Разработка урока «Российские профсоюзы: история и современность»
Submitted by Ляйсан Нургалиевна Сафина on чт, 24/11/2011 - 14:02
Разработка урока по теме:«Российские профсоюзы: история и современность»Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», «профсоюз», историей его становления, функционала, значения и роли в современном российском обществе. Задачи:образовательные: определить, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования, рассмотреть историю развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды, раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества. развивающие: продолжить формирование умения вести диалог и монолог, аргументировано доказывать свою точку зрения, извлекать из материалов главную информацию и грамотно её излагать, готовить презентации с использованием информационных технологий, воспитательные: продолжить формирование гражданской позиции учащихся, рассмотреть вопрос о важности участия каждого в работе общественных организаций, защищающих права и интересы работника. Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран для вывода презентаций, видеофильма 1. Вступительное слово. Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня в рамках конкурса «Профсоюзный урок» у нас пройдет урок, посвященный профсоюзному движению. Презентация учителя(слайд1)2.Изучение новой темы Итак, что же такое профсоюз? Какая главная цель объединения в профсоюзы? (слайд2)Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов. (слайд3)Одно из важнейших демократических прав граждан РФ, закрепленное конституцией и федеральным законом – право на объединение в профсоюзы. (слайд4)Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую и профессиональную деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза. (слайд5)Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-демократических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем. (слайд6) Ребята, каждой предварительно созданной в классе творческой группе были даны опережающие задания. Представители каждой группы представят нам результаты своей работы. Сегодня мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения, увидим, как оно зарождалось, через какие трудности прошло и какова роль профсоюзов сегодня. Итак, мы все отправляемся к истокам профсоюзного движения. Слово предоставляется творческой группе «Историки»(гиперссылка документ)«Историки» (гиперссылка презентацияIгруппы) Учитель. Спасибо, ребята. Какова же история профсоюзного движения в России? Как у нас всё начиналось? На этот вопрос нам ответит вторая группа историков. Пожалуйста. (Историки 2 ((гиперссылка документ2) Историки2 (гиперссылка презентацияIIгруппы) Учитель: Перестройка внесла много изменений в политике, экономике и социальной сфере. Это привело к изменению положения профсоюзов, перестройке всей их деятельности. О профсоюзном движении сегодня нам расскажет группа «Современники». (Современники(гиперссылка – документ3)Современники(гиперссылка- презентацияIIIгруппы) Учитель Несмотря на большую роль профсоюзов в защите прав работников сегодня не во всех организациях и предприятиях есть профсоюзные организации и не все работники изъявляют желание быть членами профсоюзов. Группе «Социологов» было дано задание: провести анкетирование работающих жителей посёлка Параньга. (Социологи(гиперссылка – документ4)Социологи(гиперссылка- презентацияIVгруппы) Спасибо ребята, вами была проделана большая работа по анкетированию и обработке его результатов. Следующая группа так же провела исследовательскую работу, выявила одну из лучших, старейших и многочисленных профсоюзных организаций и взяла интервью у одного из лидеров профсоюзной организации работников образования и науки Мухаметгалиевой Танзили Ризвановны. Слово группе журналистов (Журналисты(гиперссылка – документ5)Журналисты(гиперссылка - видеоролик-интервью) (Просмотр видеофильма – интервью с одним из лидеров Параньгинской районной профсоюзной организации работников образования Мухаметгалиевой Т.Р.) Итак, как сказала Танзиля Ризвановна, районная организация работников образования имеет 100 % членство. Это говорит о том, что члены профсоюзной организации работников образования доверяют своей профсоюзной организации и чувствуют её действенность. 3.Закрепление Вопросы к классу для обсуждения ·Ребята, а вы являетесь членами профсоюза? ·А можете им стать? ·А можете создать свою профсоюзную организацию? ·За что борются профсоюзы? (слайд 7) Экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда; Достойную заработную плату и эффективную занятость; Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг; Безопасное рабочее место; Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов; Развитие социального партнёрства, как действенного инструмента, формирование условий эффективного труда; Вывод: профсоюзы выступают за достойный и безопасный труд(слайд 8)4.Синквейн (возможные варианты ответов: Существительное -Профсоюз Два глагола - Защищает, представляет Три прилагательных - Многочисленный, сильный, объединяющий Фраза, несущая определенный смысл - Профсоюз – это здорово! Резюме- Общественная организация.)(слайд 9)5.Подведение итогов урока, оценка работы учащихся