- обобщить знания детей о растениях и животных леса;
- углубить знания детей о связях между растительным и животным миром, об экологических связях;
- способствовать укреплению знаний о природе родного края;
- воспитывать экологическую культуру.
Оборудование:интерактивная доска, подготовленные задания на ИД,
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
2. Тестирование (кадр интерактивной доски).
III. Актуализация новых знаний и сообщение целей урока.
Загадки.
Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой .( лес )
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. ( лес )
IV. Определение порядка работы.
Работают сегодня 2 научные группы:
1. Ботаники.
2. Зоологи.
Что изучают эти ученые?
Ботаники изучают растения.
Зоологи изучают животных.
V. Работа по теме урока.
Учитель: Закройте глаза (звучит запись «Голоса леса», на доске появляется рисунок леса).
1 остановка «Сообщество».
- Что такое сообщество?
Сообщество– совместное существование объектов живой и неживой природы, которые связаны между собой.
Работа в группах
Ботаники
На экране находятся различные растеня. Какие из них растут в лесу, а какие в саду и огороде. Какое из этих растений растет и в лесу и в саду?
Зоологи
Какие животные живут в лесу, поле, а какие дома? Диких животных передвиньте вправо, а домашних – влево.
Физкультминутка.
Птицы летают (дети показывают).
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети изображают спящих птиц).
Сова смотрит кто пошевелится, того и забирает.
2 остановка «Тайны природы».
Сообщение зоологов.
1 ученик– отгадайте:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.
Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.
Дети задают вопросы выступающему.
2 ученик:
Еще один интересный житель леса. Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).
Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.
3 ученик:
А теперь отгадайте животное по описанию.
Весит 150-200кг, длина более 2 метров, высота больше 1 метра. Он прекрасно плавает, лазает по деревьям, хорошо слышит, плохо видит. Ест орехи, желуди, ягоды, траву, мед, убивает оленей, кабанов, ест рыбу. Зимой спит.
Правильно - это медведь.
Зимой у медведицы рождается 2-3 медвежонка, которые весят всего 500 грамм.
Растения леса.
Сообщение ботаников о растениях.
1 ученик– отгадайте:
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой, стоит под горой. (береза)
Береза – символ нашей Родины. Береза среди других пород деревьев выделяется белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры. Под тонкой белой корой находится береста. Береста не пропускает воду и газы, а через рыхлую ткань черных полосок – чечевичек внутрь ствола поступает кислород. Цветки березы распускаются вместе с листьями и называются сережками.
Экологи напоминают правила поведения в природе.
1. Не рви в лесу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.
2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды. 5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.
6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать 1000000 спичек, а 1 спичкой сжечь 1000000 деревьев.
Цифровой образовательный ресурс из региональной коллекции ЦОР – интерактивный кроссворд «Деревья»
3 остановка «Невидимые нити».
Составить цепи питания по рисункам на интерактивной доске.
а) птицы – гусеницы – листья;
б) сова – зерно – мышь;
в) комары – лягушки – хищные птицы – ужи;
Дети делают вывод о связи животных, растений в природе.
VI. Закрепление.
Наше путешествие подошло к концу.
– Что вы сегодня открыли для себя нового и интересного?
Учащиеся читают стихи С. Никулина «Русский лес».
Нет ничего милее,
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес…
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
V. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о любом лесном животном.
Урок со вставленными кадрами интерактивной доски находится на странице группы "Интернат"