, потом самостоятельно, по памяти).
Раздел 4. Числа и операции над ними
Д/ игра: «Поезд»
С помощью вагонов можно познакомить с составом числа из двух меньших. Например: в окошко паровоза вставить цифру 5. Дети выбирают из цифр на столе нужную пару цифр, и вставляет их в вагончики (1 и 4; 2 и 3; 4 и 1) объясняя свой выбор
Д/игра: «Вычислительные машины».
Играют двое, один играет роль вычислительной машины, другой задаёт информацию, то есть кладёт любую палочку в верхний кружок, «машина» выполняет в уме операции в 1,2,3 действия и кладёт результат в нижний кружок.
Д_ игра: «Волшебные домики»
Эта игра позволяет находить числа, которые больше или меньше данного числа и размещать их с нужной стороны от знака.
Д/ игра: «Заборчик»
Дети строят заборчики из одноцветных палочек, доказывают какой забор длиннее, почему?
Д/ игра «»Жмурки»
С закрытыми глазами дети выбирают любую палочку и на ощупь стараются подобрать ей пару. Можно спросить какое число обозначает данная палочка.
Д/ игра: «Цветная лесенка»
Дети строят лесенку в определённой последовательности от 1 до 10, предлагаю закрепить виды счёта (прямой, обратный, порядковый, числа – соседи)
Д/игра: «Составь коврик на сложение (вычитание)»
Составляя такой «коврик» дети успешнее усваивают часть и целое. При сложении из частей (двух палочек) получается целое (одна палочка).
При вычитании из целого вычитаем одну часть и находим другую,
выкладывание «ковриков» происходит слева направо.
«Веселый поезд»
Кто больше построит поездов из трёх вагонов (палочки Кюизенера) разного цвета (красного - число 4, фиолетового – число 6, вишнёвого – число 8).
Варианты: 4-6-8; 4-8-6; 6-8-4; 6-4-8; 8-4-6; 8-6-4 (6 вариантов).
Можно провести в виде игры – соревнования.
«Для любознательных»
«Найди спрятанную фигуру по клеточкам»
На горизонтальной и вертикальной полосках слева или сверху квадратика, обозначающего цвет палочки стоит цифра, позволяющая отсчитать нужное количество клеток и положить палочку вертикально или горизонтально. Очень радует детей конечный результат, когда дети видят то, что получилось. В данном случае – верблюд.
«Состав числа по признаку»
Дети считают, сколько геометрических фигур на одной табличке и называют все варианты состава числа из двух меньших по признакам, или выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера. Например: 1-я табличка – фигур 7,число 7, варианты (1 и 6 – по размеру, 2 и 5 – по цвету, 3 и 4 – по форме) и т. д.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся палочки – числа, дети на ощупь стараются определить, какое число она обозначает, сказать и показать детям.
«Математический круг»
Круг наклеен на полу, с помощью него дети закрепляют состав числа, на одной ноге перепрыгивают с одной цифры на другую, приземляясь двумя ногами на третью, при этом проговаривая решение. Например: 5 и 3 будет 8 или 5 прибавить 3, получится 8.
Больше фантазии и этот математический круг можно использовать при знакомстве с видами счёта, решении примеров, задач и т. д.
Д/ игра: «Реши задачу по карточкам»
Д/игра: «Сложение и вычитание»
С помощью этих карточек дети овладевают правильной формулировкой составления и решения задач (сколько было – стало всего; сколько было - осталось). Используя палочки – числа составляют решение.
Раздел 5. Геометрические фигуры, величина
Д/игра «Угадай – ка»
Педагог прячет блок и просит детей угадать блок по определённому признаку, например – цвету, можно усложнять и угадывать блок по двум признакам. Кто угадает первый, то он прячет блок.
Д/игра: «Найди клад»
Эта игра позволяет выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму и величину. На столе педагога лежат блоки, отличающиеся по разным признакам, педагог прячет под одним бумажный кружок (клад), дети – кладоискатели, по очереди говорят свою версию (я думаю, что клад находится под синим, толстым, маленьким квадратом) побеждает угадавший.
Д/игра: «Автотрасса»
Дети строят дорожки по карточкам – схемам, соблюдая правила построения дорог. Например: за красным треугольником следует синий квадрат, затем жёлтый круг по стрелочкам, это группа фигур может повторяться несколько раз, выигрывает тот, у кого дорожка длиннее.
Д/игра: «Выращивание дерева».
Дети классифицируют фигуры по цвету, форме и величине. Берут любой блок и начинают двигать его от корня дерева вверх по веткам следуя указателю на ветках. На конце веточки «вырастет» соответствующая фигура.
Д/ игра: «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»
Эта игра проводится так же как «два обруча» выше описанная, на можно раскладывать блоки в трёх обручах. Эта игра позволяет развивать умения разбивать множества по двум – трём совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Список литературы, использованной в моей работе
1. Бурлака Е.Г., Н.Н. Прокопенко. Занимательная математика. Донецк, ПКФ «БАО», 1997 г.
2.БеляковЕ. А. 365 развивающих игр. Москва, 1999 г.
3. Волина В.В.. Праздник числа. Москва, «Знание», 1993 г.
4. Венгер А.А. Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999
5.Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Изд. 2-е. – СПб., 1996г.
6. Копытов Н.А. Лучшие задачи на развитие логики. Москва «АСТ-Пресс», 1999 г.
7.Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. М.,1999
8. Ларина Т.И. 50 игр на сложение и вычитание. Академия развития Ярославль Академия холдинг, 2002
9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
10. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до шести – СПб., 1996г.
11.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996г. 12.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М., Просвещение, 1990
13. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1989
14.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 1996г.
15. Столяр А.А. Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991
16. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988
|