Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей
Submitted by Ольга Владимировна Костюничева on чт, 24/11/2011 - 09:38
Тема: «Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке
раннего развития музыкальных способностей»
Цель - создание условий для непрерывной музыкальной активности ребенка, накопление музыкального багажа: формирование первоначального представления о метроритме, форме.
Общие, сквозные задачи курса «Развитие музыкальных способностей», решаемые на каждом уроке:
вовлечение детей в процесс музыкального общения,
создание атмосферы эмоционального раскрепощения,
пробуждение у детей чувствительности, впечатлительности, воображения, импульса к творческим действиям;
накопление музыкальных впечатлений, обогащение музыкального багажа;
предоставление возможности почувствовать особенности выразительных средств и их отношений (ритмических, звуковысотных, динамики, темпа, формы);
развитие простейших интонационных навыков,
формирование распределённого дифференцированного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования,
формирование навыков элементарной игры в ансамбле, навыков импровизации.
Цели урока:
Обучающая:
- создание условий для воспитания чувства метроритма и чувства формы в процессе музыкально-творческой и игровой деятельности детей;
- формирование первичных музыкально-ритмических навыков и умений;
- ознакомление с «рисуночным» способом графической записи музыки.
Развивающая:
- содействие развитию эмоциональности, художественного воображения,
творческого мышления, осмысления и познания окружающего мира;
- развитие способностей детей к различным формам музицирования;
Воспитательная:
- создание условия для развития коммуникативных навыков работы в учебном сообществе (группе), проявления дружелюбия и внимательного отношения друг к другу.
Задачи, направленные на достижение цели урока:
формирование навыка воспроизведения ритмического рисунка:
- с помощью имитации «эхо»,
- с помощью выразительной артикуляции, осознания частей-слогов в слове,
- через осознание временных характеристик и воспроизведение коротких и долгих звуков,
- с помощью простейшего графического моделирования звуковой партитуры
со знакомыми зрительными образами,
- сочетание пения с ритмическим аккомпанементом (жестами, игрой на шумовых инструментах)
развитие музыкально-ритмической памяти;
освоение структуры музыки:
- через ощущение завершения музыкального построения (фразы, части),
как логической точки (во всех упражнениях),
- создание музыкальной композиции простой формы: вступление – песня,
- с помощью графических партитур
I * * * * ≈ ≈
* * * * ≈ ≈
* * * * ≈ ≈
* * * * ≈ ≈ ≈ ≈ *
II! ■ ● ■
- освоение и запоминание структуры через движение, с помощью игры.
распеределенного дифференцированного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования;
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня я с вами проведу урок.
А вначале я хочу с вами познакомиться и подружиться. Поможет нам игра (игра с деревянными палочками).
Ваша задача выразительно и точно повторить за мной то, что я скажу и покажу. А ещё в ходе игры каждый из нас назовёт своё имя, а остальные повторят его. Помогут нам звонкие палочки.
- Тук-тук! Чей там стук?
- Тук-тук! Я ваш друг.
- Тук-тук! Кто же тут?
- Как тебя наш друг зовут?
- Оля. /повтор/
- Маша. /повтор/ и т.д.
- Сколько к нам пришло друзей!
Дверь откроем поскорей!
- Как приятно познакомиться с такими замечательными детьми!
Предполагаемый результат:
1.Знакомство.
2.Атмосфера доверия, радостного ожидания.
3.Умения:
воспроизводить ритмический рисунок по образцу;
выделять части слова;
слышать друг друга, взаимодействовать, четко произносить слова.
2. Подготовительный этап.
Задачи:
1. Целеполагание
2. Развитие ассоциативного мышления
- А сейчас я загадаю вам загадки:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла …/весна/
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной!
/Сосулька/
- Молодцы, вы не только сумели отгадать загадки, но и помогли назвать тему нашей встречи. Сегодня мы не только поговорим о весне, услышим ее приближение, но и сами станем участниками, героями весенних событий.
Предполагаемый результат:
1.Мотивация к совместным действиям.
2.Умение понимать образный язык, разгадывать метафоры.
3. Основной этап (усвоение новых знаний).
Задачи:
1.1. Развитие памяти, активного внимания.
1.2. Формирование умений:
интонирования несложной песни в удобном диапазоне;
сочетания пения с жестами, ритмическим аккомпанементом;
распеределенного дифференциро-ванного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования;
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня я с вами проведу урок. А вначале я хочу с вами познакомиться и подружиться.
- Поможет нам игра (игра с деревянными палочками).
Ваша задача выразительно и точно повторить за мной то, что я скажу и покажу. А ещё в ходе игры каждый из нас назовёт своё имя, а остальные повторят его. Помогут нам звонкие палочки.
- Тук-тук! Чей там стук?
- Тук-тук! Я ваш друг.
- Тук-тук! Кто же тут?
- Как тебя наш друг зовут?
- Оля. /повтор/
- Маша. /повтор/ и т.д.
- Сколько к нам пришло друзей!
Дверь откроем поскорей!
- Как приятно познакомиться с такими замечательными детьми!
Приветствует.
Организует знакомство
Разделяет стихотворный текст, на фразы.
Отстукивает ритм.
Учит слышать и воспроизводить ритм слов и фраз.
Контролирует правильность ритмических рисунков.
Помогает по необходимости простучать ритмические рисунки.
