Submitted by Лариса Климова on Wed, 23/11/2011 - 13:22
I.Организационный момент.
1. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.
Рене Декарт
Пусть эти слова Декарта станут эпиграфом нашего урока.
Целью нашего урока является повторение темы «Метод Координат» и мы научимся применять свои знания при решении задач по использованию графических операторов в среде программирования ТurboBasic.
Ваша задача сегодня нарисовать объект на бумаге, с помощью специальной компьютерной программы «Координатная плоскость» и с помощью языка программирования ТurboBasic.
Мы «научим» компьютер обрабатывать графическую информацию.
Ведь не даром народная мудрость гласит:
- Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.
И действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.
А поможет нам в работе с графической информацией МЕТОД КООРДИНАТ, открытый французским математиком РЕНЕ ДЕКАРТОМ. Для того чтобы создать графическое изображение на компьютере, нам необходимо повторить некоторые понятии по математике связанные с координатной плоскостью.
- Ребята, как вы думаете, а где в повседневной жизни мы часто встречаемся с координатами?(ответы учащихся)
Сегодня этот метод шагнул за пределы математики.
Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места).
На географии вы знакомитесь с системой географических координат (долгота и широта).
Те из вас, кто играл в “морской бой”, пользовались при этом соответствующей системой координат. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены вертикали игрового поля, а цифрами – горизонтали.
Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске всегда обозначаются латинскими буквами.
Такого рода “клеточные” координаты обычно используются на военных, морских, геологических, астрономических и других картах.
Применяются они и на туристических схемах городов для облегчения поиска нужной улицы или какой-либо достопримечательности.
Давайте повторим основные математические понятия, связанные с координатной плоскостью (горизонтальная ось, вертикальная ось, начало координат, координаты точки, координатная плоскость).
Выполним задание по принципу «Я - сосед».
Задание:
Соедините линиями соответствующие части определения.(слайд №10)
Итак, перед вами кординатная плоскость.(слайды №№11-12)
Мы знаем, что каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес - это пара чисел (х, у).
Все, о чем мы сейчас говорили, применим при построении наших объектов на бумаге и на компьютере.
Давайте выполним задание: соединив последовательно данные точки, построим рисунок на листочках, которые лежат у вас на столах.
Задание (слайд№13)(3 минуты)(обратите внимание на слайд, у вас должен был получиться данный графический объект)
Следующее задание я предлагаю вам выполнить не совсем обычным способом - по данным координатам построить фигуры, но не в тетрадях, а в специальной программе на компьютере.(раздача заданий)
На ваших компьютерах установлена программа - электронный практикум «Координатная плоскость».( При объяснении материала используется программа “Координатная плоскость” , поэтапное знакомство с интерфейсом программы, инструментами, основными командами и построениями объектов с помощью проецирования проектором на доску )
А теперь давайте поработаем в данной программе. (Учащиеся выполняют задания на компьютере, задачи распечатываются на отдельных листах Приложение)
Физкультминутка.
Как вы видите, метод координат нашел свое применение и в информатике.
Именно он лежит в основе построения графических объектов с помощью компьютера.
Различные фигуры можно строить не только с помощью программы «Координатная плоскость», но и используя языки программирования.
Для того, чтобы построить объект нужно составить программу.
Для этого нужно знать правила записи графических операторов, уметь составлять программы для построения точки и отрезка.
Для построения фигур мы будем использовать язык программированияTURBOBASIC.
Вспомним, что наша система координат в графическом режиме отличается от декартовой системы(слайд №15) Основные команды, необходимые для работы это линия , точка и заливка.( слайд №16-17) А теперь я предлагаю вам составить программу на языкеTURBOBASIC. Каждый из вас получит индивидуальное задание.
Работа будет оценена по следующим критериям (слайд) : 1 уровень – выполнена часть работы, фигура составлена не полностью, 2 уровень – ваш графический объект готов, но не закрашен, 3 уровень – работа выполнена полностью.
Приступаем к работе. Работу обязательно сохраним.
Практическая работа(15мин) Закончили работу.
Выведите на экран итоги практической работы.
Итог
Мы убедились в том, что благодаря методу координат можно построить на персональном компьютере различные графические объекты.
Где Вам больше всего понравилось рисовать: на бумажном носителе, в программе «Координатная плоскость» или на языке программирования?(ответы учащихся)
Рефлексия.
Оценим наш урок по 5-бальной системе. (откройте файл «рефлексия_таблица» и заполните таблицу. Я-ваша самооценка по результатам практической работы, УРОК - по принципу «я-сосед», и нарисуйте свое НАСТРОЕНИЕ)
Я – моя работа на уроке.(самооценка - по результатам практической работы)
УРОК – (каким он был для меня)
НАСТРОЕНИЕ - высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
Домашнее задание (слайд)
Творческое задание: на листе в клетку начертить координатную плоскость, нарисовать свой рисунок и определить координаты точек.