Урок начинается с показа видеоролика «Экономические новости дня».
Перед просмотром ролика перед учащимися ставятся вопросы: какую сферу жизни общества иллюстрирует видеоролик? Почему вы так решили? Обоснуйте ответ. Обобщая ответы учащихся, в процессе беседы с ними, происходит формулировка темы и целей урока. Мотивационный этап завершается словами учителя: "Если посмотреть, о чём больше всего пишут газеты и говорит телевидение в начале 21 века, то обнаружится, что одна из основных тем - состояние экономики страны. Почему же об экономике идёт так много разговоров, почему из-за неё так много спорят политики и простые люди, почему экономические новости иногда заставляют людей радоваться, огорчаться или тревожиться? Чтобы ответить на эти вопросы, сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же означает понятие (термин) экономика и какую роль играет экономика в жизни общества".
Информационный этап.
План изучения нового материала.
1. Экономика: наука и хозяйство. История экономики.
2. Структура экономики.
3. Экономические институты и экономические агенты.
Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал.
1) Экономика: наука и хозяйство. История экономики.
Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором - П. Самуэльсоном в его книге "Экономикс".
Экономика - это:
1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;
2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;
3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;
4) налаживание и осуществление потребления и производства;
5) богатство.
Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики в одной и той же своей книге? Как в перечисленных определениях проявляются различные стороны экономической жизни? Какое определение экономики из приведённых или Вам известных вы считаете наиболее полными? Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что понятие "экономика" может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.
Различие между понятиями экономики как науки и как хозяйства разбираются с помощью демонстрации презентации. Для закрепления используется задание на соотнесение. Оно выполняется сначала индивидуально, в тетрадях, а затем проверяется путем взаимооценивания, при этом один ученик работает у доски.
Основные школы и направления экономической мысли изучаются в процессе работы в группах. Группы формируются по рядам, т.к. на данном этапе нет цели непременно организовать собственно групповое взаимодействие, необходимо лишь разделить учебный материал на части.
Каждый ряд получает текст - фрагмент неадаптированного источника социальной информации - отрывок из трудов представителей основных экономических течений..
Первичное закрепление знаний о школах экономической мысли происходит с помощью теста.
2) Структура экономики.
Работа с документальными источниками
.
3) Экономические институты и экономические агенты.
Данный вопрос изучается в процессе беседы учителя с классом.
Рыночная экономика возникает из взаимодействия (обмена товарами, услугами и деньгами) множества самостоятельных субъектов (покупателей, продавцов). Но в обобщенном виде можно считать, что в рыночной экономике имеются только три основных субъекта, каждый из которых играет определенную роль. Кто они?
Да, это домохозяйства (семьи), фирмы и государство. Экономическая жизнь проявляется в том, что участники экономики взаимодействуют между собой, то есть координируют свою деятельность либо непосредственно, либо через рынки. Безусловно, и государство, и фирмы, и домохозяйства играют в экономической жизни важнейшую роль.
Вопрос классу: как вы думаете, какому из субъектов экономики отводится самая важная роль? Обоснуйте свой ответ.
Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что вся хозяйственная деятельность в любой стране осуществляется (должна осуществляться!) ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах. Да и деятельность государства, фирм, событий на рынках определяется решениями, которые принимают люди.
Взаимоотношения между экономическими агентами регулируют экономические институты.
Вопрос:Как вы думаете, что понимается под понятием “экономические институты”?
Экономические институты - совокупность, созданных людьми, формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения экономических агентов.
Институтами являются как формальные законы (конституция, законодательные акты и прочее), так и неформальные правила (традиции, обычаи). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка в экономике. Институты уменьшают неопределённость, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми, создают определенные правила поведения экономических агентов в той или иной ситуации.
Аналитический этап.
Ученикам предлагается поработать с раздаточным материалом.
После обсуждения вопросов к тексту, учитель задает вопрос: как соотносятся между собой экономическая теория и экономическая практика? Почему они не всегда совпадают? Обобщая ответы учащихся, учитель акцентирует внимание на то, что среди экономических теорий нет универсальных, которые отвечали бы за все вопросы практического ведения хозяйства в различных странах; кроме того, теории нередко содержат определенный идеологический заказ, игнорирующий возможности практики, реальные условия хозяйствования.
Первичное закрепление изученного материала происходит с помощью итогового теста.
Рефлексивный этап.
Учащиеся должны, используя понятия урока, сформулировать основную идею урока, сделать вывод по итогам изучения темы.
Эмоциональная рефлексия происходит с помощью оценочных листов. На листах приведены предложения, требующие завершения. Первоначально учащиеся сами заполняют рефлексивные листы (задача - дописать как можно больше предложений), затем, по одному зачитывают завершение одного любого предложения. Поскольку оценочные листы в конце урока собираются учителем для выставления полученным оценок в журнал, помимо оценок учитель получает богатейший материал для анализа состоявшегося на уроке взаимодействия.
Домашнее задание. Написать эссе на тему «Изменится ли роль экономики в будущем обществе?»