Тема: «Звук и буква Ц»
Цель:
Познакомить детей со звуком и буквой Ц.
Задачи:
1.Продолжать учить детей ориентироваться в книге и на конкретной странице
2. Формировать фонематический слух.
3. Воспитывать у детей умение слушать и слышать.
4. Развивать тонкую моторику кисти ведущей руки.
Материал:
Учебник И.С.Рукавишников, Т.Г.Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать».Учебник И.С.Рукавишников, Т.Г.Раджувейт «Кронтик осваивает звуки» кассы, звуковые пеналы, тетрадь, карандаш, трафарет буквы Ц. Сказочные персонажи мумука, маша, миша, зоркое око, рамочка. Ход занятия:
-Как обычно рано утром Мумука выходила во двор и слушала звуки на рассвете -пока не проснулся Миша. Когда же Миша выходил во двор, различать все остальные звуки становилось трудно. Он шумел на дворе, пугал домашних птиц и животных. Дятел по дереву ТУК - ТУК - ТУК
А Миша по камням своим грузовичком на веревочке ДЫК - ДЫК - ДЫК Дятел по дереву ТУК - ТУК - ТУК
А маленький Миша нагружает свой грузовичок камнями БУХ - БУХ - БУХ Дятел опять по дереву ТУК - ТУК - ТУК А Миша крышкой от кастрюли по кабине своего грузовика БАМ-БАМ-БАМ
Миша взял дудочку и начал в нее дудеть, бегать, гонять домашних животных и птиц всех кого встретит на своем пути. ДУ-ДУ-ДУ
Первый ему попался поросенок, он кричал, убегая от Миши на своих коротеньких ножках ХРЮ - ХРЮ - ХРЮ. Куры в рассыпную КО - КО - КО
Шум стоял такой, что волноваться стали и утки и гуси, и даже соседский жеребенок. И-ГО-ГО, КО-КО-КО, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ-КРЯ, ХРЮ - ХРЮ - ХРЮ. В конце концов, срывается овца, начинает нервничать коза. У Мумуки сдали нервы к прежним звукам добавляются новые БЕЭ-Э-Э, МУ-У-У, МЕЭ-Э-Э. Чтобы покончить с шумом и беготней Маша пытается отвлечь брата, она ему предлагает покормить цыпляток.
И мы сейчас тоже попробуем покормить цыплят(выбираю из детей Машу и Мишу, даю им покормить цыпляток). Но нужно их назвать - Как мы позовем цыплят? ЦЫПА - ЦЫПА - ЦЫПА(кормим цыплят). Какой незнакомый звук слышите в этих словах? Звук «Ц»
А теперь давайте дочитаем в учебнике как звали цыплят наши герои книги Маша и Миша.
Маша предложила Мише, давай их вместе позовем ЦЫПА - ЦЫПА - ЦЫПА
Миша любит кормить цыплят. Он хочет позвать их так же как Маша, но у него получается немножко по-другому ПЫТЯ - ПЫТЯ - ПЫТЯ Какой первый произносит Миша? Звук «П» Какой первый звук произносит Маша? Звук «Ц»
Давай рассмотрим букву «Ц» - обведем ее пальцем сверху вниз, слева направо, сверху вниз и коготок. На какую букву похожа буква «Ц»? (на букву «Щ», которая потеряла первую палочку) Физминутка
«Если нравится тебе то делай его так, Если нравится тебе то делай его так» (2 щелчка пальцами над головой)
«Если нравится тебе то делай его так, Если нравится тебе то делай его так» (2 хлопка в ладони) Если нравится тебе то делай его так (2 хлопка по коленкам) Если нравится тебе, то делай его так (притопни правой, левой ногой) Если нравится тебе, то скажи хорошо Если нравится тебе, то другим покажи. Если нравится тебе, то делай все.
Давайте вместе определим, какой это звук гласный или согласный. Попробуем его пропеть Ц, Ц, Ц (НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ).Значит это звук согласный, всегда твердый. А теперь определим глухой он или звонкий (глухой). Так какой это звук «Ц» -согласный, твердый, глухой. Открываем другой учебник на стр.36.
Эти животные и птицы живут у Миши и Маши во дворе. Рассмотрим их. Возьмите зоркое око рамочку и покажите ими тех животных и птиц, в чьем имени есть звук «1Д» (где стоит) Молодцы! А теперь возьмите рамочку звук «Ц», найдите и положите рамочку на это слово. - какое это слово?(ЦЫПА - ЦЫПА)
Закрываем учебник, а теперь это слово выложим в кассе, разделим слово на части и подставим другой, но мы дети выполнили задания. Пальчиковая гимнастика:
Лодочка, кораблик, очки, бинокль, стол, гусь, скворечник.
Вспомним, как пишется буква «Ц» прописываем ее в воздухе. Открываем тетради. Я тетрадь свою открою И наклонно положу Я от вас друзья не скрою Карандаш вот так держу.
Обведем по трафарету букву «Ц» и заштрихуем ее прямыми горизонтальными линиями.
|