«Биология 6 класс»- приложение к учебнику Н.И.Сонин
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый , проблемный
Личная значимость изучаемого для школьника: У птиц двойное дыхание, а у человека открывается «двойное дыхание»
Ход урока:
1.Оргмомент
2.Проверка знаний учащихся
У доски- 1ученик - нарисовать устьице и рассказать об его значении
2ученик-сравнить дыхание и фотосинтез
Тест –взять на проверку 5 тетрадей ,задать дополнительные вопросы по терминам на странице73.
1.Дыхание листьев растений осуществляется через
А)устьица
Б)Сосуды
В)Чечевички
Г)ситовидные трубки
2.Значение дыхания для всех организмов состоит в их обеспечении
А)запасными питательными веществами
Б)строительными материалами
В)кислородом
Г)энергией
3.Какие признаки не присущи животным?
А)дышат ,питаются ,растут ,размножаются
Б)имеют клеточное строение
В)ограниченный рост
г)выделяют в атмосферу кислород
Ответы 1-г,2-г,3-г.
3.Объяснение нового материала.(рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц ,соответствующих слайдов ЦОР)
1.Актуализация знаний
2.Дыхание-один из важнейших процессов жизнедеятельности животных
3.Разнообразие животных в зависимости от типа дыхания
4.Усложнение органов дыхания в ходе эволюции
? –давайте попробуем объяснить выражение «У него открылось второе дыхание»
Для этого нам нужно будет на уроке познакомиться с органами дыхания животных ,с
усложнением их в ходе эволюции.
Дыхание – один из важнейших процессов жизнедеятельности живого организма.
! - Прочтите про себя текст учебника на стр.68-2абзац сверху.
Ответьте на вопрос : «Почему мы говорим ,что для поддержания жизнедеятельности организму необходимо дыхание?»
- Кислород участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия.
?-В ходе какого процесса он поступает в организм
-В процессе дыхания.
?- Как дышат одноклеточные животные?
Клеточное дыхание. (фрагмент ЦОР)
-Всей поверхностью тела
?-Как дышат многоклеточные животные?
Учитель показывает фрагменты диска по дыханию животных в разных средах. ?- Назовите известные вам органы дыхания животных.
Учитель дополняет и уточняет ответы учащихся . Акцент ставится на взаимосвязь между органами дыхания и средой обитания. ( Запись схемы на доске и в тетрадях учеников )
Необходимо обратить внимание на то ,что некоторые животные (амфибии) на ранних этапах развития имеют наружные жабры. Что доказывает их происхождение от рыб.
Итак ,потребность в кислороде приводит в ходе эволюции к тому ,что некоторые участки тела превратились в специализированные дыхательные поверхности ,помещённые в лёгкие объёмы(жаберные лепестки у рыб ,альвеолярные пузырьки в лёгких у птиц и млекопитающих). В каждом случае они приспособлены для работы в конкретных условиях. И очень тесно связаны с кровеносной системой.
4.Физ.пауза-3 упражнения для глаз
5.Закрепление материала
1.Перечислите основные типы дыхания(клеточное ,кожное ,трахейное ,жаберное,
лёгочное)
2.Рассмотрите влажные препараты животных. Найдите у них органы дыхания.
3.Рассмотрите лежащие у вас на столах таблицы .(1 таблица на парту) В этом году мы работаем с первыми тремя колонками ,а в следующем- со всей таблицей.
Назовите органы дыхания занесённых в таблицу животных.
Выберите из предложенного вам раздаточного материала картинки с органами дыхания
рыб ,земноводных ,млекопитающих и закройте ими соответствующую ячейку в таблице .Ответ обоснуйте. ( Заслушиваются три группы)
Эволюция дыхательной системы хордовых
Класс
Среда обит.
Органы дыхания
Механизм вентиляции
Ароморфозы
Ланцетники
В о д н а я
Пассивный фильтрационный
1.Замена пассивного дыхания активным
2. Интенсификация дыхания
3.Развитие всасывающего дыхательного насоса
4.Дифференциация структуры легких и дыхательных путей
Рыбы
Активный «Насос»
-Нагнетательный
Земноводные
-Нагнетательный
Пресмыкающиеся
Н а з е м н а я
-Всасывающий
-Изменение объема грудной клетки
Птицы
-Всасывающий
-Работа мышц, крыльев
Млекопитающие
-Всасывающий
-Изменение объема грудной клетки
-Диафрагма
4.Ответьте на вопросы
?- Что произошло с органами дыхания в процессе эволюции?
?- Есть ли черты сходства в процессах дыхания животных и растений?
О чём свидетельствует этот факт?
(Учащиеся отвечают на вопросы ,используя записи в тетрадях, материал учебника .материал предыдущего урока)
6.Подведение итогов.
1.Более подробно о строении органов дыхания, дыхательной системы мы будем говорить при изучении животных различных систематических групп в следующем году.
2.Вопрос о том как повлияло увеличение поверхности газообмена на интенсивность обмена веществ ,строение выделительной ,нервной ,кровеносной, половой систем мы будем разбирать на следующих уроках при изучении темы «Жизнедеятельность организма».
7. Домашнее задание.
Параграф11.Подготовить устные ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания»
Эволюция дыхательной системы хордовых
Класс
Среда обит.
Органы дыхания
Механизм вентиляции
Ароморфозы
Ланцетники
В о д н а я
Пассивный фильтрационный
1.Замена пассивного дыхания активным
2. Интенсификация дыхания
3.Развитие всасывающего дыхательного насоса
4.Дифференциация структуры легких и дыхательных путей
Рыбы
Активный «Насос»
-Нагнетательный
Земноводные
-Нагнетательный
Пресмыкающиеся
Н а з е м н а я
-Всасывающий
-Изменение объема грудной клетки
Птицы
-Всасывающий
-Работа мышц, крыльев
Млекопитающие
-Всасывающий
-Изменение объема грудной клетки
-Диафрагма
Литература
1.Грин Н.,Стаут, биология :в 3-х т.Т.2: -м.: Мир,1993