ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Ким Елена Петровна
e-mail:
МОУ «Гимназия №1» Октябрьского района г. Саратова http://sargymn1.ru/content/view/6/7/
Введение профильного обучения дает возможность для решения проблемы воспитания ответственности за благополучие общества. Для учебных заведений города Саратова – аккумулятора большого числа заводов и перерабатывающих предприятий – экологическое воспитание школьников является первостепенной задачей. Эта работа направлена на решение проблем социальной адаптации человека и сохранения его здоровья в условиях проживания в промышленном центре, а также на воспитание стремления обучающихся жить в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Одним из условий реализации экологического воспитания школьников является единство классной, внеклассной и внеурочной деятельности по изучению проблем окружающей среды. Для этого активно используются знания учащихся по разным предметам, организуется исследовательская и проектная деятельность, развиваются познавательная и информационно-коммуникативная деятельность учащихся.
Вопросы экологического характера проходят красной нитью при решении расчетных химических задач. В качестве примера приведу тексты таких задач:
1. Одним из самых высокотоксичных соединений, загрязняющих окружающую среду, является диоксин. Он поражает печень, обладает канцерогенным, мутагенным действием, способен накапливаться в организме. Образуется как побочный продукт при органическом синтезе, при сжигании мусора. Устойчив, химически инертен. Известен состав диоксина (%): С - 44,72; Сl - 44,1; О - 9,94; Н - 1,24. Установите молекулярную формулу диоксина, если известно, что молекула имеет симметричное строение и плотность паров вещества составляет 14,375 г/л.
2. Некоторая карбоновая кислота, используемая в пищевой промышленности, и имеющая код Е280, содержит 49% углерода, 8% водорода и 43 % кислорода. Относительная плотность ее паров по кислороду 2,3125. Определите молекулярную формулу кислоты.
3. Едкий запах кухонного чада обусловлен, главным образом, акролеином (от лат. acros-едкий), который образуется вследствие обезвоживания глицерина, получающегося из жиров. Соотношение масс химических элементов в формуле:
m(С) : m(Н) : m(О) = 9 : 1 : 4, а относительная молекулярная масса составляет 56. Определите молекулярную формулу акролеина.
4. Диацетил - желто-зеленая жидкость с запахом топленого масла. Ее добавляют в маргарин, чтобы придать ему характерный вкус натурального сливочного масла. Определите молекулярную формулу диацетила, если при сжигании 43 г вещества выделяется 44,8л углекислого газа и 27 мл воды. Относительная плотность паров по гелию составляет 21,5.
5. Тетраэтилсвинец – важнейший антидетонатор для двигателей внутреннего сгорания. По имеющимся данным, в одной из западных стран в двигателях внутреннего сгорания было сожжено около 15 млн. тонн этилированного бензина (за один год). Рассчитайте массу выброшенного в атмосферу оксида свинца (II)? Известно, что молярная концентрация антидетонатора в бензине составляет 0,002 моль/л, а плотность бензина равна 750 г/л.
Современное информационное оснащение помогает активно использовать Интернет как компонент экологического образования школьников. Так, вопросы экологического направления находят обсуждение в форумах дистанционного курса «Химия биогенных элементов», размещенного на площадке http://courses.saripkro.ru/school/course/category.php?id=13
Скрин-шот форума по теме «Меры профилактики заболеваний щитовидной железы, вызванной недостатком или избытком иода» представлен в приложении 1.
Сегодня уже нет сомнения, что проектная деятельность позволяет раскрыть творческие возможности обучающихся, а также дает возможность осуществить интеграцию разных предметов как естественнонаучного, так и гуманитарного направления. Проектные технологии являются способом познания окружающего мира, средством привлечения обучающихся к социальной деятельности, что способствует формированию у них гражданской ответственности. Среди многочисленных проектов, выполненных учащимися химико-биологических классов МОУ «Гимназия №1» г. Саратова особое внимание заслуживают проекты – призеры и участники различных конкурсов и научно-практических конференций школьников в 2010-11 учебном году:
Название проекта |
Место и время выступления (опубликования)
|
Автор проекта
|
Руководитель проекта
|
Плантографическая оценка состояния продольного свода стопы у школьников и студентов
|
Международная конференция «От школьного проекта - к профессиональной карьере»
http://www.lien.ru/conf/works
март, 2011
|
Гекалюк Артемий,
11 класс
|
Гекалюк М.С., учитель биологии
|
Равновесие во всем
|
Международная конференция «От школьного проекта - к профессиональной карьере»
http://www.lien.ru/conf/works
март, 2011
|
Киреев Владимир,
11 класс
|
Ким Е.П., учитель химии
|
Влияние засухи на прорастание семян пшеницы «Саратовская-29»
|
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Проблемы 21 века»
февраль, 2011
Диплом III степени
|
Чусляева Екатерина,
10 класс
|
Никитина В.А., учитель биологии
|
Влияние иододефицита на здоровье человека
|
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
апрель, 2011
|
Выгодин Виктор,
10 класс
|
Шишкина И.Ю., учитель химии
|
Изучение
химико-экологической деятельности
ОАО «Завод АИТ» г. Саратова
|
VIII Всероссийский молодежный конкурс «ЮНЭКО»
www.nauka21.ru
ноябрь, 2010
Диплом II степени
|
Цветкова Мария,
11 класс
|
Ким Е.П., учитель химии
|
Влагоемкость почвы
|
Международная конференция СГАУ
апрель, 2011
|
Минасян Анастасия,
9 класс
|
Ким Е.П., учитель химии
|
Экологическая напряженность в Саратовской области
|
Региональная научно-познавательная конференция «NATUROPA»
апрель, 2011
|
Бурова Дарья,
10 класс
|
Ким Е.П., учитель химии
|
Несомненно, современное общество может быть полноценным только в том случае, если каждый его член экологически культурен, т.е. является социально активной личностью, владеющей экологической этикой. Задача школы – воспитание такой личности – личности, которая ответственна за состояние окружающей среды, экологическую чистоту природного мира.
Приложение 1. Скрин-шот форума на дистанционном курсе по теме «Меры профилактики заболеваний щитовидной железы, вызванной недостатком или избытком иода»
|