Коллективная работа
Воспроизводят:
слова игры-приветствия;
ритмический рисунок каждой фразы;
ритмический рисунок имён учащихся
Индивидуальная работа
простукивают ритм своего имени.
1. Знакомство.
2. Атмосфера
доверия, радостного
ожидания.
3. Умения:
воспроизводить ритмический рисунок по образцу;
выделять части слова;
слышать друг друга;
взаимодействовать
четко произносить слова
2. Подготовительный
1. Целеполагание
2. Развитие
Ассоциативного
мышления
- А сейчас я загадаю вам загадки:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла … весна
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной!
/Сосулька/
- Молодцы, вы не только сумели отгадать загадки, но и помогли назвать тему нашей встречи. Сегодня мы не только поговорим о весне, услышим ее приближение, но и сами станем участниками, героями весенних событий.
Вводит тему урока с помощью загадок
Фронтальная работа
Отгадывают загадки
1. Мотивация к
совместным
действиям
2. Умение понимать
образный язык,
разгадывать
метафоры
3. Основной (усвоение новых знаний)
1.1. Развитие
памяти, активного
внимания
1.2. Формирование
умений:
интонирования несложной песни в удобном диапазоне;
сочетания пения с жестами, ритмическим аккомпанемен-том;
элементарной игры на музыкальных инструментах;
самовыражения в звуках
I.Разучивание песни «Шаловливые сосульки»
Я расскажу вам весёлую весеннюю историю, а вы потом расскажете её своим друзьям.
Солнышко утром встало, начало пригревать, сосульки на карнизах домов стали таять, весело капать и шалить.
Разучиваем песенку «Шаловливые сосульки» по фразам, по принципу имитаций «эхо»:
«Шаловливые сосульки сели на карниз. – Кап!
Шаловливые сосульки посмотрели вниз. – Кап!
Посмотрели, чем заняться, стали каплями кидаться.
Целый день идёт трезвон: «Ди-ли, ди-ли, ди-ли, дон!
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!»
Этапы разучивания:
- повторение по1, по 2, по3 фразы и т.д. с жестами;
Разыгрались капельки и стали перебегать по ручейкам из одной лужицы в другую и звонко «булькать». Поиграем вместе с ними?
Правила игры такие:
Игра состоит из трёх частей.
! ■ ● ■
I часть
- по залу в свободном порядке расположены «лужицы», на которых стоят капельки-дети с инструментами (треугольниками, колокольчиками);
- исполняют звуки капель:
«Буль-буль, буль-буль»;
- затем перебегают в другую лужицу со словами:
«Бежим мы с ручейком».
Учитель или ребёнок проигрывают «шаги» (коробочка, кастаньеты или др.)
Условие: успеть прибежать в другую лужицу с окончанием фразы.
II часть
- собираемся в общий круг, придумываем слова, которые помогут позвать весну.
- на «сигнал» учителя, изображающего звуки первого грома (тарелка, барабан или др.)
«Раз – два – три!», нужно вернуться всем на исходные позиции.
III часть
/повторение I части/
В конце «игры» все «капельки» ставят точку!
Внимание!!! Вначале игры есть короткое вступление, которое поможет нам приготовиться и дружно начать игру.
Исполняем игру в целом.
Ребята, а сейчас мы превратимся в настоящих музыкантов, которые играют в оркестре, «на сцене».
Исполняем пьесу шумовым оркестром.
Знакомит с:
правилами игры;
Учит:
сочетать игру на музыкальном инструменте с движением;
ощущать окончания музыкальных фраз;
исполнять ритмический рисунок.
Развивает:
музыкально-ритмическую память;
ориентацию в игровом пространстве.
Контролирует правильность ритмических рисунков.
Помогает по необходимости простучать ритмические рисунки.
Коллективная работа
Воспроизводят:
слова;
ритмические рисунки;
движения
Осмысляют и запоминают структуру игры
Индивидуальная работа
Каждый самостоятельно выбирает траекторию движения
Выбирают роль
Придумывают слова заклички
Коллективно-распределенная деятельность
Исполняют на инструментах получившуюся композицию
3.1.Исполнение разученной композиции.
Умения:
слышать конец музыкальной фразы;
взаимодействовать (исполнять музыкальную композицию в шумовом оркестре)
Первоначальные представления о:
структуре музыки
3. Рефлексивный этап.
1.Подведение итогов урока
2.Способствовать становлению умения оценивать свои действия, настроение
- Большое спасибо, было очень приятно работать с такими дружными, умными и веселыми ребятами.
Я с удовольствием расскажу своим ученикам о нашем уроке.
А что запомнилось и понравилось вам, о чем захочется рассказать своим мамам и папам?
Выражает свое отношение к уроку.
Учит:
оценивать свои действия, настроение;
осмыслять результат урока
Хорошее настроение.
Рефлексивные умения
Список используемой литературы:
Каплунова, И., Новоскольцева, И., Этот удивительный мир. Развитие чувства ритма у детей: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений [текст, ноты]/ Каплунова И., Новоскольцева И. – Санкт-Петербург: Композитор, 2005.-73с.
Орф, К. Система детского музыкального воспитания [текст]/ К. Орф. – Л.: Композитор, 1950. – 75с.
Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тютюнникова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 94с.
Элементарное музыкальное воспитание по системе К Орфа [текст]/ Л. Баренбойм. – М.: Музыка, 1978. – 75с.