Submitted by Наталья Николаевна Буранова on Wed, 07/12/2011 - 20:43
Классный час. От проступка к наказанию.
Цели и задачи:
профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
ознакомление учеников с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления.
Описание классного часа
Учитель: Ребята, прослушайте ситуацию из судебной практики в отношении несовершеннолетних и попытайтесь предугадать, какое наказание понесли несовершеннолетние?
Несовершеннолетние Л. и Т. встретили ночью на улице гражданина В., без всякой на то причины избили его, причинив гражданину В. вред здоровью средней тяжести. По делу было установлено, что мотивом избиения стали неприязненные отношения, ранее сложившиеся между несовершеннолетним Л. и гражданином В. Несовершеннолетние Л. и Т. были осуждены по подпункту «а» ст.213 УК РФ.
Возможные рассуждения учеников.
Учитель: В данном случае конкретная мера наказания в отношении несовершеннолетних мне неизвестна, но при его определении суд руководствовался следующим.
Согласно ч.1 ст.213 УК РФ хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов либо исправительными работами на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, если оно:
- совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка;
- совершено лицом, ранее судимым за хулиганство, - наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Хулиганство совершается с прямым умыслом. Поэтому не может квалифицироваться по ст.213 УК как насилие, применяемое на почве неприязненных личных взаимоотношений в кругу близких людей, в безлюдных местах и т.д. В то же время, если такие действия совершаются в общественных местах (в данном случае на улице) и осознанием виновного факта, что они грубо нарушают порядок в общественных местах, то их следует квалифицировать как уголовно наказуемое хулиганство.
В данной ситуации налицо все признаки состава преступления – несовершеннолетние Л.и Т. (группа лиц) совершили хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся применением насилия к гражданину В., они посягали на его здоровье (поскольку нанесен вред здоровью средней тяжести).
Учитель: А теперь я предлагаю вам внимательно прослушать несколько примеров о преступной деятельности несовершеннолетних и оценить их: в каком случае совершенное преступление можно квалифицировать как хулиганство, а в каком случае преступления попадают под другие статьи уголовного и административного кодексов?
Ученик седьмого класса Костя В. в вечернее время баллончиком краски исписал стены двух домов. Это увидели двое взрослых людей, были возмущены таким поступком и сообщили о произошедшем в милицию.
Как вы думаете, органами юстиции будет квалифицирован поступок семиклассника?
Семиклассник Петр В. на школьной перемене вымогал у шестиклассника Семена Р. двести рублей. Когда об этом узнала классный руководитель шестиклассника, то Петр В., улыбаясь, пояснил, что это была просто шутка. По словам же Семена Р. подобные действия семиклассника были уже неоднократными.
Как надо поступить в данном случае классному руководителю шестиклассника Семена Р.? Если данный поступок семиклассника станет известен в милиции, то как там будут квалифицироваться поступки Петра В.?
Возможные рассуждения учеников.
Классный руководитель обобщает высказывания ребят и подводит их к мысли, что внешне безобидные хулиганские проступки подростков могут