В арсенале учителя должно быть множество приемов и методов формирования грамотности, остановлюсь подробнее на одном. На уроках мы часто повторяем: «Думай! Думай!» Вот ученик и думает: «А или О? И или Е?» А часто и вовсе не думает. Чтобы взобраться на горную вершину, альпинист ищет опору на склоне. Если мысль ученика висит в пустоте, ни на какие вершины знаний он не поднимется. Задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы дать ученику такие опоры, по которым он мог бы «карабкаться» сам.Опорная схема – это связующее звено между правилом и учеником, «инструкция по применению». Она позволяет показать ученику, как надо думать, представляют мыслительный процесс в виде ступенек, по которым он может подняться к истине. Опорные схемы дисциплинируют мысль, развивают навыки устной речи, помогают в выработке общеучебных навыков. Схема не дается в готовом виде, она создается на уроке на основе анализа примеров при максимально активном участии учеников. Создание опоры – один из важнейших этапов усвоения нового материала. В прикрепленном файле я предлагаю несколько схем, которые широко применяю на уроках.
Как научить современных школьников грамотно писать